Что же, мы потихоньку начинаем отдаляться от Ваханской долины и набирать высоту.
1. Ущелье на территории Афганистана. А прямо за ним - Пакистан, такой далекий и близкий одновременно.
2. Отсюда до него каких-то 50 километров по прямой, только вот дорог здесь нет.
3. Шохи Мардон. Место силы.
4. Что это такое?
5. Да я и сам не знаю!
*Комментарий от
bakhriddin:
"На картинках с 3 по 5, святое место, на таджикском называется мазор. Туда местные приходят помолиться и по праздникам устраивают там жертвоприношения. На Памире еще сохранились отголоски зороастризма (огнепоклонники), в окошках зажигаются лампадки и народ проходит мимо каждого читая молитвы. Рога это против нечистой силы. Такие строения характерны только для памирской части, в других районах Таджикистана такого нет."
6. А дальше мы совершили стратегическую ошибку, проехав мимо нескольких магазинов подряд. То нам не нравился ассортимент, то выкладка товара, то отсутствие сезонных распродаж. В итоге, когда все населенные пункты кончились, мы поняли, что у нас с собой в баках около ста литров технической воды, но при этом вообще отсутствует питьевая... Да и овощи-фрукты с хлебом подходят к концу. Но на моей карте был отмечен поселок Харгуш - по идее до него было всего сто километров, и уж там-то мы точно должны пополнить запасы.
7. Вскоре трасса кончилась, а местные, выбежавшие наперерез машине, сообщили нам, что дальше ее просто-напросто смыло, и надо ехать по серпантину в обход. Фура, двигавшаяся передо мной, в этот поворот на шпильке вошла только с пятого раза, попутно умудрившись разбить себе фары о склон горы.
Откуда я про это знаю? Да просто через десяток километров она остановилась прямо посреди дороги, так как часть товара надо было перегрузить в другую машину. Узкая трасса оказалась заблокирована двумя грузовиками, а места для объезда не было вообще от слова "совсем". Двое водителей угощали нас чаем, накрыв стол на поляне, в то время как молодые парни перегружали стройматериалы из одного кузова в другой. Ну и стандартная беседа о том, "откуда из Москвы, какая станция метро", "я Измайловский парк в Москве жил" и "как вам Памир?".
8. Та самая смытая дорога внизу.
9. И хороший такой, капитальный мост в Афганистан. Не знаю, охраняется ли он, но людей мы там не видели.
10. Серпантины на афганской стороне. Козьи тропы.
11. Плодородная долина реки Пяндж.
12. Когда фуры освободили дорогу, мы проехали еще с десяток километров и нашли отличное место для ночевки. Здоровенный упавший кусок скалы скрывал нас от трассы.
13. Высