Авиасалон МАКС. Инструкция по применению

Aug 13, 2015 09:24



Уверен, что среди моих читателей тех, кто хоть раз был на авиасалоне МАКС в Жуковском - подавляющее большинство, и для них весь мой пост не будет сообщать чего-то откровенно нового. Однако, вдруг кто начитавшись статей и насмотревшись красивых фото и видеоматериалов, захочет посетить это мероприятие впервые.
Для того, чтобы избежать разного рода неудобств при посещении аэродрома "Раменское" я постараюсь в меру своих писательских сил и опыта вооружить будущего, надеюсь, счастливого посетителя МАКС'а информацией.

Текст мой будет основан, что называется, на реальных событиях - моём личном опыте посещения авиасалонов начиная с 2001 г. Ну и в дополнение - фестиваля пилотажных групп в 2004 и 100-летия ВВС России в 2012 г.

В записи использованы картинки из этого поста fotografersha. Рекомендую ознакомиться с ним полностью


Прежде всего стоит понять, что МАКС - это массовое мероприятие на свежем воздухе. Как рок-концерт. Как сверхмассовый пикник. Open-air если хотите. Если вы были на подобных мероприятиях - то вы можете представить что из себя представляет МАКС в дни общего посещения.

Вот примерно настолько массовое:


Пункт номер Ноль:

ПОСМОТРИТЕ ПРОГНОЗ ПОГОДЫ!
Внимательно, на разных сайтах. Что обещают, как вообще там поживают теплые-холодные фронты.

Если прогноз погоды устраивает и на вопрос себе "Хочу ли я на МАКС?" уверенно ответили "Да, хочу", задайте себе следующий вопрос - "Что именно я хочу там увидеть?". То что можно там увидеть глобально делится на 2 больших раздела - статическая экспозиция (стоящие самолеты, павильоны) и лётная программа - собственно авиашоу.
Важно понять, чего хочется больше - поговорить с техниками/продавцами у самолётов, поковырять на стенде ногтем очередной опытный наноуглепластик, протестировать авиационный тренажёр или вам просто нужно посмотреть на летающие самолётики.

Дело в том, что весь период салона можно разделить на 2 категории - бизнесс-дни и дни общего посещения.

Бизнес-дни- это первые три дня работы авиасалона. Вторник, среда и четверг. Билеты на эти дни в общей продаже стоят примерно в три раза дороже, чем билеты на дни общего посещения. В этот период на авиасалоне проходят пресс-конференции, оглашение и подписание контрактов. Участники салона работают, если кратко. Какие особенности этих дней характерны для простых посетителей? Повышенные цены на билеты и разгар рабочей недели способствуют тому, что народу на выставке будет крайне немного. Это даёт возможность посетителю, кому интересны самолеты на стоянках и павильоны вдоволь и без лишней толпы спокойно всё осмотреть и пообщаться с экспонентами. Летная программа сокращена до предела - после обеда пару-тройку часов и всё.
Малое количество народу позволяет чуть более легкомысленно относиться к трансферу до места - можно поспать подольше, поехать более раскатанной и популярной "дорожкой".
Нюансов в посещении в бизнес дни немного, погода несильно влияет на осмотр экспонатов в павильонах, из-за дождя самолеты под навеc не увозят. Единственное - я бы избегал дня, когда выставку посещают первые-вторые лица государства, зачастую это вторник, первый день салона, но иногда (в 2011 г. например) бывает и среда. Дело в том, что до, во время и после визита чинов выставка, что называется, кладётся лицом в бетон. Безопасники такие безопасники. Изрядное количество пространства вокруг персоны оцепляется и выключается из работы.

Резюмируя кратко - бизнес-день для тех, кто хочет пощупать самолеты.

Дни общего посещения - пятница, суббота и воскресение. Это дни, когда ценник на билет и выходные позволяют посетить выставку любому желающему. Что это влечёт? Правильно, огромный наплыв народа, который желает посмотреть на самолётики. Сфотографировать самолеты на статической стоянке так, чтобы в кадр не попал чей-то ребёнок, висящий вниз головой на ПВД или отстоять очередь на посещение салона или кабины понравившегося самолета - задача для сильных духом. Основной упор в эти дни организаторы делают на демонстрацию лётной программы, именно в последние три дня салона она наиболее насыщенная.

