Часть 1:
http://frank53.livejournal.com/256486.html 08.08.2011
Утром проснулись, словно в парнике - так было жарко. И это несмотря на то, что часы показывали восемь утра. Выйдя из палатки, мы заметили, в каком окружении находились. Я не боюсь пауков, но лично мне они очень противны… Вот что бывает, когда готовишь место для ночевки в темное время суток.
Поавтостопили. Довольно скоро нас подобрал парень на видавшей виды «восьмерке». Музыка в салоне авто - бандитский «шансон» практически на всю громкость. Добровольно я это в жизни бы не стал слушать, но тут немного щекотливая ситуация - мы гости в чужой машине. И вот, чтоб «заставить» его сделать музыку тише, пришлось всю дорогу говорить «за жизнь». Из этого я узнал, что он бывший милиционер, свою прошлую работу ненавидел. Он рассказал массу неприятных вещей и в заключение посоветовал не говорить по-английски в присутствии милиции, дабы не быть ограбленными.
Вскоре мы покинули машину. Жара была немилосердная, а у меня не было никакого головного убора. Чтоб хоть как-то облегчить муки пекла, я то и дело поливал голову холодной водой, любезно предоставленной в расположенной неподалеку забегаловке. Мимо проезжали машины сплошным потоком, но никто не останавливался. Не помог даже «транспарант» с нарисованными маркером большими буквами «BY» - соотечественники, коих было довольно много, останавливаться не желали.
И все же нашлась добрая душа. Нас подвезли до Крыма и мы сделали привал в тени дерева.
Места там были очень красивые, хотя эта красота порой своеобразная.
Этот привал как-то растянулся - еще недавно был полдень, а вот уже и четыре часа - то ли дня, то ли вечера. Машин было мало, время шло впустую. Наконец, добрый человек посоветовал пройти несколько сот метров вперед - там был перекресток, а значит и больше вероятность поймать машину - если не с основной дороги, так с одной из примыкающих.
Мы последовали его совету, и вот, через какое-то время остановилась машина, да не просто машина, а из Беларуси! Двое парней из Гродно довезли нас до поворота на Судак.
Здесь было тоже очень красиво (хотя, где было не красиво?) и мы наблюдали потрясающий закат Солнца… в то время как машины проезжали мимо…
Можно было уже искать место для ночевки, но нашей целью в этот день была Керчь и мы решили не сдаваться. Мы пошли пешком, то и дело оборачиваясь, чтобы помахать очередной машине. Когда стемнело окончательно, мы повторили прошлогодний трюк с фонариком - один из нас тянет руку, второй освещает его…
Это продолжалось довольно долго. Мы прошли несколько километров безрезультатно. Зачем мы шли вообще, если можно было просто стоять? С одной стороны, мы искали по дороге удобное место для ночевки (по сторонам от дороги - густая лесополоса), с другой… это сложно объяснить рационально, но иногда бывает ощущение, что для того, чтоб кто-то остановился, нужно самим приложить хоть какое-то усилие, пройти хоть несколько километров…
Ближе к полночи мы уже решили, что никто в этот день не остановится. Я даже поискал укромное место для ночевки, когда мы дошли до разрыва в лесополосе. Мы решили - постоим минут пять-десять, и если никто не остановится, идем ставить палатку. И надо же - именно в этот короткий промежуток времени остановилась машина.
Рене сел на заднее сиденье и благополучно уснул, я же на переднем беседовал с водителем. Он был из России. Узнав, что я из Беларуси, он всю дорогу расхваливал Беларусь, ее президента, ругал российские власти и олигархов. Так мы доехали до Феодосии - по его словам только оттуда можно было попасть в Керчь. Водитель проехал несколько лишних километров чтобы подбросить нас до какого-то кемпинга, где мы и разбили палатку среди других палаток и машин.
09.08.2011
Обычное утро - разбираем палатку и автостопим.
Где-то между Феодосией и Керчью...
Доезжаем до керченского парома. Там же - таможня, т.к. другой берег - это уже Россия. Когда я дал паспорт служащей таможни, оказалось, что у меня не хватает одной печати украинской таможни - мол, въехал весной и получается, что как бы не выехал. К счастью, то ли им самим не хотелось заниматься всем этим, то ли это было не очень важно, но минут через десять-пятнадцать нас пропустили.
На пароме мы добрались до причала «Порт Крым».
Всю дорогу нас сопровождали чайки…
Почему-то там, на российской таможне, висел над кабинкой паспортного контроля… белорусский красно-зеленый флаг. Маленький такой, на пластмассовом древке. По известным причинам я не смог сфотографировать этот курьез.
Мы вышли из здания таможни. Куда дальше? Решение о том, как добраться до Армении/Грузии мы принимали не до поездки, а в процессе. Кажется, что это мелочь, но на самом деле существовал ряд моментов, которые следовало учитывать. Например, мне очень не хотелось ехать через Ставропольский край и Северную Осетию (несмотря на то, что она так красиво воспета Юрием Визбором) - с точки зрения безопасности. Да и многие говорили о том, что не у всех получается пройти погранпереход в Верхнем Ларсе. В то же время путь по побережью Черного моря казался намного безопаснее, но оттуда тоже непросто было попасть в Грузию. Уже на пароме мы узнали про переправу из Сочи в Батуми и таким образом, следующим пунктом назначения мы выбрали Сочи.
Был полдень и Солнце пекло немилосердно. Но мы не сдавались.
