Этот феномен так велик и прекрасен, что его радость не похожа
ни на какую другую радость в мире. Именно в этом блаженстве
вдохновленные гении переживали экстаз. Вдохновение приходит
к художнику так, будто кто-то другой взял его за руку, и словно
глаза его при этом закрываются, а сердце его открыто. Вдохновение
приходит к музыканту так, словно кто-то другой играл, пел,
а он только записывал это: целую мелодию, совершенное звучание.
А после того, как он записал ее, она очаровывает его душу.
"Мистицизм звука" Хазрат Инайят Хан
Автор статьи beatitbeatit @forum.myjackson.ru
Именно такая радость и стала толчком для написания этой песни. Вот воспоминания Майкла о том, как она родилась:
«На Speechless меня вдохновила… ммм… я провожу много времени в лесу. Мне нравится гулять в лесу и лазить по деревьям. Больше всего мне нравится взобраться на дерево, залезть на самую верхушку и смотреть вниз сквозь ветви. Всегда, когда я это делаю, ко мне приходит вдохновение. И со мной эти двое чудесных маленьких детей, девочка и мальчик, и они такие невинные, просто квинтэссенция чистоты, и будучи рядом с ними, я почувствовал, что у меня просто нет слов, я чувствовал, что смотрю в лицо Бога, каждый раз, когда смотрел на них. …Когда я был в Германии, мы с детьми устроили грандиозный бой на водяных шарах, и я был так счастлив после этого, что взбежал вверх по лестнице в дом и написал Speechless. Веселье вдохновляет меня. Я совсем не рад, рассказывая ОБ ЭТОМ, потому что ЭТО ОЧЕНЬ РОМАНТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ, но именно этот бой вдохновил меня на ее создание. Я был счастлив и написал песню полностью прямо там... Именно из состояния блаженства рождается волшебство, вдохновение и творчество».
Все, что я вижу и слышу в этой песне, только подтверждает мои мысли о том, что она родилась, как совершенное и абсолютное откровение. И источник вдохновения, и форма, и все выразительные средства так просты, ясны и в то же время совершенны, что о другом и не приходится думать. Здесь приходят на ум слова о том, что все гениальное просто. Над другими песнями, возможно, Джексон и работал месяцами-годами, но только не над этой. На первый взгляд, все музыкальные средства в этой песне очень просты, местами даже примитивны, но отточены до такой степени, что превращают эту песню в бриллиант чистой воды.
Я присоединяюсь к Marine, которая в своем анализе текста говорит о его мистичности:
forever-michael.livejournal.com/230358.html forever-michael.livejournal.com/230846.html Текст так глубок, многозначен, многослоен и метафоричен, что музыка должна была быть простой и ясной, чтобы не перегружать смысл слов, не уводить слушателя в сторону от этой глубины. Нужно было найти средства, не затуманивающие текст, а, наоборот, высветляющие его и проясняющие. Надо сказать, с задачей Джексон справился.
Форма песни - куплетная, то есть самая что ни на есть примитивная. Недостатки куплетной формы - некое ее однообразие и элементарность. Но Майкл выбирает ее не зря. Это вы увидите ниже.
Песня имеет замкнутую форму. Куплеты обрамляются тематически одинаковыми вступлением и заключением. Именно эта находка превращает примитивную форму в шедевр. Пролог и эпилог - это те слова, что наш лирический герой в состоянии сказать вслух. Поэтому они звучат акапелла. А куплеты - это то, что происходит в его душе и сердце, то огромное чувство, которое не описать никакими словами. Пролог и эпилог подобны речитативу перед оперной арией. Это своего рода музыкальная декламация, которая подражает интонациям словесной речи: акапелла, темп - рубато - свободно меняется, двигаясь за дыханием, задерживаясь на высотных и смысловых вершинах, сильные доли совпадают в тексте и музыке, один слог попадает на один звук.
Удивительно построение этого речитатива. Обычно мелодика Джексона не отличается широкой развернутостью. А эта песня построена на очень широких и певучих фазах. И уже в прологе мы видим эти широкие фразы. Начинается пролог с очень широкого скачка (септима фа-ми на словах Your love), и эта септима, заканчиваясь на неустойчивом звуке, сразу создает мелодическое напряжение. Один этот скачок уже дает нам картину робости и какой-то трепетности в эмоциональном состоянии героя. Неоднократно Майкл будет двигаться к этой неустойчивой ноте Ми, усиливая впечатление бессилия в попытках рассказать о своей любви.