Потому вывод - в дни общего посещения основной упор для посетителя салона стоит сделать на просмотр авиашоу.

По опыту могу сказать, что из этих трёх дней меньше всего народу - в пятницу, больше всего народу - в субботу. Граждане справедливо закладывают себе воскресение в запас на отдохнуть от отдыха. Хотя, есть немаленькая вероятность что и в воскресение количество посетителей будет несильно меньше субботнего наплыва.
Свежые данные для примера с МАКС-2015:
Больше всего народу было в субботу - порядка 150000 посетителей. В пятницу и воскресение - примерно поровну, не более 100000 человек в каждый день.

Различается ли лётная программа в дни общего посещения? Все три дня лётная программа как правило идентична на 90%. Другое дело, что погода может внести коррективы. На время дождя выступления групп могут отменить и после продолжить, ничего не переставляя местами, могут тех участников лётной программы, которым помешала погода выпустить в другое время.

Когда составляется плановая таблица полётов? План полётов с точным временем и порядком выступления утверждается и выпускается накануне дня авиашоу. Нет, раньше никак. Если хочется хотя бы примерно знать заранее что будет в плане - достаточно посмотреть плановые таблицы полётов за предыдущий МАКС и сопоставить его с прямыми трансляциями бизнес дней.

Основные моменты таблицы полётов Всё что написано в этом абзаце - преположения и обобщения, основанные на лётной программе последнийх МАКСов. Итак, в плановой таблице с большой долей вероятности будут:
1) Выступление Вертолётов России - групповой пролёт, роспуск и сольные выступления каждой модели. Часто этот пункт программы открывает лётный показ
2) Выступление ОКБ Сухого - групповой пролёт изделий ОКБ и сольные-парные выступления отдельных типов - Су-35, Т-50, Су-34
3) Уже два года на ВПП устраивается странное и мало кому нужное автошоу - гонки самолётов и автомобилей. Как правило его ставят предпоследним пунктом программы, перед "хедлайнером" показа.
4) Хедлайнеры - это пилотажные группы "Русские Витязи", "Стрижи" и приглашённые иностранные. Чаще всего их ставят последним номером программы.
5) Пилотажные группы на небольших негромких самолётах - "Челавиа", "Первый Полёт", "Русь", "Baltik Bees" редко ставят в конец программы, как правило они выступают в середине показа.

Пример адекватно скомпонованной лётной программы МАКС-2017 на 23 июля 2017 г. (воскресение)
[Spoiler (click to open)]






Определившись с приоритетами стоит выбрать день, или дни, когда ехать в Жуковский.
Если хочется посмотреть и то и то, понятно, что одним днём не ограничиться, разумно будет, например, запланировать на четверг - осмотр статической стоянки, а на пятницу - просмотр авиашоу.
Планировать пятницу хорошо ещё и тем, что у вас в запасе ещё два дня есть, на случай паршивой погоды и изменения хода лётной программы. Пролился в пятницу дождик, полёты отменили - есть еще суббота и воскресение, там вполне погода может улучшиться.

Честно скажу - хорошая погода в дни общего посещения на МАКСах скорее приятная неожиданность и везение, чем правило.

Что на себе? Главный критерий одежды и обуви - удобство. Вам придётся много ходить, залазить по стремянкам в кабины, стоять при просмотре авиашоу, в очередях к шашлыку и в туалеты.Мероприятие проводится на открытом воздухе в конце лета в Подмосковье. В это время года зачастую уже не бархатный сезон, потому, на мой взгляд, оптимальным будет наряд из легкой мембранной куртки, таких же штанов и удобной треккинговой обуви, которая ну хоть как-то, какое-то время сможет, если что, противостоять лужам, мокрой траве и пр.

