1. Поснимав с помощью дрона перевал Хабуробад, мы отправились дальше. Нас ждали невероятные красоты памирского высокогорья, и, как выяснилось позже, несколько дней хмурой погоды, что на Памире большая редкость. А это последний солнечный кадр на ближайшие несколько дней.
После выезда из Ишкашима нас остановили на посту, переписали паспорта. Оружие у полицейских заряжено, да и вид был какой-то не очень дружелюбный - в первый раз столкнулись с подобным в Таджикистане. Впрочем после "регистрации" нам пожелали счастливого пути и отпустили.
2. Едем по трассе вдоль реки Пяндж. На другом берегу виднеются афганские кишлаки.
3. Чуть ближе.
4. На дороге чуть ли не в каждом ауле встречается такой вот сервис, немного навязчивый, но очень доброжелательный. Купили компот и овощей, все очень вкусно и недорого.
5. Домики афганцев. Словно из затерянного мира.
6. Не знаю, что именно написано на щите, явно что-то про Горно-Бадахшанскую автономную область (ГБАО).
*Подсказали в комментариях: "Бадахшан золотые ворота Таджикистана".
7. Дорога пошла похуже, грейдер сменялся раздолбанным асфальтом, и так несколько раз. Пришлось сдувать шины, чтобы ехать было более комфортно.
8. Во время очередной остановки мальчишка попросил его сфотографировать, при этом вытянулся по стойке "смирно" и как мог сделал серьезное лицо. :)
9. На другом берегу кипит работа.
10. В Афганистане люди живут очень бедно. Каждый подходящий клочок земли стараются обрабатывать, так как большую часть региона занимают горы.
11. Но, несмотря на нищету и отсутствие света в домах, сотовая связь у них все равно присутствует.
12. Дорога.
13. Кишлак на другом берегу.
14. Со стороны Таджикистана, который некогда был частью "единого и могучего", дорога и отбойники. С другой стороны реки - в Афганистане - козья тропа над рекой, как и многие столетия назад. Про это все нам через пару дней расскажет смотритель очень интересного краеведческого музея, ну а я пока не буду торопить события.
15. Дорогу иногда пересекают реки и водопады, где можно пополнить запасы воды на борту кемпера.
16. Вообще по рассказам друзей мы представляли себе Памирский тракт чем-то похожим на то, что я
показывал в предыдущей части - опасные серпантины и бездонные ущелья, но в реальности все оказалось несколько иначе.
17. Большая часть тракта - это просто дорога на берегу быстрой горной реки (впрочем, тоже весьма и весьма красивая).
18. И вот ты едешь, а вокруг практически ничего интересного не происходит, за исключением разъездов с немногочисленными грузовиками.
19. И только лишь навигатор утверждает, что буквально с каждым пройденным километром ты незаметно набираешь высоту.
20. Про сервис я уже рассказывал, покажу теперь заправку.
21. Горная река на афганской стороне.
22. Местами дорога имеет такой вот вид. Когда мы здесь остановились, местный, ехавший навстречу, притормозил и сказал, что стоять в таких местах очень опасно, так как, оказывается, со склонов гор постоянно падают камни. Что же, едем дальше.
23. Поселок в ущелье.
24. Тем временем до заката оставалось совсем немного, и мы решили искать место для ночлега.
25. Горные вершины. Ухххх!
26. Тут мы впервые столкнулись с тем, о чем нас предупреждали друзья. Большая часть дороги - это "слева скала, справа обрыв", и вставать там решительно негде. Ну а в тех местах, где ландшафт расширяется, стоят кишлаки. Так что когда мы увидели ведущую в сторону грунтовку, с которой и сделан этот кадр, то, недолго думая, отправились по ней.
27. Довольно крутой серпантин привел нас к полю, в прямой видимости от которого стоял кишлак Ляхш. Впрочем, выбирать особенно не приходилось, и мы решили ночевать здесь, благо что вдалеке творилась настоящая феерия.
28. Солнце последними своими лучами подсветило высокие склоны гор.
29. Взглянем в другую сторону. Тоже очень красиво.
30. Солнечный столб освещает облака.
31. Мир вокруг на несколько минут вдруг заиграл потрясающими красками! Давно мы такого не видели.
Ну а дальше... Мы бы просто не были "семейкой Французовых", если бы в тот день с нами что-нибудь не приключилось.
Стоим мы, значит, на окраине поля (спрятались за деревьями), наслаждаемся ужином и обсуждаем красивый закат. Темнеет. Тут к нам подходит местный, вежливо здоровается, спрашивает, как дела. Я интересуюсь, можно ли нам тут переночевать (вдруг заехали на чужую территорию), на что он отвечает, что земля общая и можем стоять столько, сколько захотим. После недолгого разговора про то, откуда мы приехали, а также про красоты Таджикистана, он вдруг говорит:
- Дружище, аккумулятор сел. Машина стоит на подъеме. Поможешь прикурить?
- Да, конечно. А провода у тебя есть?
