Наставления, делающие полностью очевидным
Твой Истинный Лик - Великое Совершенство
С непоколебимой верой я кланяюсь сущностной цитадели волшебного проявления вневременной осознанности (йеше), высшему знанию, изначальному учителю.
В эти времена, когда пять типов упадка сильны как никогда, обычные существа, все без исключения - грубы и дики, и находятся под властью могущественной негативной кармы.
Зацикленные на проходящем сновидении этой человеческой жизни, они строят долговременные планы, как будто собираются жить вечно, и поворачиваются спиной к тому, что имело бы смысл в будущих жизнях. По этой причине, мне думается, что те, кто искренне стремятся к освобождению, встречаются также часто, как дневные звезды. Даже те, кто осведомлен о своей смертности и желают практиковать учение Будды, на деле используют свое воплощение лишь для упражнения своих тел и умов, что приводит лишь к перерождениям в мире людей и богов.
Другие, без малейшего понимания Пустоты, приходят к заключению, что их умы пусты. Это приводит их всего лишь к состоянию концептуализации, или пассивного сознания. Они остаются в этом состоянии и их уносит к перерождениям среди богов в мирах желаний и форм, но это даже на волосок не продвигает их по пути всеведения.
Итак, если кому-то вдруг посчастливилось собрать на протяжении бесчисленных эонов достаточные накопления, объединив их с благородными намерениями и установив кармическую связь с учениями об абсолютной истине, я буду вести их в соответствии с их благими заслугами и сообразительностью. Те же, кто имеет недостаток кармической связи со мной и заслуг, способствующих извлечению пользы из учений Великого Совершенства, кто переоценивает или недооценивает их, по сути изгоняют свои собственные умы в безжизненную пустыню.
Вы же, духовные искатели, чьи благие заслуги равны моим, слушайте мой совет. Посредством изучения, анализа, различения, распознайте сансару и нирвану как высшую пустоту и осознайте их абсолютную природу.
В подходе к Высшему Совершенству есть при раздела: Раздел Ума, Раздел Пространства, и Раздел Прямой Передачи. Этот текст относится к разделу Прямой Передачи. В нем три части, касающиеся воззрения, медитации и поведения.
Во-первых, для того, чтобы прийти к устойчивому заключению, необходимо полностью понять четыре пункта - невыразимость, единство, открытость и спонтанное присутствие и осознать их так как они есть.
Что касается первого пункта, процесс устойчивого заключения включает два раздела: устойчивое заключение относительно собственной природы и устойчивое заключение относительно природы явлений.
Начнем с определения собственной природы (идентичности). Впечатление о некоторой существующей личности, будь это состояние бодрствования, сна, бардо (переходное состояние) называется идентичностью. Следуя за этим впечатлением, возникает фоновое сознание, которое начинает считать это восприятие «Я», и потому оно называется «следующим сознанием» или «концептуализацией». Как только этому придается внимание, оно становится стабильным и устойчивым. По этим причинам, если ты постараешься отследить источник, откуда происходит так называемое «Я», ты придешь к заключению, что никакого источника нет.
Ища это место, где эта идентичность могла бы находиться в периоде между своим появлением и исчезновением, ты должен размышлять следующим образом чтобы определить для этого так называемого «Я» место пребывания и нечто, что могло бы существовать обособлено и обладало бы характеристиками.
Голова называется «головой» , это не «Я». Также и кожа головы называется «кожей», это не «Я». Кости называют «костями», это не «Я». Также и глаза, являясь глазами, не являются «Я». Уши, будучи ушами - не «Я». Нос, будучи носом, не «Я». Язык, будучи языком, не «Я». Зубы, будучи зубами, не «Я». Мозг - тоже не Я. Что касается мышц, крови, лимфы, нервов, кровеносных сосудов, у всего этого тоже есть свои названия и это - не «Я». Отсюда ты придешь к пониманию.
Далее, руки будучи руками - не «Я», плечи также не «Я», и предплечья, и пальцы. Более того, позвоночник, будучи только позвоночником, это не я, и ребра - не я, грудь и легкие - не Я, сердце - не Я, диафрагма - не Я, печень и селезенка - не «Я», кишечник и почки - не я, мочевой и желчные пузыри - не Я.
Также термин «Я» неприменим к ногам. Термин «лодыжки» применяется к частям, это не Я. Икры это не Я и бедра это не Я, стопы и пальцы ног - также не Я.
В общем, внешние слои кожи - это не «Я», более глубокие слои жира и мышц - тоже не я, кости - не я, и даже сознание, называясь сознанием, не есть «Я». Таким образом, можно увериться в пустотности отсутствия места пребывания или чего-то находящегося в промежутке между возникновением и исчезновением.
Подобным образом, ты должен прийти к заключению о том что все пункты назначения и цели, все происходящее трансцендентно. В действительности в видении проявляются вещи проявляются не так как они есть на самом деле. Более того, использование всех этих ярлыков и терминов подобно разговору о рогах кролика.
Во-вторых, чтобы прийти к финальному заключению о том, что у явлений отсутствует самобытие, ты должен искать основу, к которой можно прилепить эти ярлыки, оставить свои представления о кажущемся постоянстве вещей, превзойти ловушки поиска пользы и избегания вреда и обрушить свод пещеры надежды и страха.
