В тот день путешествия судьба распорядилась так, что вместо движения по Памирскому тракту нам пришлось свернуть с него и двигаться вдоль реки Вандж в сторону ледника. С другой стороны - почему бы и не изменить намеченный маршрут?
1. Как я уже говорил, ночь в поле была спокойной и тихой, несмотря на рассказы местных накануне. А наутро небо затянуло дымкой и низкие облака словно повисли на горных вершинах.
2. Собравшись, мы отправились в путь. Правда, проехать удалось совсем немного, буквально пять километров, после чего уперлись в пост милиции.
Старший на посту "обрадовал" нас тем, что президент Таджикистана сейчас находится в Хороге и город полностью перекрыт. Сколько он еще там пробудет - неизвестно, но сегодня будет точно, и ехать туда сейчас нет никакого смысла. Пожалуй, впору было переименовывать нашу экспедицию в более подходящее название: "по следам президента".
Впрочем, военный предложил нам одну неплохую идею: свернуть с дороги и съездить посмотреть ближайшее ущелье, в конце которого находится огромный ледник. Раз уж в Хорог нам сегодня попасть не судьба, то почему бы и нет? Тем более, что с дороги ледник немного просматривался, и мы решили подъехать к нему поближе.
3. Ну а далее было 15 километров хорошего асфальта до поселка Ванч, где милиционеры в очередной раз остановили нас "для регистрации".
Взяв с собой паспорта с прикотолотыми к ним бумажками регистрации, я отправился в ОВИР. Дождавшись своей очереди, отдал их в окошко. Женщина очень долго листала паспорта туда-сюда и названивала кому-то, я уже начал было немного нервничать. Потом выяснилось, что ей, помимо регистрации, требовались разрешения на посещение Горного Бадахшана, но сказать об этом она почему-то не удосужилась, зато когда я сбегал в машину и принес их - очень обрадовалась.
Затем мы с начальником ОВИРа пошли в соседнее здание для того, чтобы снять копии документов. Копии стоили 70 рублей на наши деньги, и, что примечательно - заплатил за них он сам. В здании, помимо "копировального центра", размещался еще и видеосалон вместе с прокатом кассет. Из ассортимента я рассмотрел фильмы "Тупой и еще тупее", "Бригада", "Такси 1", "Маска" и тому подобное. Жалею, что не сфотографировал, прямо как в детство вернулся, когда все это увидел! :)
4. Облако зацепилось за вершину. Ну а мы едем дальше, уже по разбитой дороге.
5. Нива не могла заехать в горку, мужику пришлось вставать на задний бампер. Подозреваю, что передний мост у нее всё.
6. Там, где позволяет рельеф местности, люди строят дома и обрабатывают землю.
7. На том берегу можно заметить маааленькое транспортное средство с людьми в кузове. :)
8. Одиночка. Растет здесь всем назло.
9. В очередном кишлаке была развилка дороги. Найдя колоритного таджикского дедушку в костюме и шляпе, мы спросили у него про дорогу к леднику. По какому берегу нам лучше ехать, по левому или правому?
И тут мы, сами не подозревая, столкнулись с одной чертой, присущей восточному менталитету.
Все дело в том, что человек в Азии тебе просто не может сказать "не знаю". Он же вырос в этих краях, он местный и должен все знать. Поэтому когда тебе указывают направление, надо все-таки сверяться с картой.
- Двигайтесь по этой стороне, доедете до ледника, да и дорога тут получше!
Что же, по этой - значит, по этой.
10. Хороший участок дороги. Восемнадцать километров мы ползли целый час, дорога разбита и много кишлаков, скорость в которых приходилось снижать до минимума.
11. А это та часть пути, которая "получше".
Вскоре за деревьями вдалеке мы уперлись в кишлак, где парень рассказал нам, что дорогу на этом берегу смыло пару месяцев назад, а вообще к леднику все ездят по другой стороне. И, кстати, дорога там получше будет.
12. Возвращаемся назад и переезжаем на другой берег. Увидеть ледник все-таки хочется!
13. Дорога на другом берегу.
14. Действительно, получше.
15. Дом и машина возле него. А дорогу к тому дому смыло...
16. Через несколько километров езды мы уперлись в старый ЗиЛ, вываливший на дорогу полный кузов булыжников. Компания местных укрепляла дорогу, чтобы их поселок не постигла та же участь, что и дом на предыдущей фотографии.
- Парни, а долго вам еще?
- Пять минут... Ну может, час.
Я почему-то вспомнил загрузку файлов по модему в Виндовс 95 - там оставшееся время до окончания операции изменялось примерно так же. Разговорились с ребятами. Оказывается, до крайнего кишлака можно проехать 8 километров, а дальше дороги нет вообще. Оттуда до ледника еще 8 километров, и местный предприниматель возит туда желающих на своем ГАЗ-66. И вроде бы этот человек даже сегодня дома, но не факт, возможно, он куда-то уехал. А на Дэфе, как они сказали, без повреждений машины мы туда просто не проедем - подъем тяжелый и весь усыпан валунами, а "газоны" набили глубокую колею там, где более-менее можно было пройти. К тому же, начался небольшой дождь, что еще сильнее уменьшало наши шансы увидеть ледник сегодня.
Ещё местные поведали, что "Путин не хочет, чтобы мы у вас работали, разрешение на работу очень сложно и дорого получать" и "я год назад из Москвы вернулся, Измайловский парк жил. Теперь здесь работаю, где родился - там и пригодился".
Нас звали в гости в кишлак, предлагали накормить ужином и переночевать у них, но пришлось отказаться. Вместо этого мы встали в роще неподалеку, и пока жена готовила обед, я решил запустить дрона.
17. Река Вандж с высоты.
18. Попытался пролететь вперед в надежде увидеть ледник.
19. Вид в обратную сторону, откуда мы приехали.
20. К сожалению, из-за плохой погоды ледник с высоты нам так и не показался. Хотя с трассы мы его все-таки видели. Ну и вдалеке посередине виднеется кишлак, до которого можно доехать на машине.
21. Самые глазастые по традиции могут отыскать наш лагерь. А в том месте, где дорога спускается к реке и как бы исчезает, местные укрепляли склон камнями.
22. Ну что же, закат не за горами, надо возвращаться обратно на трассу, чтобы завтра все-таки попробовать доехать до Хорога. Если честно, я вел машину в сильном разочаровании. Проехали 180 километров, сожгли много драгоценной солярки - и все напрасно... Хотя, возможно, оно и к лучшему.
23. Зато сразу после поста милиции нашли отличное место для ночевки - низинку недалеко от дороги, где нас вообще не было видно.
24. Небо начало разъясниваться, и сквозь облака даже показались звезды, но ненадолго. Поняв, что ночная съемка нам не светит, мы отправились спать.
Подводя итоги
За день проехали 182 километра со средней скоростью 18км/ч, время в пути - 10 часов.
Точки съемки
Посмотреть на карте,
где были сделаны фотографии.
Особая благодарность:
За техническую поддержку, а также за предоставленную возможность осуществления аэросъемки мы благодарим нашего партнера "Клубный автотехцентр ТСМ Моторс"!