Движение вверх повторится еще два раза, создав две волны. И в этих двух фразах не просто скачок к вершине, а уже поступенное к ней движение: в первой волне (But I have not the words ) двигается восьмыми к ноте Ми, создавая картину трепета в груди. Вторая волна во второй фразе уже к ноте Фа (But there are worlds and worlds of ways to explain) взбегает еще более короткими шестнадцатыми длительностями, и именно эта ритмическая дробность наряду с удлинением фразы по сравнению с первой и второй усиливает ощущение дрожи в груди.
Смысловые ударения совпадают с мелодическими вершинами. Первая Ми- это слово love (то, что его вдохновляет), вторая Ми - words (те слова, которых так не хватает), нота Фа - explain (главная кульминация пролога: хоть и невозможно объяснить свою любовь, именно этим Джексон и займется в последующих куплетах). Высотная кульминация усиливается и самой длинной ферматой, давая слушателю время понять, как же трудно говорить о любви вслух. Кроме того, впечатление бессилия усиливается ферматами и в конце фраз. Создается впечатление, что герой действительно не может подобрать слов. И еще один интересный прием. Само вступление начинается и заканчивается одинаковыми мелодическими фразами (Оur love is magical - To tell you how I feel) точно так же, как вся песня начинается и заканчивается одинаковыми акапельными частями, таким образом представляя как бы миниатюру всей песни. И в этих фразах заключено все, что у нашего героя на душе . Практически можно было бы и закончить - ведь все уже сказано, главный тезис ясен. Но нас ждет восхитительная расшифровка этого тезиса в куплетах, где , не побоюсь этого сравнения, Джексон показывает себя, как большой и вдохновенный композитор. Уж не знаю, божественное это вдохновение или все же профессиональное композиторское мастерство.
Он явно тяготел к фанковой гармонии, практически не использовал самые избитые попсовые последовательности. Тем удивительнее для меня был выбор самой банальной и сентиментальной гармонической цепочки, характерной для западной попсы. Более банального и слащавого нельзя и придумать - До - ля - Фа - Соль (если все это перенести в понятный всем До-мажор). Примитивнее только наши пресловутые три аккорд: ля - ре - Ми, но они не свойственны для американской поп-музыки. Кстати, подобная последовательность встречается таки в репертуаре Джексона - это песня You Are Not Alone. Автор этой песни - не Джексон, и мы все знаем, что это самая попсовая и сентиментальная песня в его репертуаре. И результат нам известен. С этой песней Джексон попадает в книгу рекордов Гинесса, стартуя в чате Billboard с первого места. Так что Майкл понимал: гармония стопроцентно сработает.
Еще большее удивление - это повторение этой цепочки на протяжении всей песни. То есть больше никаких аккордов нет. Каждая строчка куплета укладывается в эту цепочку, значит, она повторяется 4 раза, а с учетом того, что в песне 6 куплетов, то эту цепочку мы слышим 24 раза. Вот так незамысловато была решена гармоническая проблема. Думаю, что это - одно из самых гениальных прозрений Джексона в области композиции, как бы парадоксально это не звучало. Он пошел по пути «Чем проще, тем лучше». Правда, в этом правиле есть одна большая проблема. В этой простоте очень легко сбиться в примитив и банальность, а еще чаще и в пошлость. А вот наполнить банальную гармонию красотой, изяществом и глубиной - это дано не каждому. И Джексон определенно - не каждый. На эту гармонию накладывается такая волшебная мелодия с таким глубоким текстом, что банальность исчезает, ей на смену приходят другие характеристики: ясность и чистота. Точно так же, как в народных песнях: все вроде просто, но веками отсеялось все лишнее, и остается только чистая и ясная, как родниковая вода, мелодия и гармония. Ничего не отвлекает слушателя от смысла песни, Майкл не применяет здесь никаких гармонических наворотов. Его цель предельно ясна: песня должна пронять абсолютно каждого.
То же самое происходит и с формой песни. Простая, куплетная, нет ни припева, ни бриджа, которые так любил применить Джексон, чтобы шло развитие музыкального материала. Здесь варьирование происходит только в аранжировке - и инструментальной, и вокальной, оставляя неизменными мелодию и ритм куплетов.
