В этой записи я постараюсь подробно рассказать о нашем маршруте, о тех вещах, которые наиболее сильно впечатлили нас во время путешествия, а также дать ответы на некоторые вопросы, которые меня интересовали на этапе планирования поездки.
Прежде всего хотелось бы сказать огромное спасибо Евгению
john_59 за многочисленные консультации по самым разным вопросам о Монголии. Перед выездом я долго мучил его перепиской по почте, и Женя терпеливо рассказывал о том, как и на что следует обратить внимание.
Общий пробег составил ровно 15 000 километров, время в пути - 40 дней. Пока что это самый большой из наших маршрутов.
Граница/Таможня
Заходили в страну из Ташанты (республика Горный Алтай). Российскую сторону прошли вообще влегкую за 20 минут. Сразу после этого на нейтральной территории попали на обеденный перерыв монгольской стороны (с 14 до 15). Также следует учесть, что переход работает с 9 до 18 и только в будние дни.
Перед въездом на КПП колеса машин дезинфицируют, поливая их какой-то химией из ручной мойки. Девчонка, которая это делала, стала требовать у нас 50 рублей, но была послана лесом. И вот мы уже ставим машину для досмотра и начинаем заполнять документы.
Первая сложность - все очень плохо говорят по-русски. К счастью, миграционные карты на монгольском и английском языках, заполняем ту часть, которая на английском. Фамилию-имя английскими буквами, как в загранпаспорте, остальные пункты смело пишем по-русски.
Еще одна маленькая, но очень важная деталь (спасибо Евгению, что заранее меня предупредил). Это разрешение на временный ввоз автомобиля:
Самое интересное состоит в том, что монголы сами его давать не спешат. Просто молчат про это. Надо обязательно сказать офицеру транспортного контроля, что выезжать из страны будешь через другой пропускной пункт. Иначе без этой бумажки твою машины просто-напросто не выпустят! Особенно здорово узнавать об этом факте в паре тысяч километров от того места, где ты заезжал. На разрешении обязательно надо поставить две печати (дата прохождения границы и штамп досмотра автомобиля). Встреченные нами под конец путешественники рассказали, что на другом КПП им после долгих просьб только лишь дали бланк, а вот сами печати ставить отказывались, пришлось долго ругаться.
Пункты следования указал: Улгий - ближайший к границе город, далее столица страны и Ханх - поселок, через который планировали покидать Монголию. Адрес принимающей стороны - это адрес турагентства "Blue Wolf Travel", но про это чуть позже.
Досмотр машины простой - "Оружие, наркотики, запрещенное? Туристы? Проезжайте!". Везли с собой несколько бутылок виски и красного вина, никто ничего не спросил про них.
Выходили из страны через Ханх (с нашей стороны - поселок Монды, Бурятия). У них обед с 12 до 13. С монгольским сотрудником транспортного контроля состоялся диалог: "Бумазка есь? Пецат есь? Осень, осень холёсо!", что в очередной раз продемонстрировало важность внимания к некоторым деталям. :)
А вот на российской стороне все было намного серьезнее. Вначале у нас забрали (!) загранпаспорта. Потом сотрудник, отвечающий за досмотр транспорта, по пунктам расспрашивал, есть ли у нас запрещенные к провозу предметы (помимо стандартного "оружие-наркотики" был еще табак, алкоголь, мясная продукция, кости животных и так далее), при этом наши ответы записывали на видеорегистратор. После этого жену оставили в отдельном помещении, а двое сотрудников со мной отправились смотреть автомобиль. Зачем-то попросили открыть капот, все двери, рылись в ящиках, спрашивали детали маршрута, когда и с какой стороны въехали в Монголию и так далее. Холодильник, доверху забитый монгольским пивом, они проигнорировали, чему я несказанно обрадовался. В итоге шлепнули печати в загранпаспорта и пожелали счастливого пути. Все вежливо, но очень уж строго.
Обе стороны прошли за 45 минут.
Виза
Мы ездили в июле и нам пришлось делать монгольские визы. Но с сентября 2014 года визы отменены, так что нужен только действующий загранпаспорт.
Страховка (ОСАГО)
Оформляем сразу после въезда в страну, после границы будет небольшая будка. Стоимость страховки на месяц - 1100 рублей, рубли принимают.
Валюта
Тугрик. Я до этого почему-то был уверен, что тугрики - это что-то африканское, ан нет! :) Курс в среднем 1:50, т.е. 1000 рублей - это 50 000 тугриков. Поменять деньги можно прямо на границе. А вот в четырех банках менять деньги мне почему-то отказывали (!). Причем табло с курсами везде имеется, ты подходишь, смотришь на цифры, к тебе подбегает менеждер и руками показыват "нихт".