Вот такие живописные колючки...
Как оказалось потом, многим моим фотографиям соответствует фотография Рене... и наоборот...
По нашей информации паромы из Сочи в Батуми ходят по средам (как потом оказалось - не только). Был вторник, а значит, нам меньше чем за сутки надо было добраться до Сочи. К вечеру мы оказались в Анапе, прошли, кажется, полгорода, на какой-то маршрутке добрались до окраины. Оттуда нас довезли до Новороссийска, причем водитель предлагал остаться у него переночевать на каком-то складе. Узнав, что мы спешим и что нам удобнее выйти не перед городом (т.к. там почти все машины едут в сам город) а за ним, он нас провез через весь город (а это был длинный путь!) и даже несколько километров за город.
Надо сказать, что на территории российского Кавказа был самый лучший автостоп. Уж не знаю, почему именно - наверное здесь слились воедино кавказская гостеприимность и широкая русская душа… я могу только догадываться. Но именно здесь и больше нигде мы так мало ждали, когда остановится очередная машина (притом, что часть из них подвозили нас ночью). Что-то похожее было потом в… Азербайджане. Но это отдельная история. Мы же около девяти утра были в Сочи - чертовски усталые, но зато вовремя!
10.08.2011
Тут нас ждут два сюрприза. Один - приятный: переправа то ли ежедневная, то ли через день - в любом случае, это не раз в неделю. Второй - не очень приятный: если я как гражданин Беларуси мог сесть на паром Сочи-Батуми (за 3500 рублей), то Рене мог добраться в Батуми только через Турцию (в Трабзон за 3800 и оттуда автобус за 20 USD). Естественно, мы не планировали путешествовать поодиночке, поэтому взяли билет до Трабзона.
Подплываем к Трабзону на "Ракете"...
Визу сделали прямо на границе. К счастью, она многократная и на 60 дней.
В Трабзоне мы познакомились с двумя парнями из Еревана. Их мы заприметили еще в порту Сочи - милиция долго проверяла их документы. Оказалось, что они едут домой в Ереван и нам по пути. Еще оказалось, что автобус до Батуми надо искать самим (в порту уверяли, что нас встретят). К счастью, а Батуми у наших новых знакомых была припаркована машина, на которой нас обещали довезти до Еревана.
Автовокзал.
Итак, на такси едем до вокзала, ищем автобус, я сбиваю цену вдвое и мы благополучно доезжаем до границы с Грузией (на часах что-то около одиннадцати ночи). По дороге люди постепенно покидали автобус и к моменту пересечения границы оказалось, что мы - вчетвером - единственные пассажиры. И тут коварные янычары устроили нам сюрприз - пока мы проходили таможенный досмотр, они развернулись и уехали обратно. Поэтому до Батуми (километров 15) пришлось ехать на такси. Конечно, мы с Рене не стали бы так «шиковать», но нам открывалась перспектива быстро добраться до Еревана, и сложно было отказаться от такой возможности.
11.08.2011
Про Грузию я еще напишу подробнее, замечу только, что машина благополучно дождалась хозяев (неделя на неохраняемой стоянке порта). Переночевали мы в поселке Кобулети, в частном двухэтажном доме, в сезон превращавшемся в недорогую гостиницу. Это был просто рай! Тепло, солнечно, жизнь течет медленно и размеренно… Целый день приходили в себя, ходили купаться на море… в общем, выехали только с наступлением темноты. В тот момент мне показалось очень символичным то, что по радио звучала песня «Миллион алых роз».
Кобулети. На самом деле там намного красивей.
Тут я не могу не написать про то, как люди на Кавказе водят машины. Дороги тут в основном узкие, извилистые, многие - на большой высоте в горах (притом, что ограждений практически нет, а те, что есть, не выдерживают никакой критики). И вот по этим дорогам люди мчатся на таких скоростях, что дух захватывает, а обгоняют в таких местах, в которых многие побоялись бы просто проехать. Помню, что когда мы мчались в Ереван, я впервые в жизни пристегнулся, сидя на заднем сиденье. Это о чем-то говорит… А Рене скорее уснул (как потом признался мне - мысленно попрощавшись с миром), чтобы не видеть этих кошмаров. Я какое-то время наблюдал за картинами, которые выхватывал из темноты свет фар, но потом сон сморил и меня. Помню только, что пару раз просыпался на крутых поворотах, и не мог спросонья понять то ли мы едем, то ли летим в пропасть.
12.08.2011
За пару часов до рассвета мы пересекли границу с Арменией. Без лишних формальностей - быстро и четко. Мне не верилось, что я снова на Родине, которую не видел больше двадцати пяти лет. Все произошло так просто и спонтанно.
После двухчасового перерыва (водитель хотел спать) мы продолжили путь. Несмотря на усталость, я уже не мог оторвать глаз от пейзажей, которые проплывали за окном.
На каждом шагу нас встречало какое-то запустение. Старые машины, допотопные заправочные станции, ветхие здания, заброшенные фабрики - на всем была печать упадка. И хоть для меня даже такой упадок лучше, чем тошнотворный лоск, наведенный постсоветскими плебеями в некоторых местах, было очень грустно. Города и деревни казались вымершими - наверное, отчасти потому, что было очень раннее время. Когда мы остановились на заправке у въезда в Ереван, было только около восьми утра…
Часть 3:
http://frank53.livejournal.com/256798.html