Dangerous: анализ "опасного" шедевра

May 25, 2010 07:06


От переводчика: текст оригинала написан в виде свободного полета мысли, поэтому я сохранила всю его структуру, не пытаясь переставить песни в правильном порядке или привести фразы к законченному виду. На секунду я даже подумала, что это написано Брайаном Мэйем - его манера, в своем блоге он всегда пишет все сплошным текстом, через точки. Идея тут же была мною отброшена, как фантастическая... Но рецензия от этого хуже не стала :))

Posted by Martin Scorpeze on August 31st, 2009

Преамбула: Наверное, мне не следовало бы писать этого в блоге... я зарекался писать о вещах, которые настолько задевают меня лично... Но с другой стороны, я должен высказаться... и я, так или иначе, все равно сделаю это... я напишу пост, который будет посвящен анализу альбома...

За 2 месяца, прошедших после смерти Майка, все это дерьмо не изменилось... люди составили свое МНЕНИЕ о Майкле, и им СОВЕРШЕННО НАПЛЕВАТЬ, какие доказательства вы предоставляете (документы, свидетельства из первых рук, его личные высказывания и поступки), все равно им гораздо удобнее отмахиваться и продолжать считать его злодеем...

Это убивает меня.... по многим причинам, не только из-за Майкла Джексона, но еще больше из-за осознания факта, что невозможно изменить Human Nature (это не каламбур), и того, к чему мы пришли, как общество... и вот, я просто купил себе билет на This Is It и заткнулся...

С Днем Рождения, Майк... Я был тем, кто слушал, и я - тот, кто понял. Спасибо тебе.




По словам Брюса Сведьена, главного звукорежиссера Квинси Джонса, а затем и Майкла Джексона, запись материала для следующего альбома началась буквально на следующий день после того, как был закончен Bad... однако одного из членов команды, создававшей волшебство, в ней уже не было..

Квинси Джонс упоминал, что в ходе сессий записи Bad (первый альбом, на обложке которого Майкл не выглядел чернокожим) Майк попытался поделиться с ним своими проблемами со здоровьем, которые вызывали резкие изменения в его внешности, а именно, что он страдает витилиго...

Квинси, который на многих фото позировал вместе с Майклом, тепло улыбаясь и обнимая его за плечи, что заставило мир поверить, что он был почти как любящий отец для Майкла, только вступавшего во взрослую жизнь, принял его откровения очень просто...

"Чушь..."

Квинси не хотел больше ничего слышать и собирался продолжать работать по-старому...

После окончания турне Bad Майкла убеждали, что следующим проектом должен быть альбом под названием "Десятилетие"... Он планировался как сборник лучших хитов с несколькими новыми песнями... Хотя Майкл хорошо знал, чего он хочет, ему был нужен кто-то, кто смог бы воплощать идеи, рождавшиеся в его голове, на пленке в студии..

Майк провел много времени в студии со своими давними помощниками Брайаном Лореном и Биллом Боттреллом, но добиться того, чего он хотел, никак не удавалось... он начал понимать, что руководить процессом записи должен другой... не Квинси, информация просочилась в печать...

Как только было объявлено, что Квинси больше не вернется в проект, публика просто ахнула, большинство людей внутри и за пределами музыкального бизнеса ошибочно полагали, что своим успехом ЭмДжей всецело был обязан Квинси, а не своему гению..

За дело берется Тедди Райли



Молодой вундеркинд (Edward Theodore "Teddy" Riley, родился 8 октября 1966) из Гарлема в одиночку совершил переворот в музыке R&B, несколькими годами ранее введя в моду агрессивный грув в сочетании со стилем хип-хоп при программировании ударных. Первым это звучание исследовал сам Райли со своей группой Guy, затем оно распространилось среди многих артистов таких, как Бобби Браун и Кейт Свит... впоследствии этот стиль получил название New Jack Swing.

Публика была в шоке.. Народ гадал, что может произойти с классическим звучанием Майкла Джексона...