При этом практически в каждом поселке имеется банкомат, где снять деньги с карты не составляет никакого труда.
Еще один момент. Выходили мы через озеро Хубсугул. На южном берегу расположен поселок Хатгал, там цивилизация, заправки, гостиницы, банк и так далее. На северном берегу расположен поселок Ханх и одноименный пропускной пункт таможни. Излишки денег лучше потратить/поменять у местных в Хатгале, потому что в Ханхе перед выездом из страны сделать это будет крайне затруднительно. 60 000 тугриков (1200 рублей) нам пришлось потратить на сувениры и магниты.
Еда
Все свежее, вкусное, дешевое, порции огромные, но... Понять что-то в меню вообще нереально. Расскажу один случай.
Решили мы перекусить в кафе при гостинице в поселке. В меню напротив некоторых блюд нарисованы картинки. Тыкаем пальцем.
- Нету!
ОК, показываем на другое. Третье. Четвертое...
- Нету!
- А что есть?
- Эшельме и бешельме! (показывает нам строчки в меню)
- Ээээ, а что есть что?
- Ну как, эшельме это... Это эшельме, а бешельме это...
- Погоди, щас угадаю... Бешельме?
- Тааа!
Приняв стратегическое решение минимизировать возможные риски, заказываем оба блюда. "Эшельме" оказалось бефстрогановым с овощами, а "бешельме" - бефстрогановым с картофелем фри. Ужин с пивом обошелся что-то вроде 170 рублей на двоих.
Топливо, заправки
Монголы стремительно пересаживаются с лошадей на китайские мопеды, а значит, практически в каждом населенном пункте начинают появляться заправки. Местные советовали нам заправляться на АЗС "Петровис" (красно-белое цветовое оформление, вроде нашего "Лукойла"), так как там якобы российское топливо.
АЗС по-монгольски - "колонка", это слово местные понимают. В мелких населенных пунктах зачастую есть одна колонка, на которой продается дизель и - внимание - бензин А-80. 92-ой там почему-то не в почете. Солярка чистая, но качество у нее плохое. Дэф ехал нормально, но вот выхлоп сильно вонял, а автономный отопитель салона и вовсе отказывался на ней запускаться.
Ну и еще один момент. Хозяин "колонки" может взять и уехать по своим делам, оставив весь поселок без топлива. :) Мы вот по незнанию попали в такую ситуацию, так что в пустыню Гоби пришлось въезжать на неполном баке.
Стоимость дизеля - 1950-2100 тугриков, т.е. 39-42 рубля за литр.
Сотовая связь, интернет
Два крупных местных оператора, Unitel и Mobicom. Мы взяли две сим-карты Mobicom, для звонков и интернета. Кладешь 600 рублей, получаешь 4 гигабайта на месяц. Весьма шустрый 3g есть практически в каждом поселке (редко где не было), за пределами поселков, понятное дело, связи нет вообще.
Чтобы звонить в Россию, вместо знака "+" набираем "звездочку", далее 7, код города и номер, например "*7495...".
Этапы маршрута
Из 15 000 километров общего пути 4350км пришлось на бездорожье Монголии. Наш маршрут состоял из трех больших "локаций" и утомительных перегонов между ними:
1) Монгольский Алтай, 1200км.
2) Перегон Алтай-Гоби, 1160км.
3) Гоби, 380км.
4) Перегон Гоби-Хубсугул, 1200км.
5) Хубсугул, 200км.
6) Байкал, лучшего места для окончания маршрута найти было бы сложно.
Для лучшего восприятия я сделал два графика, первый показывает суточный пробег (сразу видно, где перегоны, а где дневки), а второй - среднюю скорость за день (км/ч). На Монгольском Алтае мы, судя по всему, вообще "никуда не торопились", но при этом расход топлива достигал 30 литров на сотню, что дает примерное представление о том, какие в стране вообще дороги.
Или, к примеру, 23-24 дни. Помню, еще будучи в Москве, я спросил у Евгения, который любезно предоставил мне свои треки, почему это 320 километров они ехали целых два дня, и неужели нельзя было в один управиться? Женя, наверное, немного поперхнулся, прочитав мой вопрос, но ответил вежливо - "не помню, надо треки смотреть".
Средняя скорость на втором графике говорит, что, похоже, это все же нереально было сделать, ну а закладывать 5 дней на то, чтобы проехать 1100 километров по монгольским дорогам - это норма. :)
Ссылка на мой трек.
