От переводчика: Хотите анекдот? Вашему вниманию предлагается перевод eldje @ forum.myjackson.ru с английского (язык,который мне незнаком,и весьма!)И замахнулись мы сразу на количественно-качественный уровень (материал в 19 страниц).В принципе,меня интересовал только сам анализ песен ''Don't Stop....'',''Beat it'' .Конечно же ,было бы интересно и всё остальное ,но перевести весь текст...мне даже в кошмаре такое не приснится.У меня была мысль распределить эту статью между несколькими переводчиками,но тут просто необходимо знание музыкальной терминологии и сленга среди музыкантов (т.к.то, что предлагает словарь и переводчик -далеко не то).Скажу честно,мой мозг чуть не выпрыгнул наружу...Пришлось кое-где подсократить,а кое-где и пояснить...Насколько удался этот эксперимент,будет видно по количеству поправок со стороны переводчиков.
The Semiosis of Soul: Michael Jackson's Use of Popular Music Conventions
by Konrad Sidney Bayer, B.Mus., M.A.
Майкл Джексон,пожалуй,как никакой другой поп-артист 20 века,разрушил барьер в музыкальных вкусах афро-американской и европейской американской аудитории.. В период Motown ,он усваивал цель ,преподаваемую Берри Горди всем артистам :синтезировать стили и направления ,привлекая тем самым европейских американских слушателей. Артисты Мотаун способствовали популяризации музыки R&B среди белых слушателей. Тем не менее, никто не достиг такого же уровня успеха Crossover (смешение различных стилей), как Джексон.
Поступая таким образом, он был способен сообщать что-нибудь существенное и подлинное, которое резонировало среди множества различный людей, которые оценили и полюбили его музыку.
Analysis of Conventions in “Don’t Stop” and “Beat It”
Майкл Джексон был поглощён традициями популярной музыки своего времени, например, он
в значительной степени опирался на афроамериканские музыкальные традиции в Off The Wall. Rickey Vincent (1996) заявляет, «Майкл Джексон согласовал все ‘’хип-элементы’’ черной музыки » в этом альбоме. Джексон особенно работал в направлениях диско и фанк в “Don’t Stop ‘til You Get Enough”, выражая различные виды свободы:сексуальную,половую,социальную,этническую.
Согласно Smokey Robinson (1989), “ Чёрная музыка в Америке проникала в каждого.” . “Don’t Stop” остается верным этому идеалу: она нас втягивает,поощряя нас танцевать вместе.. .Иными словами, это способствует созданию новых обществ. Таким образом Джексон смог кооптировать эту согласованность, с тем чтобы выразить социальную значимость создания общности среди разрозненных групп.
Когда диско подвергся нападкам в конце 1970, Джексон переключился на традиции европейской американской рок-музыки.. B Thriller он в большей степени обращается к тому, что традиционно считается "Белыми" жанрами ,представляющими популярную музыку,таких как rock, heavy metal , hard rock, наряду с electropop.
На протяжении восьмидесятых годов влияние heavy metal на другие виды популярной музыки было распространяющимся и существенным. В то,что станет ‘’the best-selling record of all time’’ , Майкл
Джексон (или его продюсер Куинси Джонс) ввели гитариста Eddie Van Halen для эпизодического соло
в песне "Beat It" (1982). Подобно тому, как Джексон и Джонс использовали голос Винсента Прайса в «Триллере,» в том же альбоме, чтобы вызвать страшные острые ощущения фильмов ужасов,так и шумное, виртуозное соло Вана Халена хорошо соответствует песне об опасности и преступлении.
Аргументом может быть то, что все эти стили:рок, хэви-метал, хард-рок и электропоп-во многом обязаны афро-американской музыке.
Discussion “Don’t Stop ‘til You Get Enough”
Подобно ритмам фанка, ритмы диско объединяют массы вместе, создавая общественность.. B “Don’t Stop ‘til You Get Enough” характерные черты funk ,disco очевидны: акцент на ‘’the one’’(сильную долю) или downbeat; скорее сосредоточение на единственном аккорде , чем изменениях аккордов ; ритм является преобладающим. Цель состоит в том, чтобы заставить нас двигаться.
