Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.
(с) Не мое
Этот год богат на неожиданности (и не мне вам об этом рассказывать). У меня вот весна и лето были расписаны понедельно. И только про поход я думала “эх, жаль, вряд ли получится пойти”. В итоге, состоялось в этом году только то, что было веслами вилами по воде писано.
К сожалению, фотографий будет оооочень мало. Их почти никто не делал, зато писали видео. Большинство роликов выложено на ФБ и на ютуб их выкладывать нельзя из-за музыки и авторких прав, как мне объяснили. Но я буду давать ссылки.
В этом году команду "Ураган" принимала река Лух, что течет в Ивановской и Владимирской областях. Принимала радушно, гостеприимно и очень как-то спокойно.
Этот поход был для меня трижды знаковым. Во-первых, ровно десять лет назад, жарким летом 2010 года я открыла для себя байдарочные походы. Во-вторых, я впервые шла на своей собственной байдарке, принадлежащей мне уже девять лет. То есть, когда я сплавлялась на этой же самой байдарке по Белой в 2011-м, она еще не была моей. Мне ее подарили аккурат после похода, и с тех пор байда ходила в походы, а я почти нет. А в 2016-м я шла матросом на чужой байде. И, наконец, в третьих до глубоко патриархальной (в лучшем смысле этого слова) команды "Ураган" долетели актуальные, извините за выражение, тренды, и впервые одним из экипажей командовала капитан женского полу. Я к этому не стремилась, а теперь вот совершенно не представляю, как впредь ходить матросом.
Накануне отъезда я заехала к Предводителю с вещами. Вдвоем с Настей мы сгоняли за последними покупками (чуть не уехали при этом в сторону Владимира раньше времени, потому что с кое-чьим топографическим кретинизмом не справляется ни навигатор, ни штурман). Ближе к ночи приехал Макс. Все это очень напоминало
День 0 четырехлетней давности перед выездом на Рессету. С той лишь разницей, что спать пришлось не на диване, а на полу, зато не было треклятого матча Германия-Италия, воспоминания о котором живы до сих пор. Подъем предстоял ранний. В полпятого. В полчетвертого Макс не просыпаясь, но абсолютно членораздельно и звонко произнес: "Доброе утро! Уже пора вставать?". В общем, я не проспала.
29.07.2020.
День 0. Как следует смажь оба кольта
То не вран летит, то не конь бежит, не орда саранчи надвигается,
То ползет на Владимир железный змий, Форд-автобус с надписью "Хонда".
А в утробе змеиной удушливой едут разные люди веселые,
Люди эти зовутся туристами, капитанами и матросами,
В путь их гонит любовь к приключениям, а в кусты гонит их пиво пенное.
Пиво пенное, иностранное пьют в дороге туристы веселые.
Пять часов ползет змий тот до стапеля, в его чреве все баечки травятся
А когда тишина повисает вдруг, нет-да звякнет томик Тургенева…
И готовятся-собираются боевые туристы веселые
Мели все обойти да коряженьки, с новичками лайфхаками делятся
А еще говорят таковы слова:
Ты, вообще, нормальный?
В общем, погрузились да выехали. С шутками, прибаутками, историями из прошлых походов. Проезжали красивейшие места. Например, вот, деревня Холуи. В Холуях - церкви, дома красивые, Валин наметанный глаз углядел интересную заброшку, да времени не было. До Холуев дорога была гравийной, после - несколько километров идеального асфальта. Такие вот они, Холуи. Нормальные, вообще?
Лирическое отступление, которое уже назрело. Есть такое приложение, Duolinguo. Отличнейшая штука для тех, кто хочет выучить иностранный язык, а то и несколько. Таких фанатиков в экспедиции оказалось двое: я и Макс. И планировали заниматься и в походе, чтобы не терять прогресс. Есть там, в приложении, несколько фишечек для мотивации. Макс рассказывал, как в каком-то предыдущем походе попросил товарищей дать ему десять минут тишины, чтобы сделать уроки и получил весьма логичный и до крайности интеллигентный вопрос: “Ты, вообще, нормальный?”. Фраза эта стала рефреном похода. Да, это все еще отчет о походе. Конец лирического отступления.
Изначально мы собирались стартовать от селения под названием Талицы, но водитель предложил другое место, куда он уже возил байдарочников. Э... Зуево-Кукуево? Звездюково-Собакино? Ну, это, через тире. Мугреево-Никольское. Это удлиняло наш маршрут, но раз водитель знает, то и ладно. Свернув на последний, самый убитый участок дороги дружно затянули:
Пусть будет что будет, была - не была,
Пусть будет что будет, такие дела.
Песня стала лейтмотивом нашего похода. Нас, как известно, невозможно сбить с пути, и пусть речка и обстоятельства сами решают, из каких приключений мы выйдем с честью и пачкой новых баек. Ведь мы же за этим едем? Мы, вообще, нормальные?
