Как хранить Божественные Тайны ради больных
Прежде всего приходской иерей (то же относится и к монастырям) должен следить, чтобы все сосуды, т.е. потир, дискос, звездица, лжица, кивот или гробница, золотые или серебряные, по большой же нужде - оловянные, были всегда приличны к службе и для хранения Божественного и Животворящего Тела Иисуса Христа. Так как в них совершается страшное Таинство, и Сам Господь Иисус видимо пребывает.
Все вещи церковные должны быть сделаны красиво - как священные одежды, святые кресты, украшенные драгоценностями евангелия, - и исполнены наподобие них. Если же невозможно где, по скудости, иметь золотые или серебряные сосуды, т.е. потир, дискос, звездицу, лжицу, кивот или гробницу, то тогда они должны быть оловянными (с ведома архиерея).
Кивот, в нем же хранятся Святые Тайны - Тело Господне, должен быть закрыт, иметь наверху Крест и всегда стоять с Божественными Тайнами на престоле, а не на другом месте.
Непосвященный человек никогда не должен его касаться, под страхом смертного греха и великой епитимии, разве только ради какой нужды.
Божественные Тайны по нужде могут быть освящены и высушены для хранения не только в Великий четверг, но и в любой другой день по чину Великого четверга.
Если кивот золотой или серебряный, но внутри позолочен, то Святые Тайны влагаются в него без подложенной вниз бумаги. Если кивот серебряный и не позолочен, или оловянный, то в него вначале стелится чистая бумага, а на нее ложатся Божественные Тайны.
Божественные Тайны, хранящиеся в кивоте, надо часто проверять со всякой должной для Них честью и поклонением, имея непокрытую голову и чистые руки. Если невозможно проверять каждый день, то хотя бы каждый второй или третий, чтобы они по нерадению и невниманию священника не заплесневели и не растлелись от влаги. Иначе иерей, как уничижитель Божественных Тайн, смертно согрешит, и будет подлежать извержению из сана.
Если увидишь, что Дары влажные, то раскрой антиминс на святом престоле и, со всякой осторожностью, выложи Дары из кивота на святой дискос и, открыв окна, просуши. Сам же следи, пока не высохнут Дары, чтобы ни муха, ни что другое не коснулось их, иначе смертно согрешишь.
Если по небрежению иерей, суша Божественные Тайны, припалит их, или оставит без внимания, и они растлеются от влаги, то смертно согрешит, и будет подлежать извержению из сана.
Если этот случай (чего да никогда не будет) все же произойдет, то никак никого не дерзай причащать этими Дарами. Но, взяв, другой агнец и приготовив по написанному ниже уставу, освяти на Божественной Литургии и, высушив, сохрани. И им причащай больных. Заплесневевшие же или растлевшие Дары на той же Литургии, всыпав с остатками Божественных Тайн в потир, потреби.
Когда же захочешь приготовить Святые Дары для необходимых нужд в Великий четверг или в другое время, то тогда возьми второй агнец и по чину, как в Великом посту для Преждеосвященной Литургии, все сотвори. Напаяй Святой Агнец Животворящей Кровью лжицей над святой чашей понемногу, с большим вниманием и прилежностью, чтобы не перемочить Его и чтобы не капнуло куда от излишества.
Сушить же напоенный Агнец на святом престоле подобает так: прежде разверни антиминс и, взяв из кивота Агнец, положи на дискос и покади окрест Него. И, сотворив поклон, со всяким благоговением раздроби святым копием на частички.
После раздробления положи каменную плиту или кирпич возле края антиминса, справа от себя, а сверху чистый горшочек, железный или медный, с горящим углем. И, достойно поклонившись, возьми святой дискос с раздробленными Божественными Тайнами и положи его сверху горшочка, внимательно следя и переворачивая святым копием частички, пока постепенно, не пригорая не высохнут Божественные Дары. Когда святой дискос хорошо нагреется, сними его и поставь на святой антиминс или на покровец, чтобы не попалились Святые Дары. Когда же дискос немного остынет, снова положи его сверху горшочка с углем. И так повторяй до тех пор, пока не высохнут, как следует, Дары. Сухие Дары со всяким вниманием положи в святой кивот. Закрыв кивот, положи его на свое место и, совершив поклон, сверни антиминс.
Где же Божественная служба совершается каждый день, например, в больших городах или монастырях, то там можно иметь запасные Дары без предварительного сушения следующим образом: не закалая два агнца, а, взяв часть от служебного, напои ее Божественной Кровью, как было указано выше, и храни до утра. И так поступая каждый день, не будешь иметь необходимости в сушении Даров, а вместе с этим избегнешь и всех бедственных случаев, связанных с сушением.