Лирике свойственна двусмысленность,в традициях афро-американской музыки. В 1 куплете Джексон поёт о пылкости,силе и о прекрасном чувстве. Лирика достаточно неопределённа, что позволяет множество интерпретаций; однако, пол подразумевается..
В припеве просто повторяются строки : “Keep on with the force don't stop/Don't stop 'til you get
enough” . Это может относится к танцу,сексу или просто желанию любви..Припев также относительно неопределённый. Мы только знаем, что Джексон хочет, чтобы объект его желания “Just love me ‘til you don't know how (ooh)” (Jackson, 1979). Второй куплет более определённый:
“Touch me and I feel on fire/Ain't nothin' like a love desire (ooh)” (Jackson, 1979). ‘’Oohs’’ наводят на мысль о сексуальной кульминации. Они являются одной из ‘’фишек’’ Джексона, которые он использовал на протяжении всей своей музыкальной карьеры. В этом куплете Джексон выразил желание ‘’ to be touched, and how being touched turns him on’’. В отличие от последующих синглов Джексона, он не использует слова "девушка", "она" или "ее", оставив объект своего желания неоднозначным. Певец является оратором для общества,подобно проповеднику в Чёрной церкви или певцу блюзов в местном клубе.Джексон выражает желания общества, которые он помогает создать в этой песне.Не подразумевается конкретно ни гетеросексуальность,ни гомосексуальность.
“Don’t Stop” позволяет нам выразить нашу сексуальность , как мы этого хотим.. Джексон , верный двусмысленности на протяжении его взрослой жизни, отрицал , что песня была сексуального характера. Подразумеваемая свобода - это свободное выражение наших тел, нашей сексуальности, в сущности, самих себя.
Повторная си.мажорная импровизация придаёт форме округлость, которая усиливает лирику “Don’t Stop ‘til You Get Enough.” Музыка не остановится ,пока мы не получим её вполне. Басы,звучащие в ритме фанка, напоминают песни Джорджа Клинтона или Джеймса Брауна. (Ex. 1). Ритм фанка концентрируется на ‘’the one’’ (сильную долю), на каждый downbeat. (Ломанность» ритма достигается за счёт смещения сильных долей такта на слабые (синкопирование) или же за счёт одновременного сочетания двух и более независимых ритмов (полиритмия)).. ‘’The one’’ более ,чем только самый тяжелый бит в фанке, это также отображение Африканской глобальной системы веры. Vincent (1996) объясняет «the one» следующим образом: В африканской музыкальной культуре все подключаются, каждый отдельный ритм имеет важное значение для всеобщей атмосферы. Bсе участвуют как часть большoго целогo.
Таким образом ,первая половина такта замкнута в этом ритмическом единстве. Вторая половина такта, с другой стороны, все более и более свободна. Играющий может на 3 и 4 бит,чтобы выразить свою индивидуальность,’’прорваться’’ или же оставить незаполненными.. Бас-гитарист в записи играет импровизированный проход во второй половине каждой четверти такта, приблизительно. В затакте (upbeat) четвёртого бита (удара) в большинстве тактов ,бас-гитарист играет натуральный ля-мажор,пониженная 7 ступень си-мажора -,и играет несколько нот перед началом следующего downbeat (слабой доли). Однако,всё возможно во второй половине такта.. Как Bootsy Collins говорит: "Вы можете изменить" (Bootsy, 2007).
Основная цель песни состоит в том, чтобы заставить нас танцевать. С басом, обеспечивающим твердую ритмичную основу, на котором всё держится, ритм треки слоисты ,подобно барабанам в Африканской музыке.. Большой барабан (bass drum) дублирует линию баса (Ex. 2), малые барабаны (snare) отбивают каждый второй и червёртый бит. (Ex. 3), хай-хэт ( Hi-hat - тип тарелок со стойкой, используемый в ударной установке для большинства стилей популярной музыки) держит устойчивый ритм четвертями (Ex. 4), cabasa играет шестнадцатыми (по 4 на каждый бит) (Ex. 5), clave - ‘’off-beats’’ (не в долю,запаздывание) в ‘’upbeats’’ (затактe ) на ‘’два’’ и ‘’четыре’’ (Ex. 6). Есть также другие перкуссии, (колокольчики, woodblocks, и т.д.) с различными ритмическими рисунками.