Что в рюкзаке? В рюкзаке (а он удобнее всяких сумок на одно плечо и пакетов) лучше всего иметь:
- бутылку воды. Если погода предполагает быть жаркой - то 1.5 л., если прохладной - 0,6-1 л. В пластиковой таре. Стекло нельзя, если тара непрозрачна - могут попросить отпить. Алкоголь - тоже нельзя. Если погода обещает быть ну совсем осенней, а вы всё равно решились ехать - идеален будет термос с чаем/кофе. Но тут надо смотреть - были слухи, что изымали на досмотре термосы (по-моему в 2009 г.) Берите тот термос, который не жалко, если не удастся уболтать охранника на досмотре.

- запас еды. Бутерброды, фрукты, твёрдые овощи, сладости, орешки - ну что-то такое легкое по весу,приятное лично вам по вкусу, компактное по размерам и способное за 1-2 перекуса поддержать вас в течении дня.

Конечно и еду и питьё можно купить на выставке, но я лично стараюсь обходиться своими силами, чтобы не стоять в очереди. Для меня этот аспект важнее, чем остальные - ценник на еду и её качество. Долго стоять, дорого заплатить, невкусно поесть - зачем?

- дождевики. Ну такие компактные пакетики. Бросьте к себе в количестве равном численности вашей компании +1. Места не займут.

- зонтик. Я не ношу, обхожусь капюшоном. Но может пригодиться.

- средства защиты от солнца. Солнцезащитные очки, головной убор с козырьком, SPF крем.
Во второй половине дня солнце, если оно не прячется за тучами отлично припекает лица зрителей, наблюдающих за авиашоу

- фото/видео технику

- плед/подстилку - чтобы организовать себе место в секторе обзора полетов. Присесть, прилечь, вздремнуть, перекусить во время пауз в показе. Достаточно много видел семей, которые приносили с собой большие надувные матрасы.

- бинокль/зрительную трубу. 8-10 кратного хватит. Интересно следить за самолётом на манёврах, за движениями его механизации, за вихревыми жгутами, которые срываются с планера при маневрах во влажную погоду

- для детей, помимо стандартного набора приданого (ну, родители сами знают что нужно их чаду на длинной прогулке) я бы рекомендовал приобрести шумозащитные наушники. В строительном магазине например. Взлетающий на форсаже истребитель - это охренеть как громко и непривычно, если в первый раз. Чтобы ребёнок не испугался.

Примерно - вот так:


air-raser, спасибо за фотку!

Колюще-режущие предметы - перочинные ножики, сапёрные лопатки, вилы, пики, топоры лучше оставить дома, иначе придётся оставлять их в камере хранения у пунктов досмотра. Зачем лишние телодвижения? Можно обойтись без этих инструментов на салоне.

Цветы жизни. Да, уж коль вспомнил про детишек. Брать или не брать их с собой? Родители, подумайте хорошо, прежде чем тащить ну уж совсем кроху додетсадовского возраста. Нужно ли ему это? Поймет ли он что? Не сомневаюсь, есть супербеспроблемные дети и суперродители (см. фоту выше), с которыми хоть в полгода на Эверест. Но всё же адекватно оценивайте свои способности и умения ваших отпрысков, учитывайте и их интересы наряду со своими личными. У всех разный темперамент и характер.

Я настоятельно рекомендую прикрепить к ребёнку - в виде браслета, кулона, бейджика информацию, содержащую следующие данные:
1. ФИО ребёнка
2. ФИО родителей
3. Номера телефонов родителей.

Полезным так же будет сфотографировать ребёнка перед входом на авиасалон - проще же показать фото потерявшегося ребёнка, чем сбивчиво и на нервах рассказывать полицейскому как он выглядит и во что одет.

На МАКС-2017 было потеряно 29 детей, все были найдены и возвращены родителям, но лучше по максимуму сократить время от потери ребёнка до возвращения - незачем ускорять появление седых волос у себя, да, родители? :)

Как проехать?
Основные проблемы и основные жалобы посетителей - это огромные затраты времени и сил на то, чтобы добраться до выставки. Есть одна поговорка, справедливая для любого способа трансфера до салона, которая поможет сохранить свои время и силы:

КТО РАНО ВСТАЁТ, ТОТ В ОЧЕРЕДЯХ НЕ СТОИТ!