О подаянии, принятии и хранении Божественных Тайн и о поклонении Им
Все священнослужители должны с подобающей честью совершать в храме свое служение, оказывать должное поклонение Тайнам Божьим и иметь желание о частом принятии этого Дара. Приходские же иереи должны поучать своих прихожан, чтобы с чистой совестью всякий пол, если возможно во все праздники, если же нет, то хотя бы в каждый из четырех постов, приготовлялись к Причащению. И чтобы со смиренным и чистым устроением тела приступали к Божественным Тайнам.
Если, кроме обычных четырех постов, кто захочет приступить к Святому Причащению, то должен прежде попоститься семь дней, пребывая в церковных и домашних молитвах (по нужде же постятся три, или только один день) и приготовляя себя к чинному исповеданию своих грехов.
Находящиеся же в супружестве должны в те дни воздержаться от супружеского совокупления.
Перед восьмым днем должен исповедать перед иереем все свои грехи и с вечера ничего не вкушать. Не могущие же, ради малости лет или старости, полностью воздержаться от пищи, могут немного поесть. После же полуночи все должны воздержаться. Также в молитвах, поклонах и духовных размышлениях должны пребывать, насколько возможно, готовящиеся. А не умеющим читать и находящимся на большом расстоянии от церкви, иерей должен дать свое домашнее правило.
После обычных утренних церковных молитв все хотящие причаститься и не умеющие читать должны остаться в церкви, чтобы выслушать читаемое иереем правило ко Святому Причащению и обычные часы. Умеющие же читать, читают все это сами дома.
К началу святой Литургии все должны собраться в церковь и, стоя со страхом и благоговением, молиться и слушать святую службу. Во время причащения приступят к чаше чинно, с глубоким смирением и Христу, истинно присутствующему в Тайнах под видом хлеба и вина, каждый совершит один земной поклон с крестообразно сложенными на груди руками, исповедуя распятого Христа и имея к Нему любовь. Приняв Тайны, проглотят их и, после того, как священник покровцем вытрет уста, облобызают край святой чаши, как само Христово ребро, из него же истекли кровь и вода. И, немного отступив, кланяются не до земли, ради сохранения принятых Тайн, и стоят на своих местах не разговаривая друг с другом и, тем более, не плюя, пока антидор и вино с теплотой не подадут им. И стоя неисходно до конца святой Литургии, совершают благодарственные молитвы по Святом Причащении.
Известно также будет тебе, иерей, что если случится быть большому количеству причастников, то никак не дерзай (по недостатку в святой чаше Божественной Крови или Тела) доливать вино или всыпать простой хлеб в чашу, иначе тяжко согрешишь и подпадешь извержению из сана. В таком случае повели не причастившимся подождать до следующего утра и, отслужив утром, причасти их. Или, взяв из кивота Божественные Тайны, хранящиеся ради больных, всыпь их в святую чашу и причасти по обычаю.
Входя в храм Божий и взирая на святой Алтарь, со страхом должное поклонение должны совершать священнослужители и все люди. Стоя же в храме представляют себя стоящими как бы на небе перед Самим Богом и приносящими Ему молитвы как присутствующему рядом, что Бог и обещал нам.
Входя в алтарь, прежде всего сними головной убор и сотвори поклон. Подойдя к Божественному престолу, сотвори более низкий поклон и все, что будешь делать в алтаре, делай со всяким смирением и благоговением, как перед лицом Бога, здесь присутствующего. Выходя же, также вначале низко поклонись Божественным Тайнам.
Когда будешь говорить перед святыми Царскими вратами ектению, вначале благоговейно сними головной убор, поклонись и тогда начинай. После окончания тоже поклонись. Когда случится проходить мимо Царских врат, также сотвори поклон.
Наконец же, всякий священнослужитель и причетник Церкви, совершив ночное, утреннее, дневное или вечернее церковное служение, должны воздать Господу Богу благоговейное поклонение, что Ему от нас и от всех людей приятно принимать. Так как ради такого поклонения святым Божественным Тайнам и благоговейного поведения, особую и изобильную благодать получит каждый от Христа Бога.