Монгольский Алтай
Пожалуй, этот этап маршрута вызывал у меня наибольшее количество вопросов по подготовке, так что на нем я бы хотел остановиться более подробно. На фотографии выше - районный центр Баян-Улгий, первый город, который встретится на вашем пути после границы. Здесь мы будем заправляться, пополнять запасы еды и получать разрешения в погранзону. Ну а теперь позвольте представить вам очень важного персонажа данного квеста:
Мурат
Казах, после распада СССР переехал жить в Монголию. Занимается получением пропусков в погранзону. Его телефон 8885 6478 (с местных симок набирается без кода). Впрочем, скорее всего, искать вам его и не придется - он сам вас найдет. Дело в том, что на границе у Мурата есть человек, который за небольшое вознаграждение отзванивается и сообщает о "туристах на внедорожнике". Не успели мы остановиться возле магазина с сотовыми телефонами, как к нам подъехал Мурат, предложил оформить разрешения и остановиться у него.
На всякий случай - вот его дом на карте, как видно, возвращались сюда мы не раз. Граница у нас на севере, следовательно, когда едем из России, сразу после въезда в город внимательно смотрим направо, ориентир - магазин столярных изделий с желтой вывеской, а ровно напротив подъезда к дому стоит здание с красной крышей.
Пропуска в погранзону
Давайте определимся с тем, куда нужны пропуска, а куда нет.
1. Ледник, здесь сходятся границы четырех государств - России, Монголии, Китая, а буквально чуть западнее - и Казахстана. Погранзона, нужен пропуск.
2, 3, 4 - озера Монгольского Алтая. Рядом Китай. Погранзона, нужен пропуск.
5. Хар-Нур, пропуск не требуется.
6, 7 - Озеро Тал-Нур, нужен пропуск. Нас задержали пограничники после поселка Алтай.
8. Толбо-Нур, пропуск не требуется.
9. Гора Цаст, заехали к ней, когда уезжали с Алтая. Пропуск не требуется.
Мурат вначале попросил по 20 долларов за человека. Если что, вот сайт турагентства
Blue Wolf Travel (именно их адрес я указывал в качестве принимающей стороны при оформлении документов на границе), владельца зовут Ханат. В общем, я сказал Мурату, что мне сделают пропуска за 10 долларов, тот немного расстроился, но согласился на 10. Сопровождение гида в турагентстве стоит 50 долларов в сутки (это если на вашей машине), может, кому-то это пригодится.
При получении пропуска внимательно проверяем строчку "сумын" - после нее идет указание мест, где можно находиться (в данном случае это пункты 2, 3, 4 маршрута - озера Даян, Хотон и Хурган), а также дату, до которой действительно разрешение (07.25 - 08.05).
Монголы очень боятся возможного расширения Китая (а кто его не боится-то?). Пару лет назад пребывание в погранзоне ужесточили, теперь с каждой группой должен следовать местный гид (на третьей сверху строчке написано, что это Мурат, который делал разрешение).
Машина у нас двухместная, так что ехали мы без гида на свой страх и риск, за что и были задержаны на одном из озер... Впрочем, про это после.
В общем, вы отдаете Мурату загранпаспорта и документы на машину, оставаясь фактически без ничего в незнакомой стране. Страшно? Мурат этим непременно воспользуется, предложив остаться у него ("ну а куда ты поедешь-то без документов, друг?"). Предложит отведать архи (монгольской водки), у его дочери случайно окажется день рождения в день твоего приезда, к вам нагрянут соседи... Впрочем, это я уже забегаю несколько вперед. Просто надо понимать, что у этого человека свой бизнес, видит тебя он, скорее всего, в первый и последний раз, а страну и местных правил ты просто не знаешь, равно как и монгольского языка...
Решение - берем с собой ксерокопии паспортов (главная страница и виза) и свидетельства регистрации на машину. Отдаем их Мурату при встрече. Оставаться у него категорически отказываемся, упомянув, что забронировали гостиницу. Едем все время по главной, на единственном в городе светофоре поворачиваем налево, проезжаем метров пятьсот. Друг напротив друга будут две гостиницы, первая лучше, так как там горячий душ в номере и запираемая стоянка, во второй нет стоянки и душ на этаже. Стоимость номеров одинаковая - 700 рублей. Восток...
Перед светофором будет лучший в городе супермаркет (3), закупаемся продуктами в дорогу.
А вот это уже небольшой поселок, но при этом везде все чисто и аккуратно. И ни одного мусорника! На вопросы "куда выкинуть" местные отвечали "там, в горы". Реально для нас это было большой проблемой.
