Ретроспектива : соул

Mar 17, 2010 15:46

Хотя соул и фанк - не что иное как разновидности предшествовавшего року ритм-энд-блюза, это не направления внутри рок-музыки, а совершенно отдельные стили, отличающиеся от рока и по музыкальным характеристикам, и по социальному и культурному содержанию. В социокультурном плане рок стал выражением "молодежной революции" 60-х, а фанк и соул - борьбы за гражданские права афроамериканцев. Но оба движения проходили не только параллельно, а еще и в постоянном диалоге и при взаимном влиянии. Революция в сознании, левый радикализм, психоделия, нонконформизм и эпатаж в поведении, - все это черная молодежь заимствовала у белой и наоборот - элементы "черной культуры" обыгрывались белой протестующей молодежью как внешнее проявление "альтернативности" и источник бунтарской энергии. Вообще в рок-музыке отрицание мещанского образа жизни строится как декларативная солидарность с отверженными и не вписывающимися в стандарты господствующей культуры слоями общества, и афроамериканская культура для этого подходила идеально.

Музыка соул - это своеобразная реакция на превращение ритм-энд-блюза в адресованный белой молодежной аудитории рок-н-ролл, возвращение черных исполнителей ритм-энд-блюза к "корням": к госпелз и блюзу.

Основоположниками соула во второй половине 50-х стали слепой чернокожий певец и пианист Рэй Чарльз (Ray Charles Robinson, 1930-2004), прозванный "крестным отцом соула" и шокировавший черную общину Америки, положив лирические тексты на музыку религиозных песнопений-госпелз, Сэм Кук (Sam Cook, 1931-1964) и Джеймс Браун (1933-2006). К началу 60-х соул стал ведущим направлением в афроамериканской популярной музыке.

Песня, которая, как считается, в 1954 году положила начало жанру соул-мьюзик - Ray Charles' 1954 song I've Got a Woman (Way Across Town).

image Click to view



Соул отличает напористый вокал, украшенный мелизмами - длинными мелодическими фрагментами, исполненными на одном дыхании и на один слог текста, и специфическими вокальными пассажами, которые дилетанты называют "подвыванием", а музыканты - "подтягами". Из афроамериканского церковного пения (а еще точнее - из далекого африканского наследия) в соул пришел диалог солиста и вокальной группы ("вопрос-ответ", подпевки в стиле ду-уоп). Риффы - повторяющиеся ритмико-мелодические рисунки - исполняются не гитарой, как в рок-музыке, а играющими в унисон медными духовыми. В соуле слышны и элементы джаза.

image Click to view



Соул разделяется на множество сильно различающихся локальных стилей, главными из которых стали названные по выпускающим их студиям грамзаписи "Мотаун" и "Стэкс". Фирма "Мотаун" (Motown) - самая успешная в истории американской "черной" музыки - возникла в 1959 г. в Детройте, центре автомобильной промышленности США (отсюда и название - Детройт называют "Городом моторов"). "Мотаун" сделала ставку на врастание соула в мейнстрим американской поп-музыки. Среди ее звезд - Дайана Росс, Стиви Уандер, "Тэмптейшенз" и знаменитое семейство Джексонов. В 1971 "Мотаун" перебирается в Лос-Анджелес, а в конце 70-х популярность соула падает, и фирма переходит в руки компании MCA. "Стэкс" (1960-1975, название составлено из имен основателей фирмы) работал на Юге, в Мемфисе и выпускал более близкий к "корням" ритм-энд-блюза и эмоциональный вариант соула. Самым ярким представителем "мемфисского саунда" был Отис Рэддинг (Otis Redding, 1941-1967), трагически погибший в авиакатастрофе на пике популярности.

image Click to view



"Королевой соула" называют Эриту (Ариту) Франклин (Aretha Louise Franklin, род. в 1942). Дочь баптистского священника, друга Мартина Лютера Кинга, прославившегося эмоциональными проповедями, которые он декламировал, сбиваясь то на крик, то на хриплое пение, Эрита с детства впитала дух госпелз, помогая отцу "на подпевках". Эрита Франклин принесла в мирскую музыку соул свойственный госпелз дух мистических озарений и религиозного экстаза. Активная участница движения за гражданские права (именно ее пригласили петь на похоронах М.Л. Кинга), в годы коммерциализации соула Эрита Франклин вновь обратилась к госпелз.

image Click to view



Ярчайшим представителем южной музыки суол (deep-soul, country-soul) является Соломон Берк (Solomon Burke, род. 1940).

