Амелия Эрхарт: Первая Леди Атлантики (часть 2)

Dec 20, 2014 04:28




Амелия Эрхарт c с энтузиазмом популяризировала пассажирские воздушные перевозки. На снимке: А.Э. у пассажирского самолета компании Western Air Express

В 1929 г. Амелия приобрела новый самолет “Локхид-Вега”; это была новая скоростная машина - как раз такая, в которой летчица нуждалась, если она хотела ставить рекорды и оставаться “на переднем крае” развития авиации.







Амелия Эрхарт у своего самолета Локхид Вега

С точки зрения многих коллег Эрхарт, как и ранее с “Киннером”, ее выбор был далеко не бесспорен. Одна из ее главных соперниц - Элинор Смит - считала этот самолет слишком сложным в пилотировании, а в случае вынужденной посадки - просто опасным. По мнению Смит, при отказе двигателя летные качества этого самолета были “как у кувалды, летящей с горы”.

Тем не менее в 1931 году Смит все же купила “Вегу”, чтобы попытаться совершить на ней первый “сольный” женский перелет через Атлантику. Но вскоре она разбила эту машину при посадке на одном из аэродромов в Нью-Джерси. В итоге первый “сольный” женский перелет был совершен на следующий год Амелией Эрхарт. Позднее Амелия по случаю выкупила разбитую “Вегу” Смит, и после восстановления установила на ней еще 3 мировых рекорда.

Однако все это было потом. А пока что Амелии досталась десятая “Вега”, выпущенная заводом “Локхид” в Калифорнии. Машина долго не летала и находилась в плохом техническом состоянии, но на новый самолет у летчицы просто не набиралось средств. Совмещая освоение новой для себя машины с деловой поездкой, Амелия перегнала самолет на Западное побережье, сражаясь по пути с многочисленными неисправностями и тяжелым, разрегулированным управлением.

В Калифорнии самолет осмотрели на заводе Локхид, где Уайли Пост - знаменитый летчик-рекордсмен и “фирменный” пилот-испытатель Локхида - поднял его в воздух, и был шокирован. После посадки он заявил, что самолет по своему техническому состоянию представляет собой “хлам”, к полету категорически не пригодный и почти не поддающийся управлению. А то что Амелия Эрхарт сумела на нем пересечь страну и остаться в живых, следовало по его мнению отнести исключительно на счет счастливой комбинации удачи и выдающихся способностей пилота.
Восхищение Поста - признанного пилота экстра-класса - было неподдельным, и этот случай положил начало долгой дружбе двух выдающихся профессионалов, продолжавшейся вплоть до гибели Поста в авиакатастрофе на Аляске в 1935 году. Что же касается самолета, то смущенное руководство Локхид бесплатно заменило его на новый аппарат.





А.Э., Уайли Пост и Роско Тэрнер, 1930-е годы
А.Э., тридцатые годы

В августе 1929 года Эрхарт участвует в первой женской воздушной гонке Калифорния - Огайо. Перед последним этапом она имела лучшее время и все шансы на приз, однако произошел несчастный случай, спутавший ей карты. При выруливании на старт Эрхарт увидела, что у самолета ее главной соперницы Рут Николс загорелся двигатель. Заглушив мотор, Эрхарт бросилась к самолету Николс; каким-то образом она сумела вытащить ее из кабины и оказать первую помощь. Когда к месту инцидента прибыли медики, Амелия наконец смогла взлететь и продолжила участие в гонке, однако пришла лишь третьей.




Амелия Эрхарт во время женской воздушной гонки 1929 года

Очень скоро она, однако, вознаградила себя за потерю “золота”, установив в ноябре 1929 г. в Калифорнии мировой рекорд скорости на демонстрационном экземпляре “Веги” с двигателем мощностью 425 л.с., специально предоставленном руководством “Локхида”. Амелии удалось разогнать машину до 197 миль в час (предыдущий рекорд составлял 156 миль в час).




