Где находится: bd du Palais, 2
Как работает: с апреля по сентябрь 9.30-18.30, с октября по март 10.00-16.30. Закрыта 1 января, 1 мая, 1 и 11 ноября, 25 декабря.
Цена билета: € 6,10. Можно купить единый билет для посещения Сен-Шапель и Консьержери - € 10.
История.
В 1239 году Людовик IX купил у императора Латинской империи Бодуэна II де Куртеней 22 святые реликвии Страстей Господних и, в частности, терновый венец, в обладании которого видели знак богоизбранности королей Франции. Людовик был очень набожным человеком, а Бодуэн нуждался в деньгах. К моменту сделки император уже заложил реликвии венецианским купцам, а возвращать долг было нечем. Заплатив за него огромную по тем временам сумму в 135 000 ливров (строительство новой часовни для хранения святынь обошлось "всего" в 40 000 ливров), едва избежав захвата венецианцами, святыни привезли в Париж. Король встречал бесценную драгоценность босой и в рубище. Через два года Бодуэн продал Людовику фрагмент истинного креста и еще несколько реликвий, связанных с Богоматерью. Король умер во время VIII Крестового похода в Тунисе в 1270 году от дизентерии. После последовавших чудес в церкви Сен-Дени, через 27 лет после смерти, король был канонизирован папой Григорием Х.
Когда священные реликвии оказались на французской земле Людовик IX задумал построить для их хранения особую капеллу-реликварий. Особую не только по назначению, но и по изысканной роскоши интерьеров, превратившей ее в монументальное произведение ювелирного искусства. Затраты на строительство шедевра составили около 40 000 ливров. Дата закладки капеллы, как и имя ее архитектора, неизвестны, но есть точная дата дня освящения Сен-Шапель - 26 апреля 1248 г.
Наиболее ценные реликвии хранились в Великой раке (высота 2,7 м), изготовленной за 100 000 ливров из серебра и позолоченной меди. Огромный драгоценный ларец, стоявший в апсиде верхней капеллы, называли Палладиумом, священным щитом Французского королевства. В Страстную пятницу король устраивал торжественную церемонию выноса истинного креста. С XIII в. до начала революции все изменения в Сен-Шапель были направлены лишь на восстановление интерьеров, поврежденных пожарами и наводнениями. Во время революции церковь осквернили, Великую раку и другую утварь переплавили, терновый венец в 1793 году передали на хранение в "Кабинет Антика", а в капелле разместили архивный склад. В 1804 году венец передали епископу Париже, который поместил его в сокровищницу собора Нотр-Дам-де-Пари. Склад в Сен-Шапель работал до 1840 года, когда начались грандиозные реставрационные работы, связанные с решением ученых (во главе с Виолле ле Дюком) восстановить средневековый облик церкви.
Осмотр Сен-Шапель
По архитектурно-планировочному решению Сен-Шапель - готический вариант каролингскоих дворцовых церквей. Капелла разбита на два уровня равной площади (600 м2), но разной высоты. Верхняя, освященная во имя Святого Креста, располагались на одном уровне с королевскими покоями. В ней молилась королевская семья, приближенные, высокопоставленные гости королевства, а также хранились реликвии. Нижняя капелла, освященная в честь Девы Марии, предназначалась для придворных, дворцовой гвардии и слуг.
Западный фасад
Вход в церковь представляет собой двухэтажный готический портик с широкими арочными проемами. Через нижний проем - вход в нижнюю капеллу. Его портал посвящен Пречистой Деве. Арка второго этажа возведена над балконом, с которого можно попасть в верхнюю капеллу. Над портиком - роза верхней капеллы. Пирамидальные завершения двух симметричных башен-колоколен украшают каменные шипы, символизирующие шипы Тернового венца.
Перед треугольным фронтоном с малой розой - ажурная мраморная балюстрада с двумя башенками, украшенная королевскими лилиями. Два ангела держат вензель короля Карла VIII. На верхушки башенок "надеты" корона Франции и терновый венец (XV в.) Средневековая скульптурная отделка фасада утрачена (восстановлена в XIX в.).
Шпиль имеет высоту 33 м, создан в 1853 году. Это пятый по счету с начала XII в., изготовлен по образцу XV в. У основания шпиля - фигуры апостолов. В образе св.Фомы (держит в руках экер, геодезический инструмент для построения прямых углов) - Лассюс, автор последней версии шпиля. В образе св.Филиппа - Дешом, реставратор Западного фасада. Двускатная крыша окружена балюстрадой. Гладкие контрфорсы, как будто стягивающие весь объем здания, завершаются изящными башенками с водостоками-горгульями.
