Продолжение,
началоАвтор eldje@ forum.myjackson.ru
И куплет, и припев строятся по стандартному принципу call and response (вопрос - ответ). В куплетах вокал Майкла является ''ответом'' (с доминированием тоники), а вопросительные интонации принадлежат инструментальному подголоску (в первом проведении темы) и вокализу хора (во втором). В припеве респонсорная перекличка хора (вопрос) с вокалом Майкла (ответ) приводит к каденции, где все голоса сливаются в единое целое. В контексте теории музыки "каденция" означает некоторое итоговое, завершающее построение. Это может быть несколько тактов, или всего два аккорда, или только две-три нотки. Главное здесь - смысл, это резюме, итог, как бы прощальный росчерк.
Последующий бридж абсолютно выбивается из привычной колеи и не имеет уже ничего общего с предыдущими куплетами и припевом - ни в мелодическом, ни в гармоническом, ни в ритмическом отношении.
Fmaj7 - Cmaj7 3p
Cm7 - Dm7 - D/E - Eb/F
Как говорил сам Майкл:
''Мостик'' (bridge) нужен, чтобы попасть из пункта А в пункт Б, чтобы перейти от куплета к другой части. Это эскапизм, чтобы уйти от того повторяющегося, привычного, что ты сейчас слушал - ведь устаёшь слушать одни и те же звуки, и вот ''мостик'' тебя уводит от всего этого; а когда основная тема возвращается, она уже кажется сильнее, намного сильнее, чем прежде, и производит более сильный эффект.''
Как видно из этой последовательности, практически весь бридж состоит из больших мажорных и минорных септаккордов. Казалось бы, что делает нота ''фа'' без диеза в ля-мажоре, она вроде и к блюзовым нотам не относится?.. А это означает, что мы с тональностью ля-мажор окончательно распрощались, и это уже доминанта новой тональности - си-бемоль мажор. Да и перешли к этой тональности не через привычные нам вводные тоны, а плавненько так спустились от ля-мажор, пройдя через соль-мажор с басом ''ля'', и пришли к фа-мажору. Лишний раз подтверждается факт, что в отличие от европейской гармонии здесь не столько важны функциональные соотношения аккордов, сколько голосоведение каждого отдельного голоса. А голоса здесь ''нагулялись'' вволю, приводя каждый раз к смене тональностей. Но несмотря на всю эту 8-тактовую прогулкy, как начали, так и закончили на ''фа'', т.е. утвердилась доминанта новой тональности.
Более сложен бридж и в ритмическом плане. Здесь можно уже встретить и синкопы, и триоли...
Бридж подводит к апофеозу всей песни - финальному припеву, который, разумеется, представлен в более развёрнутом, расширенном варианте:
Bb - Ab/Bb х3p
Db - Ab - Eb
Bb - Bb7sus - Eb/Bb - Db - Ab -Eb х2p
Как мы видим, доминанта сделала своё дело и исчезла с горизонта. В принципе, в госпеле , как и в блюзе, всегда преобладают плагальные обороты ( T - S ), а не привычные нам - автентические ( T - D ). Таким образом, несмотря на всю эту длинную цепочку, здесь задействованы только 4 аккорда: тоника, субдоминанта и блюзовые аккорды III, VII ступеней. Меняется только их комбинация.
Звуча в более высокой тональности, песня становится ещё возвышенней, в ней ещё больше света и надежды. Ведь госпел - это всегда счастливая музыка, поднимающая настроение, ободряющая и несущая позитивные послания о жизни, любви, мире и Божьей благосклонности к нам. Как говорится в одном из псалмов: «Эй, люди, хлопайте в ладоши, пойте громче, восславьте Господа во всю мощь своих легких». Что и говорить, по своей грандиозности, внушительной мощи, страсти, эмоциональности, драйву, а также витающему в воздухе ощущению радости, восторга, эйфории здесь уже, действительно, ФИНАЛ. Только в вокально-хоровой составляющей тут уже целая ''симфония звуков'', которая стабильно обогащается новыми красками и новыми голосами, со всеми импровизационными подголосками-выкриками хора и add-libs Майкла.
Если резюмировать работу Келли, то она, как всегда, на высоте. Есть в его песнях этот, так называемый, ''цепляющий момент'' (англ. Hook - крючок, приманка) - часть песни или композиции, которая каким-либо образом выделяется и особенно нравится слушателю. У Келли это, как правило, бриджи и идущие по нарастающей кульминации госпел-хора, которые всегда будут звучать мощнее и солиднее, чем даже самый шикарный бэк-вокал. Вывев когда-то свою формулу ''идеальной песни'', Келли в очередной раз прошёлся по хорошо знакомой, проторенной дорожке... Никаких смелых вокальных ''экспериментов'' не было и со стороны Майкла...
И в данном случае это послужило поводом для разочарования той части поклонников, которые ждали всегда от Майкла инноваций, креатива, но вполне устроило ту часть аудитории, которая предпочитает более привычного им Майкла, и неважно, что это нечто подобное ''дежа вю'' и ''антендю'' (уже видели и слышали).