Ну и несколько слов, которые пригодятся: "хусний дэлгуур" = "супермаркет" = продуктовый магазин. "Авто засваар" - автосервис, "дугуй засваар" - шиномонтаж. "Баярлалаа" (произносится как "баярлаа") - спасибо. Вот как-то так у нас и строилось общение с местными во время путешествия по стране. Ну и показ друг другу чисел на калькуляторе, конечно же. :)
По поводу городов. Вот, например, небольшой город, Цэнгэл. Это его главная улица. Так уж исторически сложилось, что именно здесь протекает река. Местные особо не удивляются, а вот для нас эта "монгольская Венеция" была вновинку.
А вот типичное жилище где-то вдалеке от цивилизации. Все в точности как и несколько столетий назад, только возле юрты обязательно будет солнечная батарея, спутниковая тарелка и древний праворульный крузак. Остальное неизменно!
Дети. В каждой семье очень много детей, но и смертность, судя по всему, высокая, так как Монголия - страна с самой низкой плотностью населения на квадратный километр.
В отличие от казахов, совершенно ненавязчивые. Максимум станут рядом, посмотрят, чем ты занимаешься, и уйдут по своим делам. С собой взяли несколько упаковок леденцов и карамелек, чтобы угощать детей, а также десяток магнитов с Красной Площадью, которые дарили встреченным людям на память.
Дороги...
Вспоминаем навыки езды по казахским грунтовкам. Десятки ответвлений зачастую ведут в одно и то же место. Желательно придерживаться крайних и наименее накатанных дорожек, скорее всего они будут менее разбитыми.
В горах в основном как-то так. Хороший дождь - и любая машина меняет дорогу до неузнаваемости.
Как я уже упоминал, страна практически ничего не производит, все заняты скотоводством, ну а якам хорошие дороги не нужны.
Вот, например, тоже хорошая дорога. Правда, с нее особо никуда не съедешь, кругом болото, а вокруг никого...
Асфальт
Расскажу, пожалуй, про хорошие участки.
1. После Улгия на юг идет платная дорога (20 рублей с машины), 80 километров идеального асфальта, который заканчивается внезапно и ТАКОЙ ЯМОЙ, что ты начинаешь понимать, что деньги были уплачены не за проезд, а за увлекательный аттракцион "невесомость".
2. После города Ховд в сторону города Алтай примерно 150 километров асфальта, а дальше 300 километров очень злого грейдера, такого, что на давлении 1,5 атмосферы начинают стучать зубы.
3. Участок Арвайхэр - Тариат практически весь в асфальте (450км).
4. Мурэн - Ханх, 100км асфальта.
Остальное - это жесть.
Полиция, ПДД
Ну как бы, наверное, где-то они есть, но... Понятно, что нет дорог - нет и правил.
Три раза нас останавливала полиция, все три раза на въезде в Баян-Улгий. Ночью полицейский спросил "Алкоголь?" и попросил дыхнуть в корпус его фонаря. Проверяют зачем-то паспорта, водительские удостоверения и документы на машину никого не интересуют. Судя по тому, что за городом мы трезвых водителей не встречали в принципе, какие-то ПДД там никого не волнуют.
Ну а так как страна горная, дороги плохие, а водители любят употребить, то нередко нам попадались вот такие вот памятники:
Транспорт в горах - 90% это наши УАЗы и "Буханки". В центральной части Монголии практически все катаются на древних прулях. На трассах сплошь "немного перегруженные" китайские грузовики. Вот водитель одного из них, устав от дороги, прилег немного отдохнуть. Вообще мы очень много видели людей, которые просто останавливались и ложились на холодную землю. Здоровье у них железное, конечно.
Места силы
Можете верить в них, можете нет, но... Увидев - остановитесь, обойдите вокруг, бросьте конфеты или мелкие деньги, попросив духов, чтобы они были к вам благосклонны. Дороги плохие, расстояния огромные, людей практически нет. Сопутствующая вам удача не может быть лишней по определению.
Каждый оставляет то, что не жалко. Кто-то принес черепа и копыта.
А кто-то не оставил ничего. На фото, кстати, федеральная трасса Ховд-Алтай. Парни сломались, связи нет, решают, что им вообще делать.
Дороги здесь имеют свойство внезапно кончаться. Хорошо, если тебя об этом решат предупредить, но это происходит очень редко.
Гораздо чаще бывает как-то так. Тормозишь в пол, молясь одновременно, а потом начинаешь искать объезд. Участки, где можно разогнаться до 60км/ч, как правило, заканчиваются канавами и траншеями. Так что наша скорость передвижения по стране варьировалась от 20 до 40 километров в час, что хорошо видно на приведенном мною графике.
Но все равно, дальние дороги манят, никуда не денешься...
А Гоби - это вообще космос...
Да и вообще вся страна - это просто другой мир, затерянный в своем времени и пространстве.
Вот какой-то такой и запомнилась нам Монголия!
#LostWorldMongolia 2014 - Сводный пост