Джонс-младший Куинси Делайт (р. 14 марта 1933, Чикаго, Иллинойс) - американский джазовый музыкант (труба, фортепиано), бэндлидер, аранжировщик, композитор.
В возрасте 10 лет переехал с семьей в Сиэтл. Организовал здесь вокальный квартет, исполнявший негритянскую церковную музыку. В 14 лет самостоятельно освоил игру на трубе, в 1950 учился у Кларка Терри. В 1951 удостоен стипендии как одаренный начинающий музыкант, благодаря чему смог продолжить образование в Бостоне в школе композитора Джозефа Шиллингера (эмигранта из России, автора оригинальной системы музыкального обучения). Кроме того прошел джазовую специализацию в бостонской Berklee School of Music. В этот же период выступал в оркестре Лайонела Хэмптона (в конце 1953 участвовал в его европейских гастролях). Вернувшись в США, работал в качестве аранжировщика в Нью-Йорке, сотрудничал как фрилансер с Рэем Энтони, различными фирмами грамзаписи, с 1954 - с «Диззи» Гиллеспи (совершил с его оркестром в 1956 турне по Ближнему Востоку в качестве музыкального руководителя, аранжировщика и трубача). В 1957-58 жил в Европе (во Франции, Швеции и других странах), где работал как продюсер, аранжировщик, композитор, дирижер, инструменталист, бэндлидер, организатор многочисленных студийных групп с интернациональным составом исполнителей. В 1959-60 возглавлял оркестр, с которым принимал участие в постановках блюз-оперы Гарольда Арлена "Free And Easy" в Голландии и Франции (музыканты его оркестра были одновременно и актерами, исполняли вокальные партии).
Затем вновь обосновался в Нью-Йорке. С небольшими перерывами руководил биг-бэндом, время от времени обновлял его состав. Гастролировал с ним в различных странах Европы. Писал аранжировки для многих певцов (Пегги Ли, Фрэнка Синатры, Билли Эсктайна, Сары Вон, Эллы Фицджералд и других), концертировал с ними и записывался на пластинки. С 1961 художественный руководитель, а с 1964 вице-президент граммофонной фирмы "Mercury Records".
«Звезда» негритянского биг-бэнд-свинга модерн-эры. Многогранная творческая натура. Наиболее ярко проявил себя в области аранжировки и композиции. Последователь «Дюка» Эллингтона и «Каунта» Бейси (принадлежит к его школе). В 50-60-е годы способствовал возрождению и дальнейшему развитию традиций классического хот-свинга, на этой основе интегрировал элементы различных современных джазовых стилей, популярной музыки, поп- и рок-музыки (боп, кул, хард-боп, ритм-энд-блюз, соул, латин-джаз и рок, симфосвинг, свит-мьюзик, джаз-рок и рок-джаз, фьюжн).
Относится к числу ведущих аранжировщиков модерн-свинга 50-70-х годов.
Квинси Джонс:
"Я знал, как находить с Майклом общий язык"
Легендарный продюсер Квинси Джонс говорит с Джонни Дэвисом о Леди Гаге, Наоми Кэмпбел, своем последнем разговоре с Майклом Джексоном и шутит насчет собственных похорон.
Wednesday 8 September 2010 21.30 BST
Квинси Джонс не полагается на авось. Последнюю неделю 77-летний музыкант с двумя титановыми пластинами в голове и слуховым аппаратом, который посвистывает, когда говорит, провел в Каролинском Институте в Швеции, где в течение шести дней под присмотром "лучших докторов в мире" он проходил полный ежегодный медосмотр. "Краниология, урология, все подряд", - поясняет он.
От би-бопа до хип-хопа, теперь уже не осталось никого, кто сделал бы для американской музыки больше, чем Квинси Делайт Джонс-мл. Ему тяжело об этом говорить: "За последние четыре года я потерял 174 человека, которых считал своими друзьями. На прошлой неделе ушел Эбби Линкольн. До этого Герман Леонард, Хэнк Джонс, Лена Хорн, Билли Престон - половина этих ребят были моложе меня. Сэмми Дэвису было 64, когда его не стало".
Он перестал ходить на похороны. "Им это уже не нужно". Самое больше потрясение прошлого года - смерть Майкла Джексона, которого он называл Смелли. Они создали вместе три альбома - Off The Wall 1979, Thriller 1982, Bad 1987 - творческий союз, который навсегда изменил поп-музыку. "А потом он меня уволил", - усмехается Джонс. Певец сомневался, что у хип-хопа, к которому подталкивал его Квинси, есть будущее: "Он сказал: Квинси ничего не смыслит в бизнесе. Он не понимает, что рэп уже умер". Но я не в обиде, в то время это было действительно сложно предугадать".