Лично мне как-то трудно определиться, к кому себя отнести. С одной стороны, я к музыке отношусь, как к феномену на 90% эмоциональному, и недостатка эмоций здесь нет. Но вопрос, претендует ли она называться шедевром? Не знаю... она вроде хороша - во всём, но уникальна - ни в чём. А ведь могла бы быть, тем более, когда в одном флаконе сразу 3 ''гиганта'': Michael Jackson, R. Kelly, Paulinho Da Costa.
Сотрудничество афро-бразильского виртуоза, перкуссиониста Paulinho Da Costa, с Майклом продолжалось более 20 лет:
The Jacksons DESTINY (1978) : 'Shake Your Body (Down to the Ground)'
OFF THE WALL (1980) : 'Don't Stop 'til You Get Enough', 'Off the Wall'
THRILLER (1982) : 'Wanna Be Startin' Somethin'', 'Human Nature'
Single 'We Are the World' (1985)
BAD (1987) : 'I Just Can't Stop Loving You', 'The Way You Make Me Feel', 'Bad', 'Liberian Girl'
DANGEROUS (1991) : 'Will You Be There', 'Gone Too Soon'
INVINCIBLE (2001): 'Cry'.
Думаю, излишне говорить, на что способен этот ритмический гений... Убедитесь сами!
Click to view
Click to view
Марина написала:
"Мое построение перевода данной песни отталкивается в первую очередь от музыкальной формы - госпел. Но госпел, я бы сказала, очень нетипичный. Во вступлении совершенно явно слышен латиноамериканский танцевальный ритм... Щелчки пальцами, похоже, засемплированы и использованы в качестве перкуссии".
На самом деле трудно сказать: это битбокс Майкла или инструменты перкуссии, или и то, и другое.
В этой песне - типичный срез урбан-саунда 2000-х, который, как правило, изрядно сдобрен танцевальными ритмами латино (в основном это латиноамериканские ритмы стран Карибского бассейна, такие как reggae, zouk, salsa, soca, calypso, reggaeton, punta и др.).
Задействован ли здесь какой-то конкретный ритм, или же здесь ''ритмический коктейль'', точно не скажу, но без всяких сомнений, он заметно обогатил довольно простой ритм песни. С явно выраженными акцентами на ''2'' и ''4'' он создаёт ''перекрёстный ритм'' к мелодической линии, которая акцентируется на ''1'' и ''3''. Но несмотря на это, думаю, что для Paulinho Da Costa воспроизвести этот ритмический рисунок было делом нескольких минут. Вот почему бы не пойти чуть-чуть дальше постоянно повторяющегося паттерна? На мой взгляд, ритмическое разнообразие ещё не испортило ни одну песню.
Майкл не принимал участие в замысле и написании песни, которая целиком и полностью принадлежит Келли, но явно внёс свою лепту в ее звуковое воплощение, "тембровую раскраску". Майкл всегда стремился к новой тембровой интонационности, свежим сочетаниям электронных и акустических звучаний, а также звуковых эффектов. Недаром Майкла привлекало творчество Дебюсси с его искусством колорита, фиксации тончайших настроений и мимолётных впечатлений, и передачи звукового пейзажа.
В общей звуковой массе от нашего внимания ускользает много интересного, и все ''изюминки'' аранжировки раскрываются, лишь когда начинаешь потихоньку ''раздевать'' вокал, бэк-вокал итд. ''Раздеть'' до конца не получилось, но вычленить некоторые задействованные тембры удалось.
В ритм-секции помимо драм-машины использованы следующие инструменты перкуссии:
Маримба - ударный музыкальный инструмент африканского происхождения из семейства идиофонов - комплект деревянных пластинок с тыквенными резонаторами
Пример Реверсивная тарелка Reverse cymbal
Пример Ещё один инструмент из идиофонов, напоминающий звучание небесных хрустальных колокольчиков, Crystal
Пример Понятное дело, что это далеко неполный набор перкуссии. Здесь используется как акустическое звучание гитары, так и с дисторшеном (Michael Landau). Но ведущую роль играют клавишные (keyboards). Недаром с именем Brad Buxer стоит и имя Michael Jackson.
Сбылась мечта русского музыковеда и музыкального критика Б. Асафьева о том, что "когда-нибудь композитор просто и удобно сможет "записать" свои идеи, не думая об исполнителях, оркестре, инструментах, а имея дело непосредственно с беспредельным миром звуко-тембров, и к его услугам будут соответствующие аппараты". Таким "аппаратом" является синтезатор.
Здесь и тёплые синтезаторные тоны (Warm Pad), органично сочетающиеся со звучанием струнных, и переливчатые арпеджио арфы в бридже песни. В качестве подголоска здесь выступает гобой. Также используется фортепиано с эффектом звучания духовых инструментов Wind/piano
Пример Ну а традиционный церковный орган здесь отлично заменяет Ethereal piano. Само слово ''ethereal'' означает неземной, небесный, эфирный. Этот тембр используется, как правило, в жанрах эмбиент-музыки. Как раз подходящий тембр, чтобы подчеркнуть ''божественность'' и возвышенность госпела, как стиля
Пример И в заключении хочу сказать, возможно, песня ''Cry'' и не занимает верхние строчки рейтинга хитов Майкла, но она, несомненно, занимает важное место в его творчестве. Она всегда будет стоять в одном ряду с ''Heal The World'', '' We Are The World'' и другими гуманитарными гимнами.