Осень 1929 года: А.Э. возле переоборудованного самолета Вега, на котором она установила рекорд скорости

Одновременно летчица продолжает осваивать тяжелые многомоторные машины; сдав в 1929 году экзамены на пассажирском “Форд-Тримотор”, вскоре она получает наиболее престижную и профессиональную Транспортную Лицензию Национальной Ассоциации Аэронавтики США.




Все это время пресса активно интересовалась личной жизнью Эрхарт. Журналистов интриговало то, что в отличие от многих знаменитостей за ней не было замечено громких романов и скандальных любовных приключений. Амелия воспринимала интерес репортеров с юмором и в ответ на подобные вопросы неизменно отшучивалась. Дело объяснялось просто: у Эрхарт по-прежнему было слишком много разносторонних интересов, идей и проектов, чтобы замыкаться на таких вещах и тратить на них драгоценное время.





Амелия Эрхарт в 1931 году

Но вот 7 февраля 1931 г. любопытство прессы было удовлетворено. Амелия, наконец, согласилась на предложение своего “пресс-агента” и делового партнера Джорджа Путнама. Она все еще не могла избавиться от предубеждения против традиционного патриархального брака, и в день свадьбы вручила Путнаму письмо, еще раз излагающее ее страхи и опасения. В нем она написала, что не требует от него "средневековой клятвы" хранить ей верность до гроба, и не может гарантировать ему того же: так что если в течении года выяснится, что их брак несчастлив - он без возражений вернет ей свободу. Путнам условие принял.
Исключительно тихая и семейная брачная церемония прошла в небольшом доме матери Путнама в штате Коннектикут; никто из репортеров не был на нее допущен, и уже через два дня молодожены вернулись к своей работе.

По общему мнению, в реальности их брак оказался весьма удачным и был организован именно на тех принципах равноправного партнерства и сотрудничества, на которых столь горячо настаивала Амелия. Тем не менее некоторые из журналистов, незнакомых с семьей, были склонны описывать его как «брак по расчёту». Эта версия была окончательно опровергнута лишь в 2002 году, когда в распоряжение музея Университета Пардью (Индиана) была передана личная корреспонденция Эрхарт и Путнама, в которой оказались и их любовные письма - хранившиеся до тех пор в частном семейном архиве.






Джордж Путнам и Амелия Эрхарт

Для любителей светских сплетен успешный брак Эрхарт и Путнама явился полной неожиданностью. Многие с самого начала предрекали этому союзу скорый распад. Брак редко бывает удачным, когда оба супруга являются яркими личностями с выраженными лидерскими качествами. Обычно кто-то бывает вынужден уступить, сознательно или бессознательно согласившись с ролью "ведомого". И по общему мнению родственников, друзей и знакомых, в этом случае таким "ведомым" безусловно оказался Джордж.
Брачные союзы известных людей редко обходятся без скандалов, выплескивающихся на публику и в прессу. Но и в этом смысле брак Амелии и Джорджа оказался странным исключением. Очевидцы зафиксировали только один мелкий случай публичной размолвки супругов, - когда Джордж со своей обычной предприимчивостью попытался затеять коммерческий проект по продаже «шляпок Амелии Эрхарт» - копий шляпки, в которой Амелия впервые появилась перед репортерами после своего трансокеанского перелета, по весьма высокой (для того времени) цене 3 доллара за штуку.

После запланированной шумной рекламной кампании каждая молодая женщина в Штатах виделась ему будущей покупательницей, и Джордж предвкушал великий коммерческий успех. Однако Амелия решительно отклонила идею: «Джордж, предельная цена такой шляпке - 75 центов, не более. Я не хочу участвовать в этом обмане и таким образом наживаться на молодежи».
Те, кто хорошо знал нрав Джорджа Путнама, ожидали взрыва, но его не последовало: Джордж беспрекословно свернул проект.
Тем не менее у него всегда были в запасе другие свежие идеи; он периодически организовывал для Амелии публичные туры с лекциями об истории и перспективах авиации, что служило финансовой поддержкой для ее собственно авиационных идей и проектов. Впоследствии, уже после ее исчезновения, Джордж Путнам написал и опубликовал в 1939 г. биографию жены, назвав ее «Парящие крылья».





