На днях состоялось долгожданное, но от этого не менее волнующее событие: руководитель проекта
"Наследие С. М. Прокудина-Горского" получил от внуков Прокудина-Горского сканы хранящихся у одного из них цветных диапозитивов из знаменитой коллекции пионера русской цветной фотографии.
О том, что Прокудин-Горский на основе своих снимков пытался выпускать цветные слайды для массовой продажи, мы писали уже не раз. Документально зафиксировано, что более 1000 снимков коллекции были продублированы таким образом. Однако до сего дня ни один из этих диапозитивов не попадался в руки исследователям, поэтому об их качестве ничего не было известно.
Из России Прокудину-Горскому (или его сыновьям) удалось вывезти всего около двух десятков цветных слайдов. Среди них оказались и такие, негативные оригиналы которых были давно утеряны. Помню, некоторое время назад я рассматривал
чёрно-белую копию колоритнейшего снимка самаркандских цирюльников и сокрушался, что, наверное, мы уже никогда не увидим его в цвете.
Однако случилось маленькое чудо и невозможное стало возможным!
"Парикмахер на Регистане. Самарканд":
Более высокое разрешениеДо сегодняшнего дня этот снимок в цвете не видел никто, кроме самого С. М. Прокудина-Горского и его ближайшего окружения.
Конечно, качество и цветопередача похуже, чем у оригинала, но в целом вполне смотрибельно (правда, после моей двухчасовой реставрации).
Ту часть, которая не имеет соответствий в Библиотеке Конгресса, ещё предстоит внимательно изучать. Возможно, не все этюдные снимки сделаны самим Прокудиным-Горским или его сыновьями и пока трудно сказать, есть ли среди них снимки, сделанные в Российской империи.
Что касается слайдов, соответствующих снимкам из коллекции Библиотеки Конгресса, то они делятся на две группы:
1) те, что имеют сохранившийся негатив;
2) те, которые известны только по ч.б. контрольке.
В первом случае мы имеем долгожданную возможность понять, что из себя представляли эти диапозитивы в плане качества изображения и цветопередачи. Ведь на эти дублирующие изображения (коих было более 1000) возлагались большие надежды как возможную замену пропавших негативов коллекции.
К сожалению, изучение диапозитивов привело к неутешительным выводам.
1. Качество изображение (уровень разрешения) примерно вдвое хуже чем у негативов (хотя при профессиональном сканировании оно может оказаться всё же лучше).
2. Качество цветопередачи весьма хромает. Возможно, из-за выцветания красок диапозитива. Восстановить оригинальные оттенки цвета компьютерным путём не удается.
3. Диапозитивы сильно кадрированы по сравнению с негативами, что нередко приводит к утрате некоторых деталей оригинального изображения.
4. Диапозитивы в целом имеют плохую сохранность. У них множество микроповреждений, как и у негативов. Кроме того, в большинстве случаев произошло смешение слоёв (я вообще не знал, что диапозитивы трёхслойные).
В целом диапозитивы по качеству изображения примерно соответствуют лучшим прокудинским репродукциям, таким, как в книге П. Г. Васенко.
Подбор сохранившихся у одного из внуков Прокудина-Горского диапозитивов имеет как будто случайный характер, при этом преобладают снимки Туркестана.
"Группа еврейских мальчиков с учителем. Самарканд":
Здесь хорошо видно, насколько ярче и богаче цвета оригинала.
"На Регистане":
По какой то причине присланный диапозитив был отзеркален по отношению к негативу.
"Сартянка":
И здесь по какой то причине присланный диапозитив был отзеркален по отношению к негативу.
"Муллы у Шах-Зинде" (Самарканд):
"На улице старого Самарканда":
"Группа студентов" (в Самарканде):
"Сартская школа":
Этот диапозитив пока не прислан.
"Масличный домик" (Новый Афон):
"Близ местечка Юстиля на Сайменском канале":
Здесь есть повод задуматься о выборе тональности при реставрации.
Загадочные "Курмы":
Здесь особенно наглядно видно ужасное кадрирование. В то же время видно, что диапозитив смотрелся весьма красочно.
"Местечко Доплик на реке Белой" (город Уфа):
Кстати, автор подпись к снимку является загадкой. Место хорошо узнаваемо, но ни один уфимский краевед никогда не слышал такого странного названия - "Доплик".
Буду понемногу работать над реставрацией диапозитивов.