Да, придётся выбирать, либо сон, либо комфорт.

Проехать на авиасалон можно тремя основными способами:
- на общественном железнодорожном транспорте
- на личном автотранспорте до бесплатной стоянки в аэропорту Быково
- на личном автотранспорте прямо на стоянку на территории аэродрома.

Подробнее можно узнать на сайте авиасалона, я же остановлюсь на особенностях, плюсах и минусах каждого способа.
Электричка. Схема простая - садитесь на электрический поезд Казанского направления либо с Казанского вокзала, либо со станции метро Выхино. Так же можно сесть в электричку на станции Электрозаводская, Новая (м. Авиамоторная).

С детальной информацией от ОАО ЦППК касающейся режима работы электричек можно ознакомиться здесь

Едете примерно час до ст. Отдых или пл. 42 км., по приезду проходите через некоторый досмотр к бесплатным автобусам от станции до непосредственно аэродрома. Там - детальный досмотр и вперёд за впечатлениями.
Плюсы метода:
- дешевый
- на большом отрезке пути (от Москвы до Жуковского) нет пробок, электрички ходят по графику более-менее
- гибкость. Можно не толпиться в автобусы на Отдых, можно дойти пешком до проходных, можно (если позволят организаторы) выйти пешком с территории аэродрома в город, можно приехать на ст. Отдых, а уехать - с 42 км. Вы ни к чему не привязаны. Можно выехать с территории аэродрома на автобусе, везущем людей не на станции электропоездов, а в город (до площади Громова, ул. Лацкова), а оттуда - пересесть на маршрутки, следующие в Москву (номера 474, 525 - уточните в Яндексе).

Минусы метода следует из его плюсов. Это - самый популярный маршрут подавляющего большинства граждан. Потому
- огромные скопления народа в узловых точках маршрута - при посадке высадке в электричку, при посадке в автобусы, при досмотре.
- наименьший комфорт. Зачастую ехать придется стоя, электрички/автобусы - штурмовать силой.

Методы минимизации издержек - миновать толпы людей по времени и по расположению.
По времени - это значит выезжать/приезжать сильно заранее. Насколько именно - смотрите в пункте ВРЕМЯ, там о времени вообще будет рассказано подробнее.
Миновать толпы "по расположению". г. Жуковский - это не только станция "Отдых". Обычно организаторы организуют автобусы не только от ст. Отдых. Автобусы до аэродрома также могут везти гостей от станции пл. 42 км.

Но зачастую на слуху и в голове у всех только станция Отдых и это выливается примерно в следующее:

12.00 выходного дня МАКСа. станция "Отдых". Граждане, стоящие в очереди на посадку в автобусы до авиасалона:


Фотография сделаная несколькими минутами позже. платформа 42 км. Опять же, граждане стоящие в очередь на посадку в автобус:


По-моему достаточно красноречиво.

Разница лишь в том, что автобусы от ст. Отдых везут посетителей на КПП1 (см. схему ниже), а от пл. 42 км. - на КПП3, и чуть подольше, на 10 минут примерно. Просто с разных концов летного поля зрители попадают на выставку.


отсюда

А так как меньше народу приезжает, то и очереди на досмотры тоже будут примерно также разниться. Смотрите:

Очередь из тех, кто приехал от "Отдыха":


Очередь из тех, кто приехал от "пл. 42 км."


Да, покупайте сразу билеты на электричку туда и обратно. Минус ещё одна очередь у касс в Жуковском за обратными билетами.

Личное авто до Быково.
Плюсы:
- большую часть маршрута (от дома до Быково) вы едете в комфорте, в своей собственной любимой машине
- дешево, никаких особых дополнительных затрат не нужно
- автобусная линия от бесплатной парковки всё же чуть менее загруженная чем автобусы от жд станций

Минусы
- пробки. Точно сказать во сколько вы приедете на парковку, а особенно - во сколько выедете - очень сложно.
- оставив машину на парковке, вам всё же придется при выходе с территории выставки вернуться туда же.
Симпровизировать и поехать обратно на поезде, или выйти в город поймать маршрутку не получится. Путь всё равно - автобус до Быково, пробка на выезд с парковки, пробки по дороге домой. Я помню, что на 100 лет ВВС мы с этой парковки выезжали более двух часов.