На стапеле нас встретил большой черный и очень дружелюбный пес. Толпа людей, гремящая костями байдарок ему была явно не внове, и он со знанием дела сразу же направился к коробочке с перекусом. Прикармливать зверя мы не стали, думали, угостим отчаливая. Но он к тому времени ушел.
Байды мы собирали долго. Предводитель почему-то всегда закладывает на сбор байд пару часов, и всегда (на моей памяти) сборка занимает значительно больше времени. В этот раз самыми слабыми звеньями были мы с Витей и грустненькой байдаркой и Паша с Валей и Маринкой (Валя - это жена, Маринка - байдарка). Про Маринку говорили, что ее собрал байдарочник для байдарочников, объединив все известные ему плюсы разных конструкций. Также про нее говорили, что ее можно собрать за час. Общее впечатление от сборки было примерно таким: "Нуууу..." К тому же оказалось, что при предыдущей разборке был погнут один стрингер, и Паша с Валей ходили на удачно случившуюся в Мугрееве-Никольском стройку церкви, в надежде, что там помогут починить. В итоге стрингер чинили на деревянный чопик. Но собрали, куда деваться. Андрей, собравший свою надувную байду за 15 минут все остальное время многозначительно молчал.
Вообще, в самом начале переклички на поход, предводитель распределил экипажи так: Кепа+Настя, Паша+Валя, Макс+Витя, Клок+Гло, и я даже успела пошутить про экипаж "Глок". Но орудие моментально дало осечку. "Я хочу вернуться из похода живым" - ответил на такое распределение Андрей. Было обидно. С одной стороны. С другой, на борту Андреевой байдарки меня ждал бы ленивый отдых, а я жаждала приключений. Так что не больно-то и хотелось. Мне остались шутки про шхуну "Эмансипация" и бриг "Равноправие".
Вот и получилось в итоге три полных экипажа и два сухогруза. Точнее, сухогруз и круизный лайнер.
Итак, стартовали:
Кепа (это его я все время зову Предводителем) и Настя на каркасно-надувной Свири.
Макс, тоже на каркасно-надувной свири.
Паша и Валя на каркасно-надувной Маринке (странная конструкция).
Гло и Витя на каркасной Свири (она же грустненькая, хотя уже не грустненькая)
Андрей на надувном Томагавке. Собственно, томагавк я и зову круизным лайнером. Это плавсрество весь поход было предметом восхищения и неприкрытой зависти. Во-первых, собирается и разбирается за считанные минуты с помощью насоса. Во-вторых, очень маневренное: его, в отличие от каркаски, можно развернуть в метре от препятствия. И удрать. В-третьих в силу гидродинамических качеств - очень шустрое. И грести почти не надо. В-четвертых, на привалах можно использовать как диван. Тут может быть еще стопицот восторгов в адрес Томагавка (у Андрея еще, кстати, Wrangler есть. В смысле джип. Но это уже вообще оффтопик), но вернемся к походу.
Первым отчалил Макс, спустился чуть ниже по течению и спрятался в тенек. Потом Кепы, они заняли наблюдательную позицию чуть выше. Потом пошли мы.
На финальном этапе сборки грустненькой Витя спросил меня: "И что, это корыто поплывет?". Такие вопросы, а особенно ответы на них не способствуют живучести экипажа. Впрочем, основным ответом было "угу, если капитан справится". Позднее Витя признался, что при виде реки испытал легкую неуверенность. Знал бы он, как тряслась я! Пробовать себя в роли капитана мне было откровенно страшно. "Ты серьезная и ответственная, ты справишься", - успокаивала меня подруга, когда я излагала ей свои сомнения. Я серьезная, я ответственная, я перед походом заехала в Оби за стяжками для байды и уехала оттуда с цветочным горшком, но без стяжек. Но это вообще не главное. Главное - это отсутствие навыков рулевого. Плюс изгиб реки на стапеле, плюс коряги, плюс течение. Плюс матрос, который впервые в жизни увидел весло. А скажут, скажут, что их было четверо (с) Три мушкетера
Наш старт выглядел так: рывок против течения, случайный полицейский разворот, тюк носом в один берег, тюк кормой в корягу у другого, случайный полицейский разворот, нос в корягу, корма в берег, разворот, ой, мамочки, прямо - это туда, тюк в берег. Выдыхаем. Страшно, стыдно и очень смешно. Кое-как выровняв байду пошли вместе со всеми за поворот и застряли напротив закола. Где-то возле берега у закола был проход. Пока остальные размышляли, наш капитан (она, вообще, нормальная?) приняла решение идти первыми. Ну, сквозь закол мы прошли, а дальше снова - с радостным криком "Кальмары прямо не плывут": тюк в берег, тюк в корягу, пропустить капитанскую байду, выкрутиться из каких-то торчащих из воды труб и снова выровняться. До сих пор удивляюсь, как мы вообще попали байдакой в проем.
Дальше стало попроще. Лух дал нам взбодриться, хихикнул и выдал нормальный фарватер: длинные протоки, некрутые повороты, хорошая глубина, небольшие коряги, тренируйтесь на здоровье. На ходу учились оба. Витя - грести, я - рулить и руководить. Новые навыки прививались туго. "С какой стороны мне надо табанить, чтобы повернуть направо? А что бы я делала в этой ситуации на месте матроса?" Сложно.
