1. Общий вид заводов ВКЭ в Риге
Как зима всегда приходит в Россию неожиданно, так и война. Первая мировая - не исключение. То ли стратегов не хватало, то ли денег (на попрятать всё подальше от границ).. Но Польша, Прибалтика, Белоруссия - промышленно развитые районы на западе империи - вдруг оказались под угрозой захвата немцами. Мы терпели поражение за поражением и в 1915-м сомнений не осталось ни у кого - пора уносить ноги, а на них всё что сможешь унести. Остальное подлежало уничтожению.
Раскачивалось имперское Правительство как обычно неспеша, поэтому эвакуация заводов Варшавы не задалась, большая часть предприятий досталась врагу. А основные заводы из Риги удалось вывезти, из 500 почти 400 успели.
Среди них - заводы Русского общества «Всеобщая компания электричества». Заводы были направлены в Петроград, в Москву и, большей частью, в Харьков. Усилия конечно затрачены были титанические, ведь в основном всё погрузо-разгрузочные работы выполняли вручную. Но увезли всё, «до последнего гвоздя».
Представляю публике фотографии процесса эвакуации. За период Великой отечественной войны таких фото множество. А отображающих спасение российских предприятий в Первую мировую мне найти не удавалось.
2. Полный состав эвакуационного товарного поезда
3. Эвакуационный поезд с собственным ("ВКЭ" на кабине) паровозом, в момент прибытия его на двор нового завода общества в Харькове
4. Выгрузка платформы подъемного крана
5. Выгрузка больших строгальных и сверлильных станков
6. Выгрузка огромного ящика (с надписью "ВКЭ") с готовой машиной; в выгрузке участвуют около 100 человек.
Редактор-издатель инженер-технолог А.Н. Нудель
Харьков. Типография и Литография М. Зильберберг и С-вья Донец. Захаржевская ул., с.д. № 6
Странички первоисточника (№36) у меня на книжной полке.