Существует определенная свобода в ударныx.. Музыканты могут импровизировать различные ритмы или варьировать ритм, который они начали. Малые барабаны играют типичный backbeat (акцентированная синкопа на 2 и 4 ,т.е. смещение мeтрического акцента с сильной доли на слабую).Hi-hat делает то, что делает bass drum в большем количестве стандартных песен диско , тем временем cabasa, как и hi-hat функционирует в диско -стандарте.
Это только царапины на поверхности,что происходит ритмически в “Don’t Stop.
Слои ритма совмещаются подобно частям мозаики, что создаёт неистовый драйв ритма танца (groove).
Темп песни (120 уд/мин) соответствует рамкам,характерных для диско: не слишком быстро и не слишком медленно, как раз для танцев. Тембр лёгкий,парящий.. Струнные лежат в основе гармонии,обеспечивая основу,на которой держится ритм.
Полный эффект -это стена звука, которая окутывает нас , унося нас вперед, и соединяя нас c другими через ритм.
Лирика также наводит на мысль продолжать ритм до тех пор,пока вы уже больше не можете, «вы получаете достаточно.»(“you get enough.”). Кругообразная форма выражает нецеленаправленность мировоззрения ; тогда как Западная тональная музыка стремится к окончанию, Африканская музыка стремится к непрерывности. Ритм в ‘’Don’t Stop’’ связан с ритмом фанка, однако, он немного плотнее, более упругий (Bootsy, 2007). Если фанк выражает идеализированную свободу,то ‘’Don’t Stop’’ -свободу условную..
Структура "Don’t Stop" следует формуле, которая является типичной для многих песен R&B:
примерно после 2/3 части песни есть инструментальный проигрыш. В данном случае, это
соло на гитаре. "Beat It" следует этой же формуле, однако в "Beat It", соло гитары-характерный heavy metal,что расширяет возможности регулируемых соло поп-музыки.
Хотя ‘’Off The Wall’’ хороший и очень успешный альбом , когда началось вымирание диско или ‘’диско-отстой’’, Майкл Джексон должен был найти новое направление. Начиная с этого момента он перешёл на electropop,rock,hard rock.
“Beat It” открывается с внушительных, зловещих тонов синтезатора. Угрожающие тоны создают атмосферу нехорошего предчувствия или опасности. Затем вступает паттерн ударных (запрограмированный одно- или двухтактовый ритмический рисунок).Запрограмированные перкуссии (или драм-машина) мысленно переносят нас в технологический мир Крафтверка (Kraftwerk) и других групп electropop.
(Поскольку я не переводила значительную часть этого материала,в котором говорится о всех задействованных Майклом стилях музыки,думаю,что нужно замолвить словечко об электропоп.Характерной особенностью стиля является замена всех акустических инструментов синтезаторами,а также использование различных звуковых эффектов ,немузыкальных звуков (звуков природы,техники итд),а также нойз (шумов),что в значительной степени расширило диапазон музыкальных возможностей.Но в то же время эта ‘’роботизация’’ музыки как бы символизировала ,что человек -всего лишь продукт машины или структуры,репрессированный массовым производством и СМИ ,разрушая тем самым сложившиеся стереотипы:’’Человек-‘’венец’’ природы’’,’’Всё подвластно человеку’’.)
Темп значительно быстрее,чем в “Don’t Stop,”придавая песне звучание рока. После вступления (интро),подключается бас и электро-гитара с дисторшеном.
Припев построен на 2 основных аккордах: ми-минор и ре-мажор. В куплетах добавляется до-мажорный аккорд.
Басовая партия ‘’Beat it’’ -первая басовая партия,которую сразу узнаешь,что говорит об успехе ‘’смешанного жанра’’ (crossover) Джексона. (Ex. 7). Я родом из области Канады, где тяжелый рок традиционно был весьма популярен. Когда heavy metal был в пике популярности в восьмидесятых годах,Eddie Van Halen , который играл соло гитары в «Beat it», был один из наиболее известных и популярных музыкантов хард-рока того времени.