Особенность конструкции нижней капеллы (высота сводов 6,6 м, ширина центрального нефа 6 м, боковых - 2 м) состоит в использовании небольших аркбутанов, которые поддерживают внутренний свод. Декор ее весьма разнообразен: скульптура, росписи, витражи, смальтовая мозаика, цветные стеклянные кабошоны для обрамления барельефов. Интересны капители (140 штук), оформленные в виде резных фантастических растений. Оригинальные росписи и витражи утрачены во время наводнения 1690 года. Капелла расписана заново в XIX в.: синие своды, бордовые стены, золотые лилии и звезды. Создается впечатление, что церковь роскошно задрапирована. Витражи иллюстрируют эпизоды жизни Богоматери. Центральные витраж алтаря - "Коронование Девы Марии", слева "Поклонение волхвов", справа "Иосиф", "Пророчица Анна", "Посещение Елизаветы Марией". В верхнюю капеллу (высота сводов 20,5 м, длина 33 м, ширина нефа 10,7 м, площадь "стеклянных" стен 670 м2) можно подняться из нижней капеллы по винтовым лестницам.
Росписи храма восстановлены в 1842 году методом полной археологической реставрации. Пятнадцать больших витражей XIII в. и окно-роза (замененная в XV в.) состоят из 1113 фрагментов, бóльшая часть которых сохранилась в первоначальном виде. Это сокровище делает Сен-Шапель в прямом и переносном смысле чудом света. В полумраке высокого нефа яркими чистыми красками светятся 15 великолепных витражей, которые поддерживаются специальными опорами. Для того, чтобы опоры казались утонченными и хрупкими, средневековые мастера сконструировали каждую опору в виде нескольких тонких колонн толщиной с карандаш. Витражи наглядно изображают всю библейскую историю: повествование начинается на северной стороне с Книги Бытия и некоторых других книг Ветхого Завета, затем (на восточной стороне) - Страсти Господни, а заканчивается история изображением Апокалипсиса в окне-розе. Воздушно-прозрачные витражи создают поразительный эффект присутствия в фантастическом мире драгоценных камней, в сказочном небесном царстве, в Эдемском саду - в противовес мистической атмосфере нижней капеллы, больше напоминающей таинственную крипту.
Витражи южной стены
История обретения реликвий, справа от него фигура апостола (имя не установлено), слева - св. Варфоломея.
Книга Царств, слева фигура апостола (имя не установлено).
Книга Эсфири, слева фигура св.Иакова-старшего.
Книги Юдифи и Иова, слева фигура апостола (имя не установлено).
Книга пророков Иеремии и Товита.
Витражи в апсиде
Книга пророка Иезекииля, слева фигура св.Павла.
Эпизоды из жизни Иоанна Крестителя и Книга пророка Даниила.
Страсти Христа (центральный витраж).
Святой Иоанн Богослов и детсво Христа, слева фигура св.Петра.
Книга пророка Исайи и Древо Иессеево (родословная Иисуса Христа).
Алтарь отделен от нефа преградой из семи арок (центральная и по три с каждой стороны). Над центральной аркой сохранились трибуна реликвий (1267 г.), в которой под балдахином находилась Великая рака.
Витражи северной стены
Книга Судей Израилевых, слева фигура апостола (имя не установлено).
Книга Иисуса Навина, слева фигура св.Иакова-младшего.
Книга Чисел, слева фигура апостола (имя не установлено).
Исход, слева фигура апостола (имя не установлено).
Бытие, слева фигура св.Иоанна.
Обратите внимание на оформление стен под витражами. Цветные каменные готические арки украшены 44 медальонами (XIII в.) с изображением сцен мученичества святых.
Сюжетом западного окна-розы (диаметр 9 м, 1498) является Апокалипсис. Витраж состоит из трех концентрических окружностей вокруг центрального "окошка-глазка" (89 фрагментов, 80 из которых относятся к XIII в.). В центре витража - Иоанн Богослов в ногах у Христа. Концентрическая композиция витража иллюстрирует сцены Апокалипсиса: снятие семи печатей, всадники, символы евангелистов, ангелы с трубами, возвещающие конец света. В витраже использовано красное и синее венецианское стекло, а также применена редкая по тем временам желтая краска.