Амелия Эрхарт, ноябрь 1931 года
Амелия Эрхарт, 1932 год

А Эрхарт тем временем продолжала заниматься тем, что у нее получалось лучше всего: летала и устанавливала рекорды. В 1931 г. одной из первых женщин-пилотов она осваивает автожир - ранний предшественник вертолета; в апреле она установила на нем новый мировой рекорд высоты - 18451 фут. На рубеже 20-30-х годов автожиры активно рекламировались как недорогая, более безопасная и в перспективе массовая альтернатива самолетам.

В реальности, однако, дело обстояло далеко не так просто. Первые образцы автожиров прославились высокой аварийностью, особенно на взлете и посадке. Демонстрационный образец автожира Питкэрна, многократно повреждавшийся, разбивавшийся и восстанавливавшийся, пилоты на фирме окрестили “Черной Марией” (“Black Marie”) - поскольку никому из них не удавалось налетать на этом аппарате хотя бы несколько часов без аварий и инцидентов. Общее мнение пилотов, ознакомившихся с машиной, сложилось быстро и гласило, что “вероятно, максимальное время, которое кто-либо сможет безаварийно налетать на подобном аппарате, составляет не более 10 часов”.

Тем не менее весной 1931 г. Амелия Эрхарт стала первой женщиной-пилотом, пересекшим на автожире "Питкэрн PCA-2" всю территорию США; чистое время в полете составило 150 часов, с 76 посадками для дозаправки (требовавшейся примерно каждые 2 часа). При этом летчица вновь убедительно доказала свои профессиональные качества: весь путь с востока на запад не был отмечен ни единой аварией.







Амелия возле своего автожира Питкэрн
Амелия Эрхарт в кабине автожира
А.Э. в кабине автожира Питкэрна; 8 апреля 1931 года
А.Э. в Денвере, 1931

Судьба, однако, настигла ее на обратном пути. В городе Абилин (штат Техас) во время взлета на пути автожира оказался “пыльный дьявол” - внезапно возникающий небольшой пылевой вихрь - специфическое природное явление, характерное для этих мест. Из-за внезапно возникшего разрежения воздуха аппарат, только что набравший скорость и уже оторвавшийся от земли, упал на нее с высоты нескольких метров и разбился буквально вдребезги. Невероятно, но Амелия не получила ни царапины, а уже на следующий день заводской пилот пригнал с завода Питкэрна новый автожир, и летчица продолжила свой путь на восток.

В мае 1932 года Эрхарт сделала следующий, решающий шаг ко всемирной известности. Вылетев из Ньюфаундленда на своем “Локхид-Вега” вечером 20 мая, она за 14 часов 56 минут пересекла Атлантику - на этот раз в одиночку.
Это был лишь второй успешный одиночный полет через Атлантику - после успеха Чарльза Линдберга в 1927 г. Более десятка неудачных попыток повторить подвиг Линдберга стоили жизни многим опытным пилотам.

Полет был исключительно рискованным. Перегруженный дополнительным топливом небольшой “Локхид-Вега” был достаточно неустойчивой и строгой в пилотировании машиной. Самолет не имел радиосвязи, а следовательно у Амелии не было никакой “страховки” на случай непредвиденных обстоятельств.
А их в полете случилось предостаточно… Метеопрогноз, обещавший по крайней мере сносную погоду над Атлантикой, оказался неверным, и вскоре после наступления темноты “Вега” вошла в зону сильного шторма с грозой и мощными порывами ветра, немилосердно швырявшими самолет и заливавшего потоками воды лобовое стекло.
В течение нескольких ночных часов над темными водами Атлантики Амелии пришлось вести отчаянную борьбу за собственную жизнь и за контроль над машиной. Перегрузки были таковы, что после посадки техники, осматривавшие самолет, обнаружили, что все четыре дополнительные усиления, установленные перед полетом в крыле для увеличения прочности, треснули, и при следующем подобном испытании крыло, безусловно, разрушилось бы. Как позже вспоминала Амелия, «ощущения были такие, "как будто я нахожусь в огромном барабане, заполненном водой, и дерусь там со слонами".