Итак, по форме вступление заканчивается словами To tell you how I feel. И потом следует совершенно божественная реплика But I Am... Она так превосходно создает картину невозможности вербального выражения любви. Фраза зависает на тонике, фактически подведя итог вступлению: нет таких слов, чтобы передать то, что в сердце. Удивительное в том, что тоника здесь звучит абсолютно неустойчиво, это достигается за счет затакта и синкопы во фразе. Наше ухо ожидает продолжения, Джексон уже ввел нас в волшебный мир чувств и нам не терпится узнать, что же с ним, с героем?
Слов нет, но есть музыка. И после этой безнадежной реплики автор средствами музыки говорит нам о силе своей любви. Для этого и выбирается простая куплетная форма. И с каждым повторением куплета, изменяя инструментовку и добавляя хор, Майкл рисует нам картину необъятного растущего чувства. В первую очередь, в песне очень выразительная инструментовка, хотя и совершенно простая по приемам.
Первый куплет идет на фоне синтезаторных выдержанных аккордов, имитирующих орган, создавая нереальную картину, ведь это как бы внутренний голос или голос души; звучит так осторожно пока и несмело. Во втором куплете вступают бас-гитара и ударник. Прием развития вроде такой простенький, традиционный, но отлично придает словам героя уверенности: хоть и повторяются слова о безмолвии, бессилии, музыка говорит нам о силе этого чувства. На словах When I'm with you I am in the light where I cannot be found аккомпанемент как будто пронизывается светом. А вот после слов It's as though I am standing in the place called Hallowed Ground в третьем куплете нам действительно предстает картина этой Святой Земли благодаря арпеджио синтезатора, имитирующего арфу или вибрафон.
Этот прием напомнил мне Чайковского, столь любимого Джексоном. Послушайте адажио из Щелкунчика, которое так восхищало Майкла. Там такие же разложенные аккорды в исполнении арфы. Чайковский часто использовал арфу для создания картины волшебства и грез. Интересно, что в Адажио гармоническая связка До - ля - Фа - Соль тоже присутствует, правда, фраза начинаются с аккорда Фа, но все равно ассоциации явные. Кстати, в этой песне Майкл как никогда близко подошел к Чайковскому - та же мелодичность, простота средств, прозрачность звучания и ошеломляющий результат произведенного впечатления.
http://www.youtube.com/watch?v=kG0jMkoKLJo Повторение куплетов напоминает молитву, этот эффект усиливается с четвертого куплета, когда строфы укорачиваются, в них остается только 2 строчки, и эти строчки повторяются еще 3 раза, превращаясь практически в мантру. Слов Джексону явно не хватает, он бесконечно повторяет одни и те же строки. А вот какова сила любви, нам ясно, слушая музыку. Ведь музыке слова не нужны. С каждым куплетом звук все увереннее, громче, шире и мощнее. Ведь любовь так громадна, так объемна, что одного голоса мало, чтобы рассказать о ней. И с четвертого куплета вступает хор. Чем чаще Майкл произносит слово Безмолвен, тем ярче, сильнее голоса, тем их больше. Это как бы разлад между тем, что внутри и тем, что наш герой в состоянии произнести. Чтобы создать у слушателя почти физическое впечатление необъятности этого чувства, Майкл использует модуляцию куплетов на тон, начиная с третьего куплета, с Си-бемоль- мажора до Ми-мажора. Как в молитве молящийся может дойти до состояния религиозного экстаза, так Джексон доходит до полного апофеоза в шестом куплете, когда на фоне хора звучит его импровизация, зависая на доминантовом звуке Фа, который хоть и устойчивый, но звучит очень неустойчиво и требует разрешения. То есть его пронзительное соло должно чем-то закончится, и оно заканчивается последним безнадежным Spechless, как бы подводя неутешительный итог: высказать словами то, что чувствуешь, невозможно. Любовь героя просто божественна, и вспомнились слова Marine о мистичности этой песни: «Как говорил Дионисий, по мере приближения к Богу, количество слов, которые могут быть сказаны о нем, уменьшается, и, наконец, они иссякают вовсе...Вздох является единственно адекватным способом выражения, признаком полноты, которая сама в себе обретает смысл, и потому не нуждается больше в слове, чтобы восполнить себя». Поэтому Майкл заканчивает песню акапельным эпилогом, возвращающим героя в реальность, и безнадежным выдохом Words like "I love you" . Нет таких слов, чтобы...
