По следам
Словаря Майкла Джексона и продолжая
разговор о "неправильной" дикции Майкла (Лен, ты не представляешь, насколько я благодарна тебе за небанальный заголовок, по которому очень легко искать пост)))
Напомню три версии из поста
elga74 :
1. «Не умеет петь четко».
Ну... явно не тот случай.
2. «Выпендривается». То есть, извините, «Намеренно допускает неправильное произношение, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность».
Думаю, всем смешно. Подчеркивать индивидуальность Майкла Джексона такими дешевыми приемами - все равно что обклеивать статую Свободы пайетками, а то вдруг не заметят.
3. «Стилизует произношение под черный сленг».
Чтобы быть в этом вопросе уверенным, надо хорошо знать, как звучит этот самый черный сленг - может быть, кто-то из сообщников внесет ясность. Но... я что-то не очень верю в эту версию. То есть стилизация возможна в определенных ситуациях, в отдельных песнях, для создания конкретного образа, и это действительно происходит в Bad. Но вообще-то регулярное использование «уличного» произношения на большой сцене обычно выглядит очень вульгарно. Вот уж в вульгарном пении Майкла не упрекали никогда. Кроме того, мне почему-то трудно представить себе «уличное» произношение, похожее на то, что происходит в MIM.
Хочется все-таки внести ясность: первая теория, конечно, абсурдна, но во второй и третьей есть, как мне видится, доля истины. В действительности здесь нужно говорить не столько о лексике и о произношении, сколько об особых вокальных приемах Джексона, его неподражаемой фразировке и т.н. "звукописи" в его лирике, когда слова сами по себе создают звуковой, фонетический рисунок и определенный ритм (см.
http://community.livejournal.com/king_mj_jackson/168702.html и
http://community.livejournal.com/king_mj_jackson/169128.html).
Разгадку надо искать не в стилизации Майклом произношения под какой-либо сленговый вариант, а в его уникальной манере исполнения, сочетающей в себе самые разнообразные вокальные приемы - от фанковых вскриков, дрожания и визга, до контр-вокала, оперного вибрато, пения стаккато, джазового скэта и хип-хопового битбокса.
Послушайте Брауна - и вы непременно вспомните акапельный кусок из клипа Bad:
"You know I'm feel all right!" - "Who's bad?!"
Click to view
О скэте стоит рассказать немного подробнее (Екатерина БЕЛОБРОВА, преподаватель МОКИ, ИСИ и студии MusicWay,
http://musicway.ru/?titl=a_2007-12).
Ведь хрипелки и сопелки,
и кричалки и вопелки сочиняю я неплохо иногда!
Да!
(Scatman Винни Тhе Пух)
Что такое Scat? Вокалист импровизирует или просто забыл слова? Инструменталисту не дают покоя лавры вокалиста или он поленился принести на репетицию свою трубу? Это приблизительно то же, что языковые детские фантазии, словотворчество, свободный полёт музыкальной мысли или всё-таки это искусство, которому надо учиться?
Существует легенда, по которой скэт изобрёл Луи Армстронг. Во время записи композиции Heebie Jeebies (1926 год) он выронил листок с текстом, но не растерялся и допел до конца, имитируя звуки собственной игры на трубе, используя вместо слов первые попавшиеся комбинации слогов. Какой-то остроумец назвал это Scat - возможно, сократив фразу: Scat-a-lee-dat. Армстронг наверняка не был первым музыкантом, заменившим текст песни слогами, но он первым записал Scat в студии, привнеся в импровизационный джаз еще один несравненный инструмент - человеческий голос. Однако ещё до начала победного шествия джаза скэт-пение было популярно среди вокалистов стиля регтайм: среди них можно назвать Бена Харни, Тони Джексона, Джина Грина, которые ещё в первые два десятилетия XX в. активно пользовались скэтом.
Скэт - это вокализация звуков и слогов, которые не несут смысловой нагрузки. Но в результате хитросплетений отдельные слоги формируются во фразу, образуя свой собственный синтаксис. Это похоже на международный музыкальный язык, настолько универсальный, что общаться на нём могут не только признанные мэтры джаза, но и простые любители музыки и пения, вне зависимости от знания нот или текста песни.
С педагогической точки зрения, скэт полезен и вокалистам, и инструменталистам. Певец обретает большую свободу, лучше понимает музыкальный материал и взаимодействует с остальными музыкантами, а инструменталист играет свои соло более осмысленно, улучшается структура фразы, мелодичность, а в результате - общая музыкальность исполнения (наверное, вы замечали, что многие великие джазовые инструменталисты, играя импровизацию, одновременно напевают её себе под нос).
Развитие и популяризация скэта связаны с именами Эллы Фитцжеральд, Сары Воэн и других звезд джаза. С них и стоит начать своё знакомство с миром скэт-вокала. А вот дальше вас ждут сюрпризы! Используя возможности скэта, некоторые исполнители и группы создают композиции вообще без участия других инструментов. Например - широко известная "Don't worry! Be happy" Бобби Макферрина, в которой голосом исполнены даже партии баса и ударных. Другой пример - группа Таке 6, использующая в своём творчестве как инструментальный вокал с текстом, так и Scat. Прославился на этом поприще и человек под псевдонимом Скэтмен Джон (Scatman John), который, занимаясь исправлением речевых дефектов у логопеда, внезапно открыл в себе недюжинные способности к звукоподражанию. Он рискнул использовать скэт в танцевальной музыке, и в результате не только занял первые места в чартах по всему миру, но и привлёк внимание широких масс слушателей к этому вокальному жанру.