Уменьшить неприятные аспекты можно тайм-менеджментом. Приехать пораньше. Уехать пораньше.

Личное авто до парковки на аэродроме.

Плюсы:
- наиболее удобный и комфортный способ. Вы просто приобретаете талон на парковку на территории аэродрома, крепите его на лобовое стекло своего авто и, предварительно изучив на сайте схему проезда к нужной вам парковке.
- если приобретать парковочный талон на P2 (см. схему) то там организован отдельных КПП2 для досмотра и прохода.

То есть - очередей там почти не будет:


Минусы:
- удобство стоит денег. Достаточно заметных. Затраты можно уменьшить, набрав к себе пассажиров и поделить стоимость талона.
- пробки всё равно будут. И на самом аэродроме (небольшие) и в Жуковском, ну и на магистрялях московских.
- если вы хотите сэкономить и покупаете парковочный талон не на парковку P2, а на более удалённую парковку с другим номером, то у вас будет еще одно звено маршрута - трансфер от парковки до КПП1. Помните об этом и об очередях на нём.

Я настоятельно рекомендую этот способ тем, кто повезёт на авиасалон пожилых родителей (родственников), и/или детей в возрасте от 3 до 10-12 лет.

На МАКС-2013 я в день общего посещения (пятницу) я именно таким способом и воспользовался, сопровождая своих родителей.

Также существуют нестандартные способы добраться до места проведения авиасалона:
- на вертолёте
- на теплоходе по Москва-реке.
На себе я их не испытывал, могу предположить, что для их характеристики подойдёт описание поездки на личном авто с пропуском на аэродром. То есть - удобно, но дорого. В случае с вертолётом - очень дорого.

Досмотр Как всё устроено? На примере КПП1
Вот, посмотрите на фото:


Автобусы от станции останавливаются в районе голубеньких треугольников в левом нижнем углу снимка.
Далее к услугам посетителей как нельзя кстати стройный ряд туалетных кабинок.

Сам КПП состоит из трёх линий:
- Досмотр. Как правило 2-3 крайних правых пункта - для посетителей с большими сумками. Вам туда. У вас же рюкзачок со всем необходимым, помните же? Ну и очереди поменьше.
Для тех кто с детьми - слушайте объявления, там есть отдельная очередь для вас.
Досмотр - как в аэропорту. Сумку на ленту, вещи из карманов (сотовые, кошельки, ключи, мелочь) на стол, сам - через рамку металлоискателя.
Как сэкономить время себе и тем, кто позади тебя?
Выньте всё из карманов, снимите ремень (если он с металлической пряжкой), часы, переложите заранее всё в рюкзак, снимите с себя куртку и бросьте её тоже на ленту (на саму сумку)
Попросят открыть сумку после "просвечивания" - открывайте её не молча, не дожидайтесь вопросов - "это что?" сразу быстро показывая на предмет/подсумок/футляр/контейнер расскажите что это. Как правило просят достать показать жидкости - воду, кофе в термосах. Не закапывайте их глубоко в рюкзак.

- Билетные кассы. Если вы не озаботились покупкой билетов заранее, то после досмотра есть возможность купить билет на авиасалон непосредственно на входе. До этого момента ваши билеты не проверяют. Если у вас билет куплен - смело переходите к следующему пункту.

- Контролеры - те, кто проверяют ваши билеты. Они сканируют штрих-код и что-то там отрывают. Вывод какой? Правильно - держите билеты приготовленными заранее и повернутыми к контролерам штрих-кодами!.Деньги готовите же в супермаркете, пока кассир пробивает товар? Так и тут - не нужно рыться в карманах/сумочке подойдя к контролёру. Сделайте это раньше - стоя в очереди, идя к КПП, в автобусе наконец.

