В конце июля получаю сообщение в личку: "Здравствуйте, Марина! Не желаете приехать на официальный споттинг в Норильск, аэропорт Алыкель? Точная дата не определена, ориентировочно середина августа. Трафик небогатый, но север... есть, что посмотреть. ))"
В целом, планы на середину августа уже составлены, но побывать в Норильске было, наверное, одной из тех мечт, которые однажды появляются, а ты считаешь их не так чтобы несбыточными, но "может быть, когда-нибудь, лет через..." - и отправляешь заявку в космос. И она оказывается принята!
Выбрали для поездки 16-17 августа, в первый день прилетаем и осматриваемся, на второй день - самый северный споттинг в России.
Первое, что бросается в глаза по прилету - дымящие трубы Надеждинского металлургического комбината. Если повезет со светом, а нам повезло, можно наснимать кучу индустриальной красоты (город покажу позже).
Прилетели с Димой Осиповым 16-го утром вот на нём, из коридора хороший вид на перрон.
Первый рейс с пассажирами приземлился а аэропорту Алыкель в 1964 году, это был Ил-18, а до этого самолеты садились на полосу временного зимнего аэродрома "Нежданный", который в народе прозвали "Нежданка". Нынешний терминал введен в эксплуатацию в 2005 году.
Региональные споттеры знают, что чем дальше от столицы, тем сложнее свободно фотографировать самолеты из-за забора, не говоря уже о съемке в аэропорту.
В общем-то, в Норильске даже забора нет как такового, надо идти по болоту час, чтобы добраться до более-менее приличной точки съемки.
А до недавнего времени человек с фотоаппаратом в районе воспринимался не иначе, как шпион иностранной разведки.
Но, в прошлом году, благодаря настойчивости нескольких местных споттеров, "Норильский никель" удалось убедить в необходимости проведения фотосесси для любителей авиации и первый "Самый северный споттинг" состоялся ровно года назад, 17 августа 2015 г.
Мероприятие называлось "Успеть за 80 секунд" - среднее время, которое проходит с момента появления самолета в зоне прямой видимости до касания впп аэропорта.Именно этим временем располагали участники споттинга для проведения фото и видеосъемки приземляющихся самолетов.
Напомню для тех, кто впервые зашел в этот блог, что такое споттинг.
Споттинг (от английского слова "spot" - "увидеть", "опознать"; также - Авиационный споттинг) - вид хобби, заключающийся в наблюдении за самолётами и ведение их реестра. Часто сопровождается фотосъемкой. Так называемые "тру споттеры" (настоящие) пользуются только блокнотом и ручкой, коллекционируя бортовые номера самолетов.
Я себя споттером не считаю, мне больше важная художественная составляющая. Ну, и во-первых, это красиво.
Второй официальный "самый северный" состоялся 17 августа, два дня назад, и традиционно был приурочен ко Дню воздушного флота России, который мы будем отмечать уже в ближайшее воскресенье.
Трафик небогатый, в основном это Боинги "Нордстара", S7 и Ан-26 "КрасАвиа".
С погодой повезло - на следующее утро стоял туманище и почти все рейсы задержали на 5 часов, в том числе и наш.
Ко второй половине дня небо окончательно затянуло и пошел дождичек.
с 70-х по 80-е годы летная полоса аэродрома претерпела две реконструкции, обусловленные освоением новых типов самолетов.
Согласно действующей квалификации аэропорт "Алыкель" является аэропортом федерального значения класса "А", способным принимать воздушные суда всех типов максимальной взлетной массой до 280 т.
В этом году начался первый из трех этапов реконструкции взлетно-посадочной полосы, но не целиком, а частями. Сначала отремонтируют территорию, примыкающую к полосе и 720 метров самой полосы (из имеющихся 3400). Второй этап будет самый глобальный, будут делать 1080 метров середины, а для работы останется всего 1050 метров.
А чтобы совсем не оставлять город без авиаперевозок, с короткого участка людей будут возить ATR-42 в близлежащие аэропорты Игарки и Нового Уренгоя.
Реконструировать давно пора потому, что сейчас после каждой посадки или взлета на плиты на стыках крошатся, и их сдувает "Горыныч", чтобы не залетели в двигатель. У Боинга они низко висят, с Тушками этой проблемы не было.
Но на работу аэропорта или график взлетов-посадок это никак не влияет...
Кто бы мог подумать, что дискотечный шар может послужить отпугивателем птиц в аэропорту?
Ту-154 обанкротившегося "Континента" RA-85658, служивший ранее в "Пулково" и "России", находится на хранении с 2011 года.
Старенький Ан-12 служит для тренировок СПАСОП.
Справа в кадре - кабельная эстакада. Здесь не прокладывают под землей, т.к. мерзлота и когда наметает снег, до кабелей не добраться, потому они идут поверху, на возвышении. href="
https://fotki.yandex.ru/users/marina74/view/979617/">
Участников в этот раз собралось около 15 человек, в том числе два телеканала.
Дима Осипов может рассказать о тонкостях обработки фотографии для а.нета, у него там более 3,5 тысяч фоток.
Но точке с касанием недалеко от торца утром свет контровой, поэтому наш выбор - проводка.
Подконтрольная "Норильскому никелю" "Авиакомпания Таймыр" создала в 2008 году московский филиал, а вместе с ним торговую марку "Авиакомпания NordStar", первый рейс которой был выполнен 17 июня 2009 года по маршруту Москва - Норильск.
Приоритетными направлениями "Нордстара" стали Москва и Красноярск.
Отсняв три посадки и один взлет, мы переместились на перрон около телетрапов, где наблюдали на процессом заправки и погрузки багажа на московский рейс.
Вышка диспетчеров круга, подхода.
Работники аэропорта не привыкли, чтобы их фотографировала толпа народа в оранжевых жилетах и удивляются на нас.
Обычно утром в Норильск приходят несколько рейсов из Москвы, Красноярска и Нового Уренгоя.
А вчера на вылете через иллюминатор пассажиры могли видеть, как в белый Ан-24 под конвоем сопровождают заключенных из колонии...
Здесь еще можно увидеть ретро-технику.
Антиобледенительные машинки.
"Горыныч" поближе.
Расскажите мне про него, а то я совсем не в теме.
Жизнерадостная ливрея перонного автобуса.
В Норильске в августе по ночам уже довольно холодно, а в сентябре идет первый снег.
Ан-26 "Красавиа" из Красноярска.
А потом дождались А-12 и второй самый северный споттинг подошел к концу...
Отрадно, что споттинг продолжает шагать по стране и открывать новые аэропорты, на этот раз самый северный.
От всей души хочу поблагодарить уникальный хаб за предоставленную возможность познакомиться, отдельное и категорическое спасибо "Норникелю", "НордСтару" и ВСТ "Транспортная компания". Отдельный респект Артёму Финну и Андрею Кийко.
Вот такая красота.