Басовая партия необычна для поп -музыки тем,что дублирует партию гитары,а не просто ‘’пыхтит’’,играя тоники (I) и доминанты (V) аккордов,как во множестве песен pop или rock.Однако,это присуще heavy metal 80х (например,бас дублировал гитару октавой ниже,что во многом напоминает классическую музыку).В отличие от басовой линии в ‘’Don’t Stop’’ , линия баса ‘’Beat it’’ полностью диатоническая.Здесь отсутствует ‘’блюзовая’’ пониженная VII ступень ,как в конце каждого такта в ‘’Don’t Stop’’.
(Нужно сказать,что изначально музыка heavy metal ,hard rock ,имеющая афро-американские корни,была своего рода ‘’мрачной трактовкой блюза’’,но со временем музыканты отказались от гармонической схемы блюза в пользу западноевропейской тональности; охотнее, чем к блюзу, они обращались к музыке барокко, народной песенности, хотя "старый добрый" рок-н-ролл, конечно же, не забывали.)
Куплеты -слегка ‘’funky,возвращая нас к стилю “Don’t Stop.” Бас и гитара играют тоники (нижние звуки) аккордов I,VII и VI ступеней. (Ex. 8).
Лирика о парне ,попавшем в культуру насилия.В видео отчётливо показано групповое насилие,что является социальной проблемой.. Джексон изображает себя в качестве миротворца, используя власть музыки и танца ,чтобы объединять людей из различных общин и этнических групп вместе.. Подобно ‘’Don’t Stop’’ ,в песне очень мало слов. После вступительных 2 куплетов следует припев и другие 2 куплета.Оставшаяся часть песни повторяет припев.Лирика говорит о юношеском желании власти,силы,физического превосходства по отношению к своим сверстникам .Хотя лирика определенно не решает дилемму молодого человека, который не хочет быть мальчиком, а просто человеком,который не хочет видеть кровь, но желает быть мужественным , видео решает конфликт танцем (Джексон, 1982).
В ритмическом плане, главным различием между ‘’Beat it’’ и ’’Don’t Stop является количество синкоп (метрический акцент на слабую долю). В отличие от “Don’t Stop,” ритмическая стрyктура “Beat It” действительно beat( равномерный,’’жёсткий’’,лишённый намёка на ‘’раскачку’’ (свинг) или ‘’ломаность’’ (синкопу),ритм)
В музыкальном плане,чередование ми-минора и ре-мажора в гармонии выражает то,что лирика оставляет нашему воображению Чередование минорной тоники (I) и мажорного аккорда на VII (который является ‘’септимой’’ гаммы),создаeт,по сути,неустойчивую последовательность.. Такое ощущение,что Джексон постоянно пытается разрешить минорную тонику (I) в мажорную VII.Аккорд VII ступени можно представить,как доминанту (V) параллельной ми-минору тональности -соль-мажор,что является гармоническим оборотом,завершающим музыкальное построение (т.е. кадансовый оборот),однако эта автентическая каденция ( D-T ’’доминанта-тоника’’) ускользает из-за постоянного возвращения в ми-минор.. Джексон,действуя через эмоции,традиционно ассоциирующиеся с минорной тональностью-печаль,пафос,негатив,пытается перевести их в положительные эмоции,обычно ассоциирующиеся с тоникой или ‘’the one’’ (главный бит). Он соединяет два, казалось бы, оппозиционных элемента , изменяя их в процессе. Также как и в видео,где Джексон пытается объединить две противостоящих группы,чтобы создать новое мирное сообщество.
В куплете он даже использует до-мажорный аккорд , наиболее устойчивый тон гаммы.( вообще-то это аккорд VI ступени,а значит,и не ‘’наиболее устойчивый’’ ,но ,скорее всего, здесь имелась ввиду не звуковысотная организация ладотональной системы ,а смысловое значение). Этот до-мажорный аккорд , своего рода объект,к которому нужно стремиться. Давайте переходить от этой негативной ми- минорной ситуации к позитивной до-мажорной ситуации!..