По словам Тедди, он пришел в студию с компакт-диском, на котором было записано 10 ритмических идей.. он надеялся, что что-нибудь из этого может понравиться Майклу. Тедди нажал Play на проигрывателе, он очень нервничал, ожидая, что произойдет - и тут Майкл начал танцевать...

Когда зазвучал ритм, из которого родилась Remember The Time, Тедди вспоминает, что Майкл остановил компакт и вытолкал его в другую студию, где стояло фортепиано.. там он сказал Тедди, что все песни должны начинаться с инструментального проигрыша и попросил его сыграть этот ритм на фортепиано...

Тедди надеялся, что Майкл возьмет в работу хотя бы одну вещь из того, что он принес, но Майкл взял все.. идея выпуска "Десятилетия" была отложена в долгий ящик, вместо этого работа над полностью новым альбомом Майкла Джексона пошла полным ходом..

Согласно Википедии, сессии Dangerous начались 25 июня 1990 года, знаменательная дата... запись заняла больше года и была закончена всего за несколько недель до запланированного релиза.

С первых тактов Jam стало ясно, что звучание Майкла не будет похоже на то, как звучали парни из Guy... Звучание Тедди и звучание Майкла встретились где-то в средней точке на пути к друг другу и соединились очень естественно... Майкл и Тедди разобрали грув, записанный Тедди, на части и построили из него новые песни.. работа шла с большим подъемом и песни следовали одна за другой... в конце концов, они были вынуждены остановиться в выборе, так как сроки начинали поджимать..

По какой-то причине Майк решил объединить все треки, написанные Райли, за исключением одного, на первой стороне пластинки, было ли это сделано намерено, неизвестно.. Треки Райли построены на напряженном фанковом ритме, который в конечном итоге заставляет слушателя почувствовать себя словно запертым внутри огромного футуристического сооружения..

Тематически в этих песнях Майкл уходит от роли рассказчика своих личных фантазий и оказывается как бы в гуще реальных событий. В Jam он предугадывает изменения, которые принесет с собой новое тысячелетие, смогут ли люди справиться с ними, если они утратили веру?

Он бросает вызов обществу и СМИ, которые вместо того, чтобы сосредоточить свое внимание на острых социальных вопросах, пытаются найти у него все новые и новые странности, "Почему вы цепляетесь ко мне?" - возмущенно спрашивает он в одноименной песне.

В In The Closet он исследует сексуальное напряжение, которому нет выхода, потому что отношения необходимо держать в строжайшей тайне.

В роли жертвы он приглашает нас проследить за отношениями, в которых его эмоции не находят понимания и которые оскорбляют его чувства (в Can't Let Her Get Away): ”I play the fool for you / I change the rules for you / but still you said goodbye…”

Первая сторона пластинки заканчивается песней Heal The World - слащавый до отвращения рип-офф на We Are The World... по непонятной причине Майкл был чрезвычайно горд этой песней, еще более необъяснимо, что она смогла стать хитом в некоторых странах.. в контексте альбома ее основная задача - служить бриджем, чтобы увести нас от хардкора реальности в личный мир Майкла.

Материал Райли звучит на первой стороне гораздо интереснее... что касается музыки, Джексон и Райли создали достаточно жесткое звучание... глубокие электронные фанковые ритмы, пульсирующие под слоями космических украшений, каскады вздымающегося и опускающегося звука... акустические инструменты в сочетании с синтезаторами, которые, по словам Майкла, он и Райли программировали самостоятельно.

Партия ударных в She Drives Me Wild состоит из сэмплов, полученных из записей звуков автомобилей... в миксе другой песни появляется рык тигра из зоопарка Майкла... Remember The Time, в которой драйв барабанов сочетается с прекрасной мелодией в партии синтезатора и сдержанно-страстным вокалом Майкла, стала неумирающей классикой.. Можно сказать, что в ней проявилось обновленное и усовершенствованное звучание Rock With You... Куплет в In The Closet извивается подобно змее, а затем эта змея нападает - грув переходит в летящий бридж - один из лучших треков в альбоме.