По идеальному плану Предводителя мы должны были дойти до Талиц, нашего предполагаемого стапеля, и отойти от них подальше, потому что там - поселение заключенных. Но на весла мы встали чуть ли не в пять, и плану не суждено было осуществиться. Пройдя всего-то пару часов, мы нашли стоянку, на пляже которой красовался песочный замок.
Под ужин и костер Андрей включил колонку, и вечер начался с итальянской оперы, а продолжился джазами и блюзами. И байками у костра, куда ж без них.
Я очень переживала из-за не слишком удачного старта. "Да ладно, вы ж не кильнулись. Я волновался, там была пара мест, где вы могли" - сказал Предводитель. "Кепа, таких мест было больше чем пара, " - мрачно ответила я. В самом начале нас от оверкиля спасло только чудо, а также мои фантастическая эльфийская ловкость, кошачья грация и близкое знакомство с лошадью по имени Перл Харбр. Хотя, с Перлуши я-таки кильнулась. Но это другая история, я ее уже излагала. Я перебирала в голове ошибки и настраивала себя на подвиг. В конце концов, управление байдой - это техническая задача, а технические задачи я всегда решаю на пять. В конечном итоге.
День был тяжелым, я долго не могла уснуть, но в середине ночи загрохотало, палатка заходила ходуном под ветром и грянул ливень. Ливень меня и усыпил.
Ну и по традиции классических походных отчетов:
В дороге до стапеля: 5 часов (утомительно)
На веслах: 17:00 (примерно)
Стоянка: 19:00 (кажется)
Оверкилей: 0 (удивительно)
Ужин: овощной салат, макароны с тушенкой (вкусно)
30.07.2020.
День 1. Поехали, ладно, чего там.
В стародавние времена (а на Алтае и на северах и по сей день) охотники, отправляясь в лес, старались брать с собой сказителей. Не потому, что на охоте скучно и хочется духовной пищи; во-первых, не скучно, а во-вторых без письменности каждый сам себе сказочник, нам и не снилось. Главные слушатели сказителя - духи леса, и если им понравится, то все будет хорошо.
"Если речку уважать, то и она в долгу не останется" - сказал вечером Кепа. Впрочем, мы это давно знаем. Накануне музыка и байки, видно, уважили местных духов и нам было выдано: хорошая гребная погода (нежарко, в меру солнечно, без осадков) и хороший учебный фарватер (прямо, глубоко, без препятствий). Отчаливала я с мыслью "Врешь, не возьмешь". И, в целом, была права. За ночь голова переварила новый моторный опыт, но и матрос, и я продолжали учиться и срабатываться. Ну и, по чести, варианта “не дойти” у нас просто не было. Главное, вовремя напомнить себе, что “из таких как я боги делают сваи”(с)Princess Angine
К середине дня я освоилась и пожалела, что не взяла на борт пива. Просили - получите. Банка пива выпала из кеповской байды и поплыла, в целом, в нашу сторону, но поймать ее мы бы не смогли. По счастью мимо проходил Андрей.
Он чуть было не упустил ее - ловить через высокий борт пришлось наощупь. Но беглянка таки была изловлена.
- Эй, на Томагавке, мы будем брать Вас на абордаж, - объявила я и мы попробовали. Андрей чуть было от нас не ушел, но с радостным "Капитан Крюк спешит на помощь!" к погоне присоединился Паша Крюков, и вместе мы взяли круизный лайнер в клещи и знатно поживились его грузом - одной баночкой пива.
На ходу шутили "мол, мы еще до стапеля не дошли". Пока, собственно, не дошли.
Потом прошли Талицы. В прошлом своем походе по Луху Кепа с Настей заходили в Талицы в магазин и были удивлены некоторым количеством людей в одинаковых одеждах с номерками. В этот раз установка была "поскорее уйти подальше", потому что у нас водка, женщины и гитара. Мало ли что. С воды мы увидели лишь несколько полуразрушенных строений архитектуры Баракко, стадо коров и нескольких аборигенов, покрытых причудливыми татуировками, приветствовавших нас вполне дружелюбно.
За Талицами Лух выдал полу-слаломную трассу, которую мы с матросом прошли на твердую четверку. Небо вылило на нас ведерку дождя, но так, аккуратненько.
Ближе к четырем начали искать стоянку. И нашли, дикую, но вполне просторную. На разведку ходил Андрей, и вернулся с самодельным луком и стрелой.
Вечером у костра расчехлили гитару и задабривали местных духов песнями, по большей части - походными.
На веслах: 11:15 (как сейчас помню)
Стоянка: 17:00 (приблизительно)
Оверкилей: 0 (все еще)
Ужин: овощной салат, картошка с тушенкой и жареным луком (не помню я раньше таких изысков)
Еще можно посмотреть видео о первом дне авторства режиссера Френсиса Форда Кепполы:
Click to view
Следующая серия