Проблемы усугубил отказ нескольких приборов - включая альтиметр и тахометр. Кроме того, нарушилась герметичность топливопроводов, и, наконец, треснул выхлопной коллектор. В темноте Амелия хорошо видела под капотом голубоватые отсветы выбивающихся из трещины язычков открытого пламени.
Она вполне отдавала себе отчет, что если коллектор прогорит и разрушится окончательно, скорее всего это приведет к взрыву. Но поразмыслив, она решила что выбора все равно уже нет. Позади была зона шторма; кроме того, на Ньюфаундленде ее не ждали, и ночная посадка в полной темноте без огней на заполненном невыработанным топливом поврежденном самолете не сулила ничего хорошего.

И она продолжила путь на восток - через океан, пронизывающий холод и тяжелые дождевые облака. Шторм закончился, но началось обледенение. В конце концов отяжелевшая “Вега”, покрывшись льдом, сорвалась в штопор, из которого Амелии удалось вывести самолет буквально над самыми гребнями волн. Установленный на самолете барограф-самописец зафиксировал в этот момент резкую потерю высоты в несколько тысяч футов - практически вертикальную линию, оборвавшуюся над самым уровнем океана. С трудом Эрхарт вновь заставила тяжелую машину выйти из пике и пойти вверх, и наконец методом проб и ошибок нашла высоту, на которой обледенение было более-менее терпимым и самолетом можно было как-то управлять.

Когда наконец рассвело, Амелия обнаружила себя между двумя плотными горизонтальными слоями белых облаков, ослепительно сверкавших от поднимавшегося прямо впереди по курсу солнца. Одев темные очки, летчица задумалась о посадке. Приборы не работали, трубопровод продолжал течь, и треснувший коллектор с каждым часом все более угрожающе вибрировал. Она на знала в тот момент о нарастающих проблемах в крыле самолета, но видела тонкую струйку топлива, вытекавшую через трещину трубопровода от дополнительного бака. Понимая, что о полете до Франции не может быть и речи, Амелия решила садиться на первый же показавшийся внизу участок суши.

Этой сушей оказалось побережье Северной Ирландии - обычное пастбище недалеко от Лондондерри. Посадка тоже не была беспроблемной: на поле паслось стадо коров, и ей пришлось сделать пару проходов низко над ними, чтобы распугать их и обеспечить себе место для посадки. Некоторые из животных бежали слишком быстро, что вызвало у Амелии опасение: "О Боже! - подумала я - сейчас одна из них сломает ногу, и фермер пойдет за ружъем!". Но все обошлось. И теперь Эрхарт стала первой женщиной-пилотом, преодолевшим Атлантику в одиночку, да к тому же единственным в мире человеком, пересекшим океан по воздуху дважды.






А.Э. с известным исследователем Арктики Бернтом Бальхеном (слева) и ее механиком Эдди Горски непосредственно перед полетом через Атлантику, 1932 г.

А.Э. возле своей "Веги": океан позади!

В Европе Амелию Эрхарт ожидал фантастический прием. В Лондоне с ней пожелал встретиться Принц Уэльский, который так увлекся беседой с Амелией, что аудиенция значительно затянулась и все расписание встреч наследника престола на этот день оказалось нарушенным - вещь в Британской королевской семье неслыханная. В Париже ее с триумфом принимали в Сенате Франции, в Брюсселе она была гостем королевской семьи Бельгии, а в Риме ее приглашал на танец дуче Муссолини.