Скэт прижился и в роке. Вокалист Тhe Doors Джим Моррисон спел медленный скэт в песне "
Crawling King Snake". В современной музыкальной культуре скэт оказал большое влияние на развитие музыки стилей хип-хоп и ска - потому-то молодежь часто путает его с рэпом. Скэт частенько используют в "непопсовых" направлениях современной музыки: industrial (например, группа Ministry в песне "Jesus Built My Hotrod" -1991), heavy metal (Джонатан Дэвис из Коrn вставил скэты в песни "Twist", "Freak on a Leash", "В.В.К." и "Liar"). Есть свои скэтмены даже в жанре death metal - например, Джон Тарди из группы Obituary.
- Как научиться петь Scat? Снимайте (заимствуйте) слоги с чужих записей! Подражание другим - универсальный способ научиться чему-либо и отлично подходит для первого этапа обучения. Это потом у вас появятся собственный стиль и виденье материала... или не появятся...
- Как выбрать слоги? Их выбор зависит от стиля импровизации, длительностей нот и вашего вкуса. Вот слоги с хорошей атакой, придающей пению четкость и выразительность: bee, bop, chee, dop, doo, tee, too, vee, vam, vom, di, ka, pe, ga… Умельцы не советуют слишком много думать над выбором слогов: начинаешь задумываться над текстом - пропадает сама идея пения БЕЗ слов!
- Обязательно ли знание гармонии? Некоторые мастера импровизируют по слуху, без предварительного изучения гармонической структуры песни. Некоторые делают это очень хорошо! А некоторые... ну... то, что называется "на шАру"... Иногда и "шара" может "прокатить", но чтоб не быть осмеянным коллегами-инструменталистами за смелые мелодические обороты, несоответствующие НИЧЕМУ, лучше всё-таки подготовиться... Как говорят профессионалы: лучшая импровизация - подготовленная импровизация!
- Вот несколько скэтовых фраз, прославивших их авторов:
- Shoo-bee-doo-bee-doo (Frank Sinatra)
- Ooh bop shu-bam a klook-a mop (Dizzy Gillespie)
- Dom dom dom-a-doo-dom, a doo-bee doo (Everly Brothers)
- Тары-Бары (русский народный скэт)
- Трам-па-рам па-рам па-рам па-рам па-пам, Трум-пу-рум пу-рум пу-рум пу-рум пу-пум (Винни Пух)
А вот так звучит скэт Майкла Джексона, который, записывая раннее демо, придумывает вокальную аранжировку и слова к Билли Джин на ходу, получается более, чем забавно,)))
Click to view
Иногда, крайне редко, исполнители сочетают скэт с битбоксингом, нужно учитывать, что хотя по сути эти приемы похожи (скэт имитирует сольную инструментальную партию в аранжировке, битбоксинг имитирует звучание ритм-секции и аранжировку в целом), они требуют от исполнителя совершенно разных навыков и основаны на разном музыкальном мышлении: скэтмен - это импровизатор и солист, исполнитель же битбокса - это человек-орекстр. Майкл, похоже, не только был способен слышать сразу несколько ритмов, но он мыслил одновременно и как солист-импровизатор, и как композитор-аранжировщик.
Click to view
ОМГ, и есть такие людишки, которые после бесплодных попыток с точностью определить стиль Майкла Джексона называют ЭТО "попсой".......,))))
К слову, можно еще вспомнить коннакол, его популяризацией в свое время активно занимался
Джон Маклафлин:
"Это прекрасная система индийского ритма, который задается без инструментов. При этом используется голос и руки, то есть не надо учится игре на ударных инструментах для того, чтобы полностью понять простоту и глубину индийских ритмических традиций. Это система, которую я настойчиво рекомендую своим студентам, хотя при этом я не считаю себя мастером коннакола. Но, как я сказал, ритм - понятие универсальное и если вы сможете понять коннакол - наиболее совершенную в мире систему изучения ритма - вам станет доступным любой ритм любой страны на этой планете. Например, если мне надо обратиться к одному из играющих на ударных в Remember Shakti, я могу пропеть ему ритмический рисунок и наоборот. Это может быть: "Ta-ka ta-ka ta ta-ka tin day ta". Тут же просматривается математическая формула. И если вы можете пропеть ритм, это значит, что вы его понимаете, и остается лишь приладить его к своему инструменту."
Прислушайтесь, я не думаю, что Майкл когда-нибудь целенаправленно изучал эту систему, но действительно очень интересно, полная универсальность:
Click to view
А что касается его фразировки, чувство блюза и феноменальная способность построить фразу так, чтобы она была вокально красивой и безупречно эмоционально точной, очевидно, была у него врожденной. Этому учат, но научить петь, а главное, думать так, как думал Майкл Джексон, нельзя..
Очень верно подметили однажды на майджексон:
"Вообще Майкл очень хитро поступил, изобретатель,)) Понаписал песен со специфическим ритмом, сам черт голову сломит, как их спеть. Да еще и массу своих вокальных фишек забабацал - вокальную икоту, ау, оу… Еще ни разу не слышала хотя бы одного певца, поющего его песни, чтобы он смог перекрыть оригинальное исполнение.
Получается, что ларец с драгоценными камнями всегда открыт, но взять из него ты ничего не можешь без того, чтобы камни не обратились в пыль. И дракона для охраны ставить не нужно…"