Тем не менее, до самого конца они оставались друзьями. "Я находился в Лондоне, когда его 10, а затем 40 концертов были распроданы. Он позвонил мне, хотел чтобы его дети приехали туда ко мне. Но я в это время гостил у Мохамеда Аль-Файеда и ответил: "Увижусь с вами в Лос-Анджелесе". Это был последний раз, когда я с ним разговаривал".
Знали ли вы, что он был в плохом состоянии? "Нет, нет, - отвечает он. - Никто не мог этого знать. И никого нельзя винить в том, что случилось. Артистов такого уровня невозможно контролировать. Чтобы понимать что происходит, ты должен находиться при нем, наблюдать за ним 24/7".
А что насчет количества концертов? Вы не считаете, что для него это было слишком?
"Боже мой, я не знаю. Это его личное дело. Кто может знать? Слишком много нюансов. Тому, кто не был полностью посвящен во все детали, трудно судить со стороны".
Однажды Джонс и сам был на пороге смерти. В 1974 он перенес два кровоизлияния в мозг, после чего больше уже не мог играть на трубе. Врачи давали 1/100, что он выживет после операции, поэтому его волосы обрили и сложили в полиэтиленовый пакет - чтобы в случае чего он не лежал в гробу лысым. Очнувшись, он оценил заботу о своем трупе. Тогда он решил, что это станет хорошей реликвией, чтобы не терять времени зря.
"Фрэнк Синатра как-то сказал мне: "Кью, живи каждый день так, будто он последний. Потому что в один прекрасный день это окажется правдой".
К счастью, шведские врачи заверили его, что все в порядке. "За исключением того, что мне нельзя пить водку. Хотя они сказали, что выпить две бокала красного вина - это лучше, чем не пить вообще!"
Он и в самом деле выглядит хорошо. Когда мы встречаемся в парижском отеле Ритц, он смотрит на девушку за приемной стойкой с блеском в глазах (три брака и семеро детей в возрасте от 17 до 56), узнав, что я приехал из Лондона, он демонстрирует мне безукоризненный выговор кокни. "Я учился у лучших, у Майкла Кейна", - объясняет он. Затем он показывает мне кольцо с изображением Фрэнка Синатры - подарок от его дочери.
На фоне всех своих громких достижений, главным Квинси считает свою способность превращать великих мужчин и женщин (в особенности, музыкантов) в своих близких друзей. Его книга, ставшая бестселлером, "Q: The Autobiography of Quincy Jones" содержит в указателе имен 50 страниц и может служить справочником самых выдающихся людей в мире музыки. Ему не было 30-ти, когда он выступал вместе с Билли Холидей и Эллой Фицджеральд, играл на трубе на одной сцене с Телониусом Монком и Чарли Паркером, записывал Жака Бреля и делал аранжировки для Рэя Чарльза. Стоит вспомнить, что кроме альбома Thriller и сингла We Are The World, его послужной список содержит кое-что еще, например, аранжировку
Fly Me To The Moon Фрэнка Синатры, которую Базз Элдрин в 1969 слушал на поверхности Луны, а также 33 саундтрека к фильмам и 79 номинаций Грэмми.
Конечно, он пересек Атлантику не для того, чтобы просто поразвлечься: сейчас он представляет здесь новую линию наушников бренда AKG ("естественный звук, идеальное прилегание - лучшее, что я мог себе представить"). Но Париж - особенное место для Джонса. Он жил здесь в 50-х, изучая композицию у Нади Буланже под руководством Стравинского, Леонарда Бернштейна и Аарона Копланда. Он запросто встречался за обедом с Пикассо и весело проводил время с Бриджит Бардо. "О-ла-ла!" - подмигивает он.
Когда прекрасная юная блондинка плюхается ему на колени, она оказывается одной из его дочерей, Кенией. "Ее мать - Настасья Кински", - говорит он. Кроме дружбы со знаменитостями, еще одной его фишкой были красивые женщины. - "Я влюблялся только в красивых".
Джонс прошел трудный путь: он родился в бандитском Чикаго в 1933-м, его мать страдала шизофренией, а бабушка, которая его воспитывала, любила жарить крыс на сковородке. Мать возникала в его жизни снова и снова, как несчастливый талисман; с целью оградить Джонса от "этой дьявольской музыки" она доносила на него в полицию как на неплательщика налогов. Ее материнская забота была такова, что теперь Квинси говорит: "У меня не было матери, поэтому мне пришлось самому создавать свой мир. Я начал играть в квартете трубачей, потом в квартете тромбонистов, потом в квинтете саксофонистов, на барабанах, на басу и пианино - постоянно пробовал что-то новое".
