Начало
тут Рабочая тетрадь по-индийски
Facebook post Если присмотреться - понятно, что в клеточках тот же наш столбик,
только то, что у нас "в уме" - записывается рядом, через косую черту. Не запутаешься.
В примере справа аналогия еще более очевидна,
кст израильские школьники умножают именно так -
строчки в обратно порядке по сравнению с нашим способом
(и то что "в уме" тоже записывают явно, дополнительной строкой).
Индийская система - похоже, что самая удобная,
в итоговой табличке между косыми направляющими числа группируются по разрядам и
удобно складываются все разом - десятки с десятками, сотни с сотнями,
ничего не потеряется при переходе через разряд.
Латиноамериканское умножение на тот же манер
В чертеже справа, развернутом на уголок, просматривается определенное сходство с
японо-китайской системой из предыдущего поста:
Как вообще получается, что счет на пересекающихся линиях дает верный результат?
Умножим 34 х 25 по-китайски и обычным способом(только запишем промежуточный результат
по-индийски, то что должно быть "в уме" - через косую черту)
Из сопоставления примеров можно убедиться,
что метод "на палочках" - не какой-то магический трюк, а графическое представление
того же поразрядого умножения в столбик.
(Это по поводу вчерашнего - на "Малышах" разместила "2х2 по-китайски",
там частью даже перепугались - что, дескать, за фокус, как можно такое давать детям =)
АПД
Видео, где как раз раскрыт момент перехода к использованию таблицы умножения -
Click to view
субтитры на разных языках скептики сомневаются, работает ли метод кроме как в приделах первых трех-четырех десятков,
дескать попробуйте 72 на 89 умножить -
китаянка уверенной рукой чертит пучок линеек, и точечки - тюк-тюк-тюк,
по ходу рассказывает, что как раз тут-то детям и предлагают не пересчитывать,
а воспользоваться табличным значением для 8х7 и тд:
восемь рядов по семь, семь столбцов по девять.
Офф - помню еще когда в бухгалтериях пользовались счетами. Была одна дама - умножала на костяшках с пулеметной скоростью, туда-сюда, щелк-щелк.
так что и китайцам не удивляюсь, наловчились и считают, быстрей, чем мы в столбик.
А еще мимоходом нашлось удивительное -
древние майя пользовались такой же схемой умножения,
как современные китайцы в начальной школе:
http://www.taringa.net