Для начала, если ты будешь искать что-либо с абсолютным смыслом, лежащим в основе всех названий и ярлыков, ты увидишь, что это сводится к не более чем попыткам подобрать определение тому, что, будучи невыразимым, есть естественное сияние основы мысли. Это так потому, что любое явление никогда не обладало самобытием в контексте основы для какого-либо ярлыка. Например, что называется «головой» и почему? Этот ярлык используется от того, что голова растет первой, или потому, что она круглая, или потому, что находится вверху? Голова растет не первой, термин «голова» не применяется ко всему круглому и когда ты исследуешь концепции верха и низа, то выяснишь, что абсолютного верха и низа в пространстве нет. Также волосы, растущие на голове - это не голова. Кожа, будучи кожей, не называется «головой». Кости, которые называются «костями» не называются «головой». Мозг - это не голова, глаза и уши - не голова, нос и язык - тоже не голова.
Ты можешь возразить, что по отдельности эти части не называются головой, но их совокупность будет называться головой. Однако если ты отрежешь у какого-нибудь существа голову, распылишь ее на молекулы и субатомные частицы, а затем покажешь кому угодно, то никто не скажет, что это было «головой». Если бы даже эти части были восстановлены в воде, никто не назвал бы эту массу головой. Так что ты должен понять, что нет никакого объекта, лежащего в основе термина «голова», который по сути есть лишь фигура речи.
Приведем подобный пример с глазами. Термин «глаза» не применяется ко всем подряд парным сферам. Склера - не глаза. Жидкости, нервы, сосуды и кровь - тоже не глаза. Если рассмотреть каждый из этих компонентов, то выяснится, что это не глаза. Совокупность распыленных частиц тоже не будет называться глазами также как и восстановленные в воде эти частицы. То, что воспринимает форму - есть состояние сознания, а не глазные яблоки и это подтверждается тем фактом, что оно способствует видению во время сна и в бардо.
Подобно этому в случае с ушами слуховые каналы - это не уши. Кожа - не уши, нервы, сосуды, кровь, лимфа - все это называется по-своему, это не уши. Масса частиц, на которые уши могут быть распылены, тоже не будет называться ушами, как и масса, воссозданная в воде. Если ты думаешь, что термин «уши» применяется к тому, что слышит - просто понаблюдай звуки, которые ты слышишь во время сна, в момент пробуждения или в бардо. Это - обычный ум как вневременно присутствующее сознание, а не уши.
Подобным образом, все части носа - ноздри, кожа, нервы, сосуды - имеют свои собственные названия, это не нос. Поскольку то, что воспринимает запахи - это состояние сознания, ты должен исследовать то, что воспринимает запахи во время сна и в бардо.
Также если ты рассмотришь отдельные компоненты языка - мышцы, кожу, кровь, нервы, сосуды, каждый из которых называется по-своему и не является языком. Масса, образованная путем распыления языка не будет языком, как и восстановленная в воде масса.
Эти же заключения можно сделать и во всех следующих случаях. В случае с руками - плечи - это не руки, предплечья - не руки, пальцы и суставы - тоже, как и плоть, кожа, кости. То же касается и плеч. Кожа - это не плечи, как и кости и плоть. Не будет плечами и масса молекул, ставшая результатом их распыления, как и восстановление их с водой. Основа, к которой применяется ярлык «плечи» пустотна в том смысле, что никогда не существовала как объект. Когда ты исследуешь предплечья, то увидишь, что мышцы - это мышцы, кости - это кости, кожа - это кожа, а костный мозг - это костный мозг, и ничто их этого никогда не существовало как некая основа, к которой можно прицепить ярлык.
Анализируя основу для выражения «тело», ты также увидишь, что позвоночник и ребра не называются телом. Грудная клетка, мышцы, кожа, и кости не называются телом. Сердце, легкие, печень, диафрагма, селезенка, почки, кишечник, имеющие свои названия, пустотны в том смысле что любая основа, к которой могли бы быть применены термины «тело» или «туловище», никогда не существовала как объект.
Когда ты будешь подобным образом исследовать ноги, то увидишь, что что ягодицы, бедра, щиколотки и ступни - это тоже не ноги. Мышцы не называются ягодицами, также, как и кожа, кости, нервы, сосуды и сухожилия. Более того, кожа, мышцы, кости, нервы, сосуды, связки не называются бедрами, то же касается и щиколоток. Эти ярлыки нельзя применить к массе частиц, полученной путем распыления из тканей, как и к массе, восстановленной водой.
Если ты будешь искать основу, к которой можно применить термин «гора», то увидишь, что земля - это не гора, так же, как и трава, деревья, камни, утесы или вода. Если будешь искать основу, к которой можно применить ярлык «постройка» или «дом», то материалы, камни и дерево тоже не будут домом. Более того, стены - это не дом. Таким образом, дом никогда нигде не существовал, ни внутренне, ни внешне.
Можешь попробовать также поискать основу, к которой можно прикрепить ярлыки «человек», «лошадь», «собака» и так далее. Глаза, уши, язык, плоть, кровь, кости, костный мозг, нервы, сосуды, связки и сопутствующие сознания называются своими именами, но ни один из объектов не существует как основа к которой можно применить ярлыки «человек», «лошадь» или «собака».
Для последней группы примеров, если взять материальный объект «барабан», то этот термин не относится к коже, дереву или пространству внутри. Также и нож - это не сталь. Ни одна из частей - клинок, острие или рукоять - никогда не существовали как объект и не могут быть основой для ярлыков. Также, названия и функции меняются, например, когда нож используется как шило или когда шило используется как игла, все предыдущие ярлыки оказываются относящимися к тому, что не имеет существования как объект чувственного восприятия.
Полагаясь на то, что мой гуру, благородный и чистый, В Высшей Степени Сострадательный (Авалокитешвара) сказал мне во сне, я пришел к полной реализации относительно двух пунктов - о том, что называется «персональной идентичностью» и о поиске основы для каких-либо ярлыков.