И теперь о мелодии, которая здесь - самое главное откровение и самое главное украшение. Это самая красивая, певучая и выразительная мелодия Джексона. Как Earth Song является самым главным и ярким социальным посылом Майкла, так Speechless, на мой взгляд, самая талантливая его лирическая исповедь. Претендуя в обеих этих песнях на всеохватность аудитории, Джексон четко понимал, что мелодия здесь должна быть на высоте. Так и получилось: считаю эти мелодии самым талантливым достижением Джексона-композитора. Попытаемся выяснить, что делает мелодию Speechless таковой.
Здесь Джексон использует несколько опять же простых и безотказных приемов, окрашивая их своим безупречным вкусом и чутьем. Весь куплет построен по принципу «вопрос-ответ», что создает волнообразное движение фраз вверх-вниз. А это стопроцентно действует на слушателя. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Во-первых, обычно при построении периода по принципу «вопрос-ответ» мотив вопроса двигается вверх, а ответ, соответственно, вниз. В редких случаях - наоборот. Здесь же мы видим следующую картину: мотивы и вопроса (1, 3, 5, 7 такты), и ответа (2, 4, 6, 8 такты) имеют волнообразную форму, заставляя трепетать наше сердце. Мотивы вопроса не одинаковы, перый и третий такты крутятся вокруг нот си-до, подготавливая нас к резкому подъему к нотам соль-ля в пятом и седьмом тактах, создавая мелодическую напряженность.
Но главное драматическое напряжение, которое не отпускает нас ни на секунду, создает гениально придуманный мотив ответа (2, 4, 6 и 8 такты). Что в нем такого особенного? Он начинается с широкого скачка на ноту Ми, отводя наш слух к прологу, тем самым объединяя тематически всю песню. Этот скачок, как подъем на скоростном лифте, заставляет наше дыхание останавливаться. А его четырехкратное повторение усиливает это переживание соответственно в четыре раза. Еще сильнее, чем этот скачок, на нас действует поступенный съезд после ноты Ми вниз. И это еще не все. Обычно мотив ответа успокаивает слушателя, придя к устойчивой ноте. Здесь же этого не происходит. Первый ответ двигается вниз, останавливаясь на доминантовой ноте Фа, звучащей очень неустойчиво, а последующие ответы и вовсе после ниходящего движения прыгают вверх. Второй и третий мотивы- на ноту До. То есть ответы фактически превращаются в очередные вопросы, поднимая нас куда-то к небесам. Последний мотив ответа оставляет нас в подвешенном состоянии, дойдя до верхней Фа, никак не разрешаясь. То есть никакого успокоения вообще не происходит. Куплет заканчивается на мелодической вершине, доведя напряжение до крайненго предела. Это дает возможность Джексону бесконечно повторять мелодию куплета, потому что наше ухо ждет его. Успокоит нас только последнее слово Spechless, пропетое с полным бессилием.
Но как бы великолепно не были сочинены все эти вопросы-ответы, главной удачей является мотив в первом такте куплета на словах Spechless, Spechless (ноты до - си-бемоль). Услышав эти два слова-вздоха, мы полностью оказываемся в плену у этой песни. Интонация нисходящей секунды, именуемая в музыке, как интонация плача или вздоха, - это самая слезливая и сентиментальная интонация в музыке. И, главное, беспроигрышная. Многие известные произведения начинаются с такой нисходящей секунды, и сердечко слушателя просто млеет. Правда, для пущей сентиментальности композиторы используют малую секунду, а у Джексона песня начинается с большой секунды. Ну, может, это и лучше, он сумел удержаться на лезвие ножа и не впал в слащавую слезливость.
http://www.youtube.com/watch?v=-hJf4ZffkoI Но если хотите, чтобы сердце слушателя зашлось полностью, то пусть ваше произведение и начнется с секунды, и закончится таким же нисходящим стоном.
http://www.youtube.com/watch?v=A2qdP24xMpI&feature=related Джексон не зря любил и знал классическую музыку, и учился у великих. Этот нисходящий вздох Spechless, повторенный дважды для большей убедительности, и он же, заканчивающий серединную часть песни, просто убивают наповал.
Я восхищена тем, как Майкл сумел свалить в кучу самые избитые приемы и в мелодике, и в гармонии, и в аранжировке и создать песню такую глубокую, тонкую и нежную. Это подвластно только громадному таланту. На память приходят только два великих художника, которые в своем творчестве достигли такой же красоты, не потеряв при этом ясности, простоты и глубины. Это Пушкин и Рафаэль. Этой песней Майкл подтвердил прописную истину: все гениальное - просто.