Второй раздел Польши и новое смещение границы на запад сделали бесполезными предыдущие планы фортификационного строительства. Требовались новые. Тем более, что отсутствие по новому рубежу серьёзных водных преград вынуждала искать иной принцип выбора мест под возведение укреплений. И тут мы впервые встречаем фамилию Оперман, которая в дальнейшем будет всплывать в истории "белорусской" фортификации неоднократно.
Или
открыть карту в новом окне Карл Иванович Оперман родился 12 (23) ноября в Дармштадте в семье крупного советника при дворе герцога Гессен-Дармштадского. Получил прекрасное инженерное и математическое образование. Окончил в 1783 г. Гессенскую академию в чине инженер-капитан. И тут же, вслед за дядей, перебрался в Россию и стал поручиком инженерного корпуса.
Участвовал в русско-шведской войне 1788-1790 г.г., отличившись возведением батареи во время Роченсельмского сражения и храбростью в бою у Бьоркезунда. Получил чин инженер-капитана и орден св. Георгия IV степени. Был ранен и попал в плен.
В 1792 г. послан в Польшу, где сражался с конфедератами. В 1795 г произведён в инженер-майоры. Как раз в это время подаёт проект укрепления границы.
Линия пограничной завесы, по его мнению, должна была включать Динабург, Поставы, Несвиж, Острог и Каменец-Подольский. Ещё одна, несколько удалённая в тыл крепость, предполагалась в Минске.
По мнению Опермана, крепости должны были служить облегчению маневрирования войск в открытой части границы. Обратите внимание на то, что он вовсе не пытался перекрыть укреплениями все основные дороги. Так путь через Вилейку на Дисну или Лепель и Витебск не первый взгляд свободен. Но если в Минске и Поставах будет не просто гарнизон, а сильное подвижное соединение, то рискнувший сунуться в это "окно" противник рискует не выйти обратно.
То же и с Несвижем. Казалось бы, крепость запирает мало интересную дорогу, идущую вдоль границы. Но с опорой на неё можно действовать во фланг и тыл армии, идущей из Новогрудка на Минск или из Бреста на Слуцк и Бобруйск, то есть контролировать обе основные дороги с запада на восток.
Серьёзный разрыв между Несвижем и Острогом объясняется слабой сетью дорог в Полесье.
Впрочем, опробовать идею на практике не представилось возможности. В том же 1795 г. граница вновь переехала на запад.
Фортификация на новых западных границах Российской империи.
Граница 1772 г. (Первый раздел Речи Посполитой)Граница 1793 г. (Второй раздел Речи Посполитой)
Граница 1795 г. (Третий раздел Речи Посполитой) В ожидании Наполеона Все проекты 1772-1812 г.г. на одной карте. Борисовские батареи Смотрите так же
Наполеоника. сводная запись темы (оглавление)