Одно из наиболее заметных отличий этого альбома Джексона от предыдущих - богатые многослойные аранжировки вокала, особенно в песнях, основанных на материале Райли. Майкл использует хрип, шепот, весь диапазон своего тенора, сложные гармонии, контр-вокал ("захлебывающееся" пение на вдохе), битбоксинг и массу подобных эффектов, создавая в песнях буквально стену звука.. для того, чтобы разглядеть этот гобелен во всей его красоте, стоит внимательно послушать альбом в наушниках.. аранжировки вокала напоминают одного из кумиров Майкла, Марвина Гэя, и его филигранный вокал с многократным наложением партий (вокал Марвина оказывал некоторое влияние на Майкла на протяжении всей его карьеры)...

Существует мнение, что работа над Dangerous стала для Райли творческим пиком... Продюсирование альбома Джексона подвигло Райли при написании песен сосредоточиться на развитии их структуры, звукового оформления и многослойности (чем он и занялся при работе над вторым альбомом Guy под названием The Future)… с этого времени в своей работе Райли начнет зависеть от технологий сэмплирования и в своей карьере продюсера он больше уже не сможет достичь такого уровня инновационности, как это было в Dangerous…

Песни на второй стороне альбома касаются скорее не внешнего, а внутреннего мира Майкла, его душевного состояния.. спродюсированные самим Майклом при помощи Билла Боттрелла, они звучат более «человечно», чем жесткие и острые фанковые боевики с первой стороны… возможно, Майкл принимал во внимание, что многим поклонникам нравилось его поп-звучание, и поэтому он хотел, чтобы часть альбома состояла из менее конфронтационного материала.

Вокал Майкла становится более нежным, более традиционным, в отличие от жесткого и шероховатого звучания, которое он использует, исполняя треки Райли…

Грусть, страдание - вот основные темы этих песен.. Give In To Me явно была задумана для того, чтобы привнести в Dangerous рок-звучание.. у нее нет «зубов», как у Beat It, по жесткости она не дотягивает даже до Dirty Diana, что вполне устраивало поп-радиостанции, которые с удовольствием включали в свои чарты кантри-рок..

Он скорбит о своем друге Райане Уайте в прекрасной Gone Too Soon.. хотя вокальные данные Майкла позволяли без труда справиться с таким материалом, все-таки это была не та песня, от которой его фанаты падали в обморок.. по иронии судьбы ее лирика больше подошла в качестве панегирика не Райану Уайту, но самому ее автору, что стало очевидным после того, как Ашер исполнил эту песню на концерте-прощании с Майклом…

Who Is It является совершенно выдающейся композицией на второй стороне.. в этом фанковом, до краев наполненном угрюмой болью, и при этом настолько утонченном треке Майкл поет о душевных муках, о паранойе, вызванной внезапной потерей любви… В куплетах его голос звучит сдавленно, согласно характеру песни, а в конце на бэк-вокале буквально переходит в рыдания..

Под конец второй стороны возникает песня-молитва Will You Be There, в которой Майкл, атакуемый критикой, просит у своих слушателей любви и поддержки, когда для него настанут самые тяжелые времена… вряд ли он мог знать, что эти темные времена поджидают его буквально за углом… в музыкальном плане песня безупречна, но ее исполнение производит тягостное впечатление… кода, которую Майкл произносит речитативом со слезами на глазах, превращается в настоящую молитву, слишком мелодраматичную, просто душераздирающую, вызывающую у слушателя чувство неловкости…

Keep The Faith - откровенная попытка реанимировать Man In The Mirror… сама по себе композиция очень хороша, но то, что при записи вместо теплого звука живых инструментов предпочтение было отдано холодному синтезированному звуку, явно не пошло ей на пользу.. выдающееся вокальное исполнение Майкла делает эту песню лучшим не-Райли треком в альбоме, и, конечно, она гораздо лучше подошла бы на роль сингла, чем Will You Be There..