Служащих в алтаре, т.е. пономарей, иерей должен особо учить, чтобы с великим страхом и трепетом и со всяким благоговением входили в святой Божий Алтарь и делали положенное им дело, сознавая, что там присутствует на престоле Сам Христос Бог; входя в алтарь и выходя из него, они должны низко кланяться. Престола же Божественного, тем более самих Божественных Тайн находящихся на нем, а также служебных сосудов и других священных вещей они не должны касаться, чтобы не впасть в грех; могут касаться только светильников, свеч, кадила и других меньших священных вещей.
Ради чести Божественных Тайн никто от несвященных в алтарь не должен входить, женщины же никогда.
Пономари должны по возможности часто исповедаться и причащаться Божественных Тайн и трезвенно и благочестно пребывать в добродетелях. Они должны вносить в алтарь просфоры, вино, воду, фимиам и огонь, зажигать и гасить свечи, приготовлять кадило и теплоту и подавать иерею. Алтарь чинно и чисто подметать и убирать, как пол, так и стены, потолок и кровлю, - от пыли и паутины.
Престол же и жертвенник могут убирать и очищать, чтобы не было на них пыли или грязи, только иерей, диакон или иподиакон; не священная рука не должна их касаться.
В церкви и на паперти пономари должны также часто очищать от пыли и грязи образы, стены, потолок, пол и кровлю. Алтарную и церковную грязь не следует выбрасывать в места непотребные, но, или в реку, или в непопираемое ногами место.
Ко всему этому, не только иерей и алтарные священнослужители, но и все благочестивые христиане, когда увидят в церкви или несомыми к больным Божественные Тайны, должны почтить Их благолепным поклоном.
Также придя в святой храм, во время всякого пения, подобает кланяться в молитвах Господу Богу по чину или уставу Церкви, что должны все с тщанием делать и начатки трудов своих, - мольбы, моления и благодарения приносить. Пения же и чтения церковные (Священное Писание, Апостол, Псалтирь, писания святых Учителей церковных, духовные песни) слушая, должны вразумляться и непрестанно воспевать в своих сердцах Господа Бога. И этому подобает иерею своих прихожан и духовных детей всегда поучать. Да познают в этом волю Божью и повеление Матери своей Церкви.
Надлежит также знать иерею, что все христиане единой веры и единой нашей Церкви, не имеющие на себе отлучения и клятвы, искренне приносящие на исповеди покаяние, живущие благочестно и не имеющие от духовника запрещения, могут с подобающей честью причащаться Тела и Крови Христовых. Также и подростков, которые могут исповедоваться, и младенцев (по вере приносящих их) подобает причащать Святых Тайн во освящение души и тела и в принятие благодати Господней.
Недостойные же должны быть всячески отлучены от этого Таинства. - Кто имеет на себе клятву от епископа, или запрещение от духовного отца, или отлучение. Также и явные грешники: блудники и блудницы, имеющие наложниц и сами наложницы, прелюбодеи, лихоимцы, чародеи, ворожеи, святотатцы, картежники, игроки в кости, хульники, сквернословы и все, творящие бесчинства, зависть и укоры, и им подобные. И пока они искренне не покаются и плоды, достойные покаяния, не сотворят, и соблазны, которые явно делали и делают, своим покаянием также явно не истребят, причастия Святых Тайн не должны сподобляться.
Неявных же грешников, исповедующихся в этих грехах, исправляй благоразумно, чтобы не возник какой соблазн для других людей (по их высокомерию), и чтобы то лицо, быв или допущенным до Причастия или отлученным от Него, не стало находиться у них в подозрении.
Лишенным же рассудка или обмершим Божественные Тайны подавать нельзя, можно только тогда, когда они приходят в себя и бывают умны и с сокрушением сердечным исповедают свои грехи, а также ходят в церковь, молятся Богу и слушают церковные молитвы (тем более, если не обретаются у них другие недостатки), - тогда могут причаститься.
За истинное благочинное и правильное соблюдение того, чтобы благоугождать Господу Богу со тщанием и хранить Церковное предание в чистоту души и тела, даст Господь повсюду Своим людям мир и милость, и благоденствие всем благочестно живущим на земле. Потом же и наследие на Небесах всерадостных вечных красот подарит, что да будет получено христианскими православными душами благодатию Иисуса Христа, предстательством Всеславной Пречистой Девы Богородицы Марии и молитвами всех святых. Аминь.