Где что? см. схему выше.
Аэродром "Раменское" состоит из двух пересекающихся ВПП. Одна - самая длинная в Европе. Она - рабочая. По ней разбегаются самолеты во время авиашоу, она служит осью пилотажа. Вторая - нерабочая, покороче. На ней расставляют крупные самолеты. Между ВПП, на рулежках, стоянках и полянках организованы стоянки мелких самолетов, военной техники (комплексов ПВО например), павильоны и шале.

Сектор обзора полётов расположен на полянке, ограниченой линейкой шале (желтые здания на схеме) и забором, расположенном параллельно рабочей ВПП на некотором расстоянии от неё.

Как найтись на статической стоянке?
Если ваша компания собирается постепенно - кто-то приехал раньше, кто-то позже, и звонок отстающих сонь настиг вас при осмотре экспозиции, естественно ориентир - какой-либо летательный аппарат, у которого вы встретитесь.
Если опаздуны или вы не слишком ориентируетесь в типах, ищите самый видный - самый большой, самый яркий.
На этом МАКСе, например, будет стоят "высоченный ушастый остроносый" Ту-144, будет огромный "Атлант" ВМ-Т с "бочкой на спине" - в кавычках перечислены отличительные признаки, которые поймет большинство.
Может ещё какие видные аппараты будут - не знаю.

Если вы с ребёнком - заранее договоритесь у какого аппарата встречаться, если потеряетесь. Покажите его, назовите его, либо по типу, либо договоритесь о том, как ребёнок его назовёт. Я на каком-то из МАКСов слышал объявление "Уважаемые родители Имярек, ваш сын ожидает вас у самолета, который он называет Большим Белым Китом"

Как найтись в секторе обзора полётов? Тут сложнее. В разгар авиашоу это безориентирная местность - море людей и всё.


отсюда

Но выход есть. На поле устанавливается как правило различное вещательное оборудование - большие экраны, аудиотехника, громкоговорители. Их и нужно использовать при наведении группы отстающих на место стоянки.
- "Мы у самого забора рядом с центральным экраном!"
- "Мы у крайнего правого экрана слева не доходя 15 метров до забора!"
- "Мы у третьего справа громкоговорителя у самого ограждения!"
Ребёнку точно так же - пришли вместе, расположились, покажите ориентиры, демонстративно покажите расстояние от вашего местоположения до забора. Чтобы если он отойдет - смог найтись.

Зачастую как выглядит разговор по сотовому, когда кого-то ищут в секторе обзора полетов?
"Я где? Ну я тут полеты смотрю. Ну короче, я прям напротив надписи на здании по другую сторону от полосы "Рособоронэкспорт!"" или "Ну я короче прям напротив диспетчерской вышки, ну вон же она на другой стороне!" Указанные ориентиры - они очень далеко от наблюдателей и у каждого - своё понимание "прям напротив"
Это работает крайне неэффективно.

Связь вообще на аэродроме может сбоить - народу много, сеть может быть перегружена. Имейте и это в виду.

Есть ли смысл подходить вплотную к забору в секторе обзора полётов? Не знаю. Не у забора вы пропустите только выруливания, разбег и посадку. Но зато - будет посвободней.
Мы зачастую вставали вплотную, чтобы поснимать на фото/видео, но граждане как-то в экстазе лезли на головы, в кадр, топтались по расстеленым коврикам. Нервяк.

То что не видно на ВПП - покажут по большим экранам, которые поселились там начиная с 2005 г.

Снимать именно что на самом МАКСе не вижу особого смысла, разве что видео документальной ценности, - после 12.00 солнце слева в лоб. Да и далеко всё, нужен объектив от 300 мм., чем больше тем лучше.
Ну разве что можно подловить самолет, когда он справа от зрителей разворачивается и если облачка фактурные, типа такого:


Но вообще, если прям охота поснимать - то проще, но дороже, оплатить себе медиаплатформу, которая организовывает фотографов на другую сторону ВПП - по солнцу. Сложнее, но дешвеле - вообще подобраться за территорией салона с другой стороны, но это - тема отдельного рассказа.