Очень продуманным и удачным является расположение треков: в противовес тому, что на первой стороне после треков Райли он помещает более лиричную песню, вторую сторону Джексон завершает еще одной фанковой песней Райли..

Демо титульного трека было записано Майклом вместе с Биллом Боттреллом (вы можете услышать его в сборнике The Ultimate Collection), но версия Райли звучит ГОРАЗДО круче… На фоне гипнотического, затягивающего как водоворот, ритма Майкл начинает свой рассказ о таинственной роковой женщине, которая соблазнила его… в бридже и в припеве поется о том, к каким ужасным результатам это привело… танцевальный ритм продолжает кружить, постепенно доводя альбом до финала..

Еще до выхода альбома имидж Майкла в прессе серьезно пострадал.. ветер переменился не только в обществе, но и в музыке.. многие начали задаваться вопросом, нужен ли еще кому-нибудь Майкл Джексон и прочие легенды 80-х - со всей своей театральностью и помпой?

Два неосторожных, но хорошо запомнившихся публике, рекламных трюка (истории с покупкой костей Человека-Слона и с кислородной камерой), сфабрикованные самим Майклом и его менеджментом, чтобы подогреть интерес перед релизом альбома Bad, положили начало тому, что Майкл стал превращаться в козла отпущения для таблоидов… свою роль сыграло и то, что в 1991 Майкл Джексон выглядел совершенно иначе, чем в 1983, когда весь мир признавался ему в любви.. теперь почти каждый выпуск новостей о нем начинался со слова «странный»...

Захочет ли теперь публика покупать записи этого нового - «странного» Майкла Джексона?

Первой из Dangerous выстрелила энергичная Black Or White (она открывала в альбоме сторону 2): акцентируя внимание на своем современном поп-роковом звучании, она предлагала довольно упрощенный взгляд Майкла на расовые отношения.. Мировая премьера в прайм-тайм на ТВ и споры, которые последовали за этим, еще больше усилили тревогу относительно того, как воспримет публика его возвращение..

В расширенной версии видео Майкл дает в танце выход своей страсти, своему гневу… темная улица, быстрым ударом ноги он заставляет качаться одинокий фонарь, свет которого выхватывает расистские граффити.. он замечает оскорбления и в ярости разбивает окно.. при этом в каждом акте своего мятежа он, кажется, ощущает прилив сексуального удовольствия.. он неистово вращается, затем его рука ложится на промежность, потом он ласкает себя, проводя сверху вниз руками по телу, делает недвусмысленные движения бедрами… наконец, когда танец окончен, он превращается в черную пантеру (символ, выбранный с четким смыслом) и покидает сцену… этот танец нес в себе сообщение для каждого, кто мог сделать из этой песни вывод, что Майкл Джексон перестал различать цвета или забыл, что он является Черным Американцем - он не забыл об этом..

Консервативная аудитория была возмущена, как сценами насилия, так и сексуальной энергетикой этого видео, со ссылками в качестве основной причины на большое влияние Дежксона на детей они требовали запретить клип немедленно.. и хотя о черной пантере не было сказано ни слова, я уверен, что именно она достала их куда сильнее..

Публика гудела. Black Or White достигла первой позиции в чартах.. Сцена для релиза альбома и для возвращения Майкла Джексона была подготовлена..

Видео Black Or White наглядно продемонстрировало как двойственную природу, заложенную в альбоме, так и двойственность натуры Майкла - два параллельных мира, в которых он существует: мир мечты, где он может творить, и реальный мир, яростно сопротивляющийся переменам.. песня Black Or White и первая часть видео - это Утопия, где все нации танцуют вместе, в единстве, мире и любви.. вторая же часть представляет нам реальность, в которой существуют насилие, ненависть, жестокость, похоть и расизм… если говорить о Dangerous в целом, это альбом, который показывает оба этих мира глазами одного человека…

Мнения критиков по поводу альбома разделились: кто-то восторгался, кто-то ненавидел.. но большинство - восторгались и ненавидели одновременно.. говорили, что альбом получился слишком напыщенным, и новый вокал Майкла критикой был не принят.. говорили, что в альбоме, в отличие от его предыдущих работ, нет ни одного проблеска радости, что он слишком мрачен для поп-музыки..