- А у тебя что, нет? О_о
Признаться, простой вопрос поставил меня в ступор. Как смог объяснил, что у Дэфа два аккумулятора и солнечные батареи, так что провода нам не нужны.
- Хорошо, сейчас позвоню пацанам в кишлак, они принесут.
Он начал звонить кому-то по телефону, общаясь то по-таджикски, то по-русски. В контексте всего разговора меня сильно смутила одна случайно услышанная фраза:
- Тра-та-та братан давай пять метров... Тра-та-та нет слышишь давай семь отрежь.
Минут через 20 он снова подошел к нам и сказал, что провода принесли. Я завел Дэфа, доехал до машины, возле которой уже собралась половина жителей аула, и тут - картина маслом.
Эти товарищи принесли 7 метров обычного электропровода - знаете наверняка, советский, алюминиевый, в белой изоляции - и один его конец уже зачистили и накрутили на клеммы аккумулятора, а второй конец довольный водитель потащил ко мне. Где плюс, где минус - да какая, собственно, разница?
Как мог объяснил им (практически без помощи мата), что с этими проводами заряжать их аккумулятор будем несколько часов, и при этом, скорее всего, мы устроим небольшой пожар прямо на дороге.
- Что, нипалучица, да? - таджик выглядел очень расстроенным.
- Слушай, у тебя трос есть? Давай я тебя тросом дотащу? - мы решили, что негоже его бросать с неработающим мотором в километре от дома.
- Нэт, трос нэт.
Удлинитель лебедки мне было как-то лень доставать, а динамическая стропа не очень подходит для буксировки. В итоге я не придумал ничего лучшего, чем зацепить его лебедкой и отбуксировать в кишлак. Задом. В гору. По небольшому серпантину.
32. Извиняюсь за качество, но снято на телефон практически в полной темноте. Зацепились, поехали.
Дэф на пониженной делал вид, что не замечает прицепленного груза, и бодро ехал в гору на холостых оборотах. Все-таки дизель - это сила! Более того, таджик на такой малой скорости умудрился завести свою машину с толкача! Ура!
Отцепляю крюк, сматываю трос лебедки. Водитель дает газу, пытается тронуться в горку, и тут же глохнет!!! И, понятное дело, сам завестись не может - аккумулятор вообще не крутит. Матерясь, снова разматываю трос, цепляю его и начинаю тащить. Несколько раз он заводится, но все равно глохнет при попытке подняться в гору. Мне это начинает надоедать. Спрашиваю у парней вокруг, умеет ли он вообще водить.
- Да вроде умеет!
- А сам он хоть раз в эту гору заезжал?
- Не знаю, не видел. О_о
Ладно, говорю ему, чтобы не мучил машину, я его дотащу. Местные кричат мне, что надо ехать к магазину. А где это? Там, прямо! Ладно, разберемся!
Темень, ничего не видно, и на самом крутом месте подъема дорога разветвляется на две стороны. Слева было сильно накатаннее, и я повернул туда, но тут все хором начали кричать, что магазин - это направо, мол, все про него знают! И вот мы стоим на подъеме, вариантов два - либо спуститься обратно чуть ли не в самый низ, либо пытаться тронуться отсюда. Троганье Дэфу далось с большим трудом, аж до гула в трансмиссии. Если честно, думал, что мы что-нибудь порвем - либо трос, либо буксировочную проушину "жигулей", либо какую-нибудь полуось, но "Лэнди" выдержал достойно. Еще несколько минут продирания задним ходом сквозь узкую заросшую дорогу, пара съездов колесом в канаву и куча новых царапин от веток на боковых стенках модуля - и вот мы уже стоим возле закрытого магазина, на единственной освещенной площадке в центре кишлака. На этот раз, по ощущениям, к нам сбежались уже все жители. Я попросил питьевой воды, тут же откуда-то притащили ведро и наполнили нашу канистру.
Ну а дальше... Дальше ко мне влотную подходит Самый Здоровенный Таджик с длинной такой черной бородой и говорит примерно следующее:
- Слышишь, братан, давай оставайся с нами.
Ночь, центр глухого кишлака, несколько десятков местных жителей и одинокая лампочка на столбе, тускло освещающая все происходящее. От такого "приглашения" мне стало здорово не по себе и я было попятился к машине, благо что жена уже сидела внутри...
Впрочем, вся толпа тут же начала кричать каждый свое, но из общего настроения я понял лишь то, что в центре кишлака хорошо и безопасно и тут мы точно доживем до утра, если станем лагерем. А вот там, внизу, в километре отсюда, к нам ночью придет "волк-мэдвед-афганец", и шансы встретить утро будут существенно меньше. Но, впрочем, хотя там, конечно, тоже безопасно, ночевать нам все же лучше именно здесь.
Вежливо поблагодарив всех за проявленное гостеприимство, мы все-таки отправились в поле и стали там.
Ночь была спокойной и тихой.
Подводя итоги
За день проехали 136 километров, время в пути - 8 часов 30 минут.
Точки съемки
Посмотреть на карте,
где были сделаны фотографии.