ВРЕМЯ Выделил красным этот пункт, потому что он важнейший из всех.
Основные характерные моменты:
8.00 - начало работы автобусов и КПП
10.00 - начало работы салона.
11.00 - начало показательных полётов
17.00-18.00 - окончание показательных полётов.

Главная ошибка большинства граждан, это то, что они едут на салон к десяти. Если не позже. И для них становится сюрпризом, что автобусы на станциях и КПП на аэродроме не могут переваривать тот поток людей, который доставляют электропоезда.

Так, чтоб было примерно понятно:
10 вагонов электропоезда вмещают в себя 1000 человек. На время салона электрички будут подходить к станции раз в 10 минут точно.
Пусть на станции Отдых выходит 500-600 человек. Чтобы их перевезти нужно 5-6 автобусов. Ехать от Отдыха до аэродрома - минут 20-30. Если на КПП1 каждые 10 минут будет прибывать 500 человек, то на каждый из гипотетических 20 точек досмотра на КПП1 (а на фотографиях Марины видно, что там не 20 точек, а вдвое меньше) придётся по 25 человек. Досмотреть их - не менее 15-20 минут. За это время очередь в каждую точку досмотра увеличится еще на 20-25 человек.

Смотрите динамику. Утро субботы, 29 августа 2015. Платформа "Отдых".
Время 8.18 утра:


То же самое место, но человек оказался там на полчаса позже. Время 8.48:


Но по его словам - ещё терпимо.

Выход каков? Вставать пораньше и ехать, ориентируясь на 8 утра. Чтобы вы в 7.30-7.50 утра были:
- либо на станции "Отдых", пл. 42 км.
- либо на парковке в Быково
- либо въезжали в сам г. Жуковский, гордо светя талоном на парковку своего лимузина.
При этом вы примерно в 8.30 будете уже свободны от всяких формальностей и сможете спокойно посмотреть и поснимать в красивом утреннем свете (если будет солнечно) статическую стоянку, даже в дни общего посещения. Часиков до 10.00-10.30

Обычно в конце шоу ставят, как на рок-концертах, - хедлайнеров шоу. В нашем случае - это выступление пилотажников из Кубинки, чаще завершают показ наши чудесные "Русские Витязи".

Так вот. Если важно уйти пораньше не толкаясь - уходить надобно в начале пункта лётной программы, который предшествует хедлайнерам. И смотреть их, оглядываясь на пути к месту посадки, ну или от места посадки в автобусы до станций, парковок и прочее.
Обидно, но что поделать.

Или можно досмотреть полностью показ, не уходить сразу - съесть последние яблоко/бутерброд из запасов, пройтись ещё раз по стоянкам, поторговаться с продавцами сувенирки, ну в-общем как-то занять себя еще на часок и выходить оттуда уже в числе последних. На МАКС-2015 я так и сделал. В самый массовый день - субботу, "Русские Витязи" закончили свою программу в 17.00. Зрители потянулись к выходу, я дошел до ближайшего экрана, на котором транслировались записи полетов прошлых МАКСов и уничтожил оставшиеся запасы провизии у себя в рюкзаке. Чтобы меньше таскать.

Поле спустя 18 минут после окончания программы выглядело вот так:


Знаете где были все зрители? Правильно - толпились на выход. Я же пошел к выходу спустя ещё полтора часа - моя последняя фотография была сделана в 18.45. Никаких очередей при посадке в автобус и в электричку.

Мы старались не использовать автобусы от аэродрома до ст. Отдых, предпочитали идти пешком. Это если позволяли организаторы. Может быть мы неоптимально использовали время, но нашей компании зачастую лучше было пройти 5 км. пешком, чем толкаться в очереди на автобус. Вот примерные пешие маршруты от аэродрома до станции электрички:


Ну чтобы вы знали, сколько вам идти, если решились. Моим темпом - 1 км. за 10 минут идти меньше часа.
Бонусы пешей прогулки, помимо очевидной пользы для здоровья - это самоэкскурсия по легендарному аэродрому ЛИИ и старой части г. Жуковский. Мимо аллеи с фотографиями и именами летчиков-испытателей - Героев СССР и РФ, мимо здания ЦАГИ и аэродинамических труб (вертикальной штопорной), через площадь Ленина мимо памятника Жуковскому.