А.Э. в 1932 году (два студийных снимка)
Амелия в Париже, 1932 год

Дома в США ее триумфальное возвращение домой затмило торжества 1928 года, несмотря на то что она настойчиво просила администрацию Нью-Йорка не устраивать пышных чествований - на дворе стояла Великая Депрессия, и подобная трата средств представлялась ей неэтичной и неразумной. Но десятки тысяч ликующих людей сами заполнили улицы, и такое стихийное выражение восторга более чем стоило любой официальной церемониии.

До этого момента многие, кому претила подобная активность женщины в «исключительно мужской» сфере деятельности, еще могли пытаться игнорировать Амелию Эрхарт, либо считать ее просто эксцентричной особой - не более чем странным исключением из правил. Но после этого полета ее статус и заслуги, наконец, были безоговорочно признаны, и на Амелию обрушился настоящий ливень высоких государственных наград.

image Click to view



Она стала первой женщиной и первым гражданским пилотом, получившим Почетный Летный Крест Конгресса США, а также Золотую медаль Национального Географического Общества - за вклад в авиационную науку и историю авиации. Эту медаль Амелии вручил лично президент США Герберт Гувер, в присутствии посланников более чем 20 государств.




Кроме того, Эрхарт стала кавалерственной дамой Ордена Почетного Легиона Франции, Креста короля Бельгии Леопольда и многих других европейских наград.






А.Э. возвращается домой из Европы после трансатлантического перелета: триумфальная встреча в Нью-Йорке, 1932 г.

Естественно, помимо почитателей, у Эрхарт постепенно появились и критики, и завистники, пытавшиеся дискредитировать ее летные навыки и достижения. Особую активность на этой ниве, увы, проявила одна из ее коллег, женщин-пилотов - уже упоминавшаяся Элинор Смит, которая так никогда и не “простила” Эрхарт за ряд рекордных полетов и громких достижений (особенно этот первый сольный женский перелет через Атлантику) которые она, Элинор, давно намечала и “приберегала” для себя.

Особого признания, однако, инсинуации критиков не получили, ибо множество фактов летной биографии Эрхарт - не говоря уже о многочисленных рекордах - говорили сами за себя. Особенно характерен один из случаев, произошедший еще в 1929 году, когда Амелия, посещая одно из авиашоу в качестве гостьи, в течение нескольких часов - “просто из интереса” - облетала несколько новых самолетов различных типов, с которыми ей никогда ранее вообще не приходилось иметь дело.

И впоследствии летчица не упускала ни единой возможности опробовать новый для нее летательный аппарат - будь то планер, новая амфибия фирмы Грумман, тяжелый двухмоторный пассажирский биплан “Кертисс-Кондор” либо новый специальный тренировочный самолет, недавно разработанный для ВВС армии США.






Последний случай был особенно показательным, ибо этот опытный самолет, разработанный главой фирмы “Консолидейтед” Р.Флитом, был специально сконструирован на основе концепции “нейтральной устойчивости”, а потому оказался весьма капризным в пилотировании и не прощал ошибок, моментально и резко реагируя на всякое движение курсантом ручки управления. По замыслу создателя он предназначался для шлифовки пилотажных навыков пилотов армейских ВВС и требовал предельно корректного и профессионального пилотирования.

Известный летчик-истребитель Ли Уэйд, ветеран Первой мировой войны (впоследствии генерал ВВС США) был “демонстратором” этого самолета, когда на аэродроме в Баффало к нему подошла Эрхарт и попросила дать ей возможность “опробовать” новую машину.
Уэйд, подумав о строптивом норове самолета, вначале хотел отказать. Но приняв во внимание личность просительницы, в итоге он скрепя сердце неохотно согласился и с кислой миной занял место во второй кабине, внутренне приготовившись к “большим неприятностям”. Как он вспоминал впоследствии, он весь напрягся, готовый перехватить управление в любой момент - в случае малейшей ошибки пилота.
Ошибки не было. “Она была пилотом “от рождения” - вспоминал генерал Уэйд - с естественным, безошибочным и тонким ощущением самолета”.

Продолжение следует... []

линчости, история США, женщины, США, 1930-е, 1900-е, личности, 1910-е, авиация, 1920-е

Previous post Next post
Up