Именно такой подход позволил ему далеко продвинуться в качестве аранжировщика - приходилось постоянно сопоставлять, анализировать, смешивать - людей, музыку, идеи. С кем он только ни работал: от Эйкона до Боно, от Чака Хан до Шакил О-Нила. В настоящее время к нему пришла идея, что рэпперы "могу произвести революцию в образовании". Он объясняет: "Во всем мире школьники фанатеют от рэпперов. Я бы ввел во все школьные программы изучение рэпперского сленга - тогда они не путали бы '
Yo homie!' с лозунгами нео-нацистов на сайте
Билла Уайта. Он также поддерживает позициею Барака Обамы: "Мы единственная страна в мире, у которой нет министра культуры".
В скором времени выходит новый альбом Джонса - его подарок самому себе под названием "Q: Soul Bossa Nostra". Он выйдет в цифровом формате, и уже на следующий день его будут слушать в китайских мобильниках, но Кью больше не рассчитывает на винилы. "Я джазовый музыкант, парень, - говорит он. - Но того музыкального бизнеса, который мы знали, больше не существует. Приходится быть реалистом".
Эми Уайнхаус в своем альбоме Rehab
перепела "It's My Party" 1963 года - первый хит Джонса в качестве продюсера. Они познакомились на концерте в честь 90-го дня рождения Нельсона Манделы. "Мы обнялись, и я сказал: "Зачем ты превращаешь свою жизнь в дерьмо?" Она ответила: "Со мной все будет ОК. Мой муж скоро выходит из тюрьмы". Я ей: "Вау, положительные перемены точно не за горами!" Она так похожа на Наоми, другую мою непутевую подружку".
Он говорит о Наоми Кэмпбелл. Недавно вместе с нею Джонс совершил круиз по Средиземному морю. Там были еще Джей-Зи; Сара, Герцогиня Йоркская; и, как ни странно, Леонардо Ди Каприо, звезда фильма "Кровавый алмаз". Это происходило как раз после того, как Наоми давала показания в Гаагском суде по делу Чарльза Тэйлора, обвиняемого в военных преступлениях. Джонс следил за новостями, но говорить об этом отказался: "Наоми хорошая, - говорит он. - Я знаю, что у нее есть светлая сторона".
Триллер снова на коне
Однако при упоминании о Леди Гага он теряет всю свою дипломатичность. Почему он так вращает глазами? "Я не могу ее слышать", - говорит он. Почему? "Потому что я уже слышал ее пару раз!" Он хохочет: двух раз более чем достаточно.
Его имя постоянно упоминают рядом с именем Джексона. Но для Триллера Джонс из 800 песен отобрал 9. "Потом я заменил еще четыре более слабые на The Lady in My Life, PYT, Beat It и Human Nature. Добавил к ним Billie Jean и Wanna Be Startin' Something - и вы получили серьезный альбом". На одном из сайтов "пошутили", что Квинси так доставали взвизгивания и всхлипывания Джексона, что он готов был его ударить. "Ха-ха, нет, я знал как находить с Майклом общий язык".
Возможно, теперь мы услышим все треки, которые не вошли в Триллер: Sony и Jackson's estate заключили сделку на 250 миллионов долларов на выпуск 10 альбомов. "Я не хочу в это вмешиваться, - говорит Джонс. - Бедного парня больше нет. Он умер, не дожив даже до того возраста, когда я продюсировал его альбомы. И оставил после себя столько, сколько немногие люди могут оставить на этой земле".
Что касается наследия, Джонс может соперничать с Джексоном. Он шутит: "По сравнению с 1974 годом теперь на мои похороны, пожалуй, соберется больше народу".
http://www.guardian.co.uk/music/2010/sep/08/quincy-jones/printhttp://www.achievement.org/autodoc/page/jon0bio-1http://www.quincyjones.com/about-2/abouthttp://en.wikipedia.org/wiki/Quincy_Jones Еще одно жесткое и циничное интервью Квинси Джонса... Я не знаю, был ли он таким всегда, может быть, сказывается возраст, может что-то еще... в конце концов, каждый имеет право на старческий маразм. Но он прекрасный, большой музыкант, последний из могикан, уходящая легенда. Он прошел длинный и очень нелегкий путь. Поэтому мне неприятны пренебрежительные и едкие высказывания фанов Майкла о Квинси - особенно тех фанов, которые разбираются в музыке сугубо на уровне нравится/не нравится. В любом случае роль Квинси в карьере Майкла недооценивать нельзя. И пусть лучше говорит музыка.
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
keys : Rod Temperton, Greg Philinganes / drums : John Robinson / percussions : Ollie Brown / vocals : Patti Austin, James Ingram / background vocals : Peggy Lipton Jones etc / guitar : Carlos Rios, Toots Thielmans / bass : Louis Johnson / brass : Jerry Hey etc / awful dancing : Quincy Jones :))))
Последняя работа (2010) Квинси Джонса с Эйконом:
Click to view
end