image Click to view



Не могу не упомянуть Нину Симон (Nina Simone, наст. имя Eunice Kathleen Waymon, 1933 - 2003), первые ее альбомы представляют собою лучшие образцы музыки соул, но больше она известна как джазовая певица и композитор, да и эта ее вещь - это джаз, но это чертовски прекрасно)))

image Click to view



В 60-е годы в США разворачивается борьба за гражданские права: хотя законодательно расовое неравноправие было к началу 60-х ликвидировано, но негласно, на бытовом уровне, пережитки расизма, особенно на Юге, отводили афроамериканцам место людей второго сорта. В этой борьбе важнейшую роль сыграла художественная культура черных американцев, и в первую очередь музыка. Важнейшей задачей было объявлено вернуть афроамериканцам гордость за свое происхождение и культуру, ведь несколько веков черным американцам внушали, что они происходят от лишенных истории дикарей и должны смиренно усваивать западную культуру, чтобы "стать людьми". Появился лозунг "Черное - прекрасно!" Среди афроамериканцев распространяется мода на "африканский" стиль в прическе, одежде, музыке, начинается проповедь "черной эстетики" и "исконно африканских" (на деле придуманных радикальной интеллигенцией) обычаев и даже религии (например, "Нации Ислама", или же "Черных мусульман"). Предполагалось, что черный человек хоть и не дал миру репрессивных государственных систем и сомнительных технических открытий, в эпоху атомной бомбы поставивших мир под угрозу страшного конца, зато отличается особой духовностью и душевностью, которые и спасут человечество. Отсюда все, что относилось к "черной культуре" - от псевдоафриканских рубах до пышных курчавых причесок в стиле "афро" и кухни - стали называть словом "соул" (от soul - "душа"), друг друга - соул-братьями, а самый популярный среди черной общины музыкальный стиль, естественно, был назван музыкой "соул". Разумеется, в те годы соул не мог быть вне политики: песни соул выражают стремление к равноправию и самоуважению. "Я требую уважения!" - заявлялось в перепетом Эритой Франклин хите Отиса Рэддинга.

image Click to view



При всей популярности в 60-е годы соул остается музыкой афроамериканцев: многие хиты соула, а затем и фанка занимают первые строчки хит-парадов в категории "ритм-энд-блюз", но не входят в поп-чарты. Отсюда и желание хозяев "черного шоу-бизнеса" расширить аудиторию, пригладив свой "продукт" и устранив "этнический" привкус. Постепенно соул теряет социальный пафос, а заодно и будоражащую энергетику, которые переходят к отпочковавшемуся от него фанку. Музыка соул отличается все более сложными аранжировками с большим числом инструментов, изысканными гармониями, навязчивой мелодией и гладким сладкоголосым пением. Хорошо поставленные голоса и тонкая нюансировка сменяют идущую от госпелз страстную надрывную манеру исполнения.

image Click to view



"Фабрика соула" "Мотаун" превращается в хит-конвейер, напоминающий сборочную линию автозавода "Крайслер" в родном Детройте: песня последовательно проходит через руки специализированных и анонимных "бригад" - песенники, текстовики, аранжировщики, сессионные музыканты, звукорежиссеры, - доводящих продукт до стандартов, соответствующих запросам широкой аудитории: мотаунского "формата". При этом проявляется вечный парадокс популярной музыки: с коммерциализацией и потаканием массовым вкусам выхолащивается живое страстное содержание, а в итоге падает и популярность. С одной стороны, соул порождает упрощенный танцевальный поп, с другой - высокопрофессиональную "современную городскую музыку" (urban contemporary music) для "умиротворяющего прослушивания". Это название - не путать с "современной музыкой для взрослых" (adult contemporary), тоже мягкому высокопрофессиональному стилю, но идущему от рок-музыки - появилось, чтобы спрятать "черные корни" соула и сделать его более приемлемым для белой аудитории - точно так же, как в середине 50-х вместо ритм-энд-блюза адресованную белой Америке музыку стали называть рок-н-роллом. Звездами "современной городской музыки стали Дженет Джексон (Janet Jackson, род. в 1966), Билли Оушн (Billy Ocean, род. в 1952) и Уитни Хьюстон (Whitney Houston, род. в 1963).

image Click to view



Поскольку в США соул воспринимался как "этнический" стиль, его исполнение белыми певцами получило название "голубоглазый соул" (Blue-Eyed Soul). Направление возникло в середине 60-х. Первыми представителями "белого соула" были дуэт "Братья-праведники" ("Righteous Brothers"), "Плутишки" ("The Rascals") и "Обычная белая группа" ("Average White Band"). Элементы стиля иногда обнаруживают у Дженис Джоплин и Джо Коккера, хотя вернее отнести их к "белому блюзу". Интересно, что в музыкальном отношении "голубоглазый соул" точно соответствовал оригиналу, но если черный соул - это солист или вокальный коллектив в сопровождении инструменталистов, то в духе той эпохи "белый соул" - это группа, своего рода самодостаточная община.

Позже "голубоглазый соул" исполняли Дасти Спрингфилд (Dusty Springfield, наст. имя Mary Isabel Catherine O'Brien, 1939-1999), Ван Моррисон (George Ivan Morrison, род. в 1945), Дэвид Боуи и Джордж Майкл (George Michael, наст. имя Георгиос Панайоту, род. в 1963).

И, наконец, классика соул I'll Be There в исполнении "The Jackson 5", переходящая в Feelin' Alright, фанк-классику, о которой пойдет речь в следующем посту.

image Click to view

music, jacksons era, motown

Previous post Next post
Up