Если бы они потрудились уделить больше внимания эволюции музыки Майкла Джексона, они бы заметили, что его музыка всегда в равной степени касалась как светлых, так и темных сторон его души..

Депрессией и одиночеством сквозят песни из альбома The Jacksons "Destiny”… вслушайтесь в Heartbreak Hotel и Billie Jean… да и Thriller - песня о ходячих мертвецах… Wanna Be Startin Something - о том, что пустая болтовня всегда не так безобидна, как кажется.. Smooth Criminal - театрализованная история о том, как на женщину в ее доме нападает убийца… В музыке Майкла Джексона всегда присутствовали мрачные оттенки.. с тех пор, как он вырос, его музыка никогда не состояла лишь из солнечного света и танцевальных ритмов буги-вуги.. взять даже Don't Stop Til You Get Enough - эротичная песня с четким сексуальным подтекстом (правда, Майкл отрицал это, но лирика говорит сама за себя)…

когда музыка черных артистов сделала шаг в сторону от банальной романтики, флирта и вечеринок, критики начали жаловаться, что их перестали развлекать… Dangerous не был исключением.. те, кто обвинял Майкла, что в своей взрослой жизни он был оторван от реальности, не способны были понять, что на самом деле он слишком хорошо чувствовал реальность, потому-то ему и хотелось убежать от нее подальше, хотя бы на время… В Dangerous он попробовал взглянуть реальности в лицо…

Рисунок на обложке альбома приоткрывает завесу над тем, что находится внутри… созданная художником Марком Райденом, обложка Dangerous является, пожалуй, лучшей за всю карьеру Майкла… за маской мы видим только его глаза, сама маска состоит из различных символов, каждый из которых имеет для него какое-то значение, и вместе они как бы позволяют заглянуть нам в его сознание… можно потратить очень много времени, анализируя смысл этого изображения…

Подводя итоги, Dangerous - это творение зрелого, глубокого художника, раскрывающего перед нами свою душу, измученную попытками найти согласие с миром, который кажется совершенно для него неподходящим, в котором он чувствует себя чужим… и этот альбом гораздо интереснее, чем синтетический, выверенный во всех отношениях Bad… так мало общего с тем, что было в 70-е и 80-е, и тех, кто ожидал услышать в новом альбоме Майкла Джексона продолжение того, что было раньше, ожидало неминуемое разочарование… Возможно, Майкл сам понял, что стремясь превзойти Триллер, он сделал своего "Плохого" слишком "безопасным"…

металлический фанк открыл перед Джексоном двери в будущее... вместо того, чтобы цепляться за то, что было достигнуто в прошлом, он берет звук Тедди Райли и перестраивает его в соответствии со своим чувством музыки… он не позволяет модным музыкальным течениям нести его за собой, вместо этого он берет быка за рога и тащит его по направлению к новому тысячелетию…

Dangerous - отнюдь не идеальный альбом… Но это альбом, показавший, что Майкл больше не ограничивает себя рамками R&B или соул-музыки - он стал артистом глобального масштаба… правда, желание порадовать всех своих фэнов скорее ослабило этот альбом, чем наоборот… с другой стороны, он был не дурак и понимал, что R&B - это его хлеб с маслом… но и в оставшихся двух альбомах он будет продолжать попытки охватить всю свою огромную фэн-базу… при этом некоторые из его лиричных песен окажутся слишком «мягкими», так что другим, более энергичным, придется волочить их за собой…

в целом, Dangerous подобен путешествию сквозь сознание великого художника, путем сложного поиска пытающегося примирить свои духовные устремления (Keep The Faith, Heal The World) с мирскими заботами (In The Closet, Jam).

Dangerous - это еще одно напоминание о том, что образ Майкла Джексона, представленный в СМИ, является одномерной карикатурой на настоящего человека, который наблюдает за нами из-за маски…

review, dangerous album

Previous post Next post
Up