Форс-мажор. Организаторы МАКСа примерно представляют, какое количество народа и с каким темпом будет приезжать и уезжать на аэродром. Под это дело и организуется так называемый наряд сил - определённые регулярность и количество транспорта, сотрудников милиции и внутренних войск и прочее.
По опыту могу сказать, что эта вся "кровеносная система" худо-бедно, но работает. Правда "запас прочности" невелик, и в случае чего - накладки конечно будут. Небольшие сбои в режиме движения автобусов в разных местах маршрута в итоге могут привести к серьезным сбоям в расписании. Что уж говорить о более сильных внешних обстоятельствах, которые заметно влияют на процесс перемещения посетителей.

Самый серьезный фактор - это погода, в частности - сильный дождь. Прохладная вода льющаяся с неба заставляет посетителей с утроенной энергией спешить домой в сухой автобус, электричку, личный авто.
Поток людей в единицу времени возрастает лавинообразно и расчитанная на куда меньшие параметры система даёт сбой. Люди ожидающие автобуса от КПП до парковки/станции копятся быстро, перестают помещаться на парковке, в итоге - выходят на проезжую часть, пытаются неорганизованно идти пешком, в итоге - парализуется движение автобусов. Кто был на МАКС-2013 в субботу - те понимают о чём я :)

Как действовать? Попробовать выйти с территории аэродрома через КПП3, если вы на машине, которую оставили в Быково - попробуйте от пл. 42 км. доехать на маршрутке (номер 39 по-моему)/попутке/такси до парковки например.
Можно выехать в город на автобусах для жуковчан - они идут до ул. Лацкова (окраина города, ближе к Москве, чем к Раменскому). Оттуда уже можно уезжать на маршрутке до Быково за авто, или - на автотранспорте до метро.
Этот же автобус может делать остановку на пл. им. Громова - оттуда пешком или на маршрутке можно попробовать добраться до станций электричек.
Если без машины - просто еще на этапе сборов накануне заложите себе в голову немаленькую вероятность прогуляться пешком несколько километров, возможно - по лужам по щиколотку. Следовательно - запас сухих носков в рюкзак при неблагоприятном прогнозе точно не помешает.

По результатам отзывов всё же отдельной строкой пропишу:
Передвигаться по аэродрому пешком к выходу - строго с разрешения сотрудников МВД.
По сообщениям организаторов - возможность выйти пешком предусмотрена, но - в случае форс-мажора, если автобусы перестанут справляться.

Вместо заключения.
Да, вы заплатили деньги организаторам. Да, они обязаны вас доставить туда и обратно, обеспечить вам комфорт, хлеб и зрелище.

Но всем будет намного легче если и вы потратите некоторое время на подготовку к путешествию. Хотя бы информационную. Ну например если вы дочитали до этого места - вы уже молодцы, первый шажок в подготовке вы уже сделали. Чуть больше планирования и обдумывания, чем вы привыкли. Побольше вариантов действий в голове. Может не стоит ехать от Отдыха сразу в Москву, может стоит проехать остановку-другую в область, а там - спокойно расположиться в полупустой электричке на сиденьях? Посмотрите регулярные маршруты общественного транспорта в г. Жуковский, посмотрите на план города в Яндекс-картах. Изучите повнимательней официальный сайт салона и группы МАКС'a в соцсетях - там есть активность и регулярно освежается рубрика "Вопрос-Ответ". Там же будет и самая оперативная информация по лётной программе, погоде, изменениям в показе. Смартфоны-планшеты сейчас у большинства - подписывайтесь. Все ссылки ниже.

Вопросы, пожелания, жалобы - в комментарии.
Спасибо за внимание!

Официальный сайт авиасалона
МАКС в Facebook
МАКС в Twitter
МАКС вКонтакте

почитать, интересное, МАКС, Жуковский

Previous post Next post
Up