Перевод с церковнославянского священника Георгия Палехова
Каждый священнослужитель Русской Православной Церкви, открыв «Служебник»
[1] , может во второй его части, сразу после чина заупокойной литии, обнаружить весьма любопытный документ, озаглавленный следующим образом: «Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в церкви святей совершати и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественной Литургии, и каковии бывают бедственнии и недоумении в скорости случаи, како в том исправлятися»
[2]. Это наставление, для краткости именуемое «Известием учительным», является, по сути дела, подробной инструкцией, касающейся благочинного свершения величайшего Таинства Церкви Христовой - Божественной Евхаристии, установленной Самим Спасителем во время Тайной вечери (Мф. 26:26-28) и облеченного Его Церковью в исторические формы русско-византийской Литургии.
Диапазон сведений, сообщаемых в «Известии учительном», очень широк. От инструкции - как приготовить все необходимое для служения Святой Литургии, до заметки - о «…подаянии, приуготовлении и хранении» Святых Даров. Попутно в нем разрешается ряд недоуменных вопросов по поводу разных случаев, могущих приключиться во время Божественной Литургии.
Несмотря на скромное (по числу листов, а не по значению) место, занимаемое в «Служебнике», «Известие учительное» имеет довольно любопытную историю, звучащую в изложении профессора И.А. Карабинова
[3] следующим образом…
Впервые «Известие учительное» появляется в московском издании «Служебника» 1699 года. Исходным документом для его составления послужило сочинение известного московского книжного справщика (как сказали бы сегодня, - редактора богослужебной литературы), чудовского инока Евфимия (вторая половина XVII века), носящее название - «Воумление
[4] от архиерея чинному служению Божественной Литургии, и иныя нуждных случаев, ведение зело потребное». В предисловии к своему труду старец Евфимий пишет, что принялся за писание этого трактата, следуя желанию патриарха Иоакима иметь практическое наставление для будущих священнослужителей.
Однако патриарх так и не смог познакомиться с «Воумлением» до своей смерти в 1690 году. Его преемник, патриарх Адриан, в начале своего правления тяжело занемог и также не прочитал книгу. В итоге так и осталось - «…написание сие никем свидетельствовано».
«Воумление» несколько обширнее «Известия учительного» и дает наставления не только относительно Святой Литургии, но и некоторых других церковных чинопоследований и треб. Одним из источников «Воумления», а стало быть, и «Известия учительного» послужил «Трактат о Тайне Тела и Крови Христовых», помещенный в «Требнике» киевского митрополита Петра Могилы
[5] в качестве приложения. Но самое интересное, что этот «Трактат» восходит к аналогичному по содержанию трактату «De defectibus», находящемуся в одобренной Тридентским Собором (1452-1563) редакции римского «Служебника» - «Миссала». Местами «Трактат» при «Требнике» Петра Могилы представляет не просто перевод, но - в значительной части - переработку этого латинского сочинения.
В свете вышеизложенных фактов не следует, однако, проявлять, что называется, ревность не по разуму и - отвергать «Известие учительное», как имеющее в основании «латинские измышления».
Следует помнить, что Православная Церковь часто подвергала рецепции, своего рода натурализации, «изобретения» инославных христиан. Даже и колокола, так сладко звучащие в католическом городе Молине (Бельгия), однажды наполнили русские звонницы малиновым звоном… А труд члена Доминиканского ордена брата Лоренцо Скупполи обратился под пером преподобного Никодима Святогорца в «Невидимую брань» - прекрасное пособие по православной аскетике.
Для русской литургической практики значение «Известия учительного» переоценить трудно. Каждый новоначальный иерей должен быть знаком с ним в обязательном порядке. По благословению правящего среднеазиатского архиерея, митрополита Владимира - сотрудник Ташкентского Епархиального управления иерей Георгий Палехов взялся за перевод «Известия учительного» на более близкий к нам русский язык. Эта работа была закончена отцом Георгием в 2001 году. В ней он не стремился создать какой-то принципиально новый текст. Его целью стало лишь максимальное приближение «Известия» к современной русской речи, но с сохранением слога первоисточника. Насколько ему это удалось, и приживется ли данный перевод в церковной практике, покажет время. Но уже сейчас хорошо видны несомненные достоинства труда отца Георгия - понятность и общедоступность древнего текста.
Роман Дорофеев
---------------------------
[1] «Служебник» в 2-х частях. Донской монастырь. Издательский отдел Московского патриархата. М., с.1991.
[2] Часть 2-я, с.486.
[3] Карабинов И.А., профессор. «О евхаристическом хлебе и вине». Доклад на Поместном Соборе 1917-1918 гг. в книге «Богослужебные указания на 2002 год, для священнослужителей». Издательский отдел Русской Православной Церкви. М., 2001.
[4] То есть - «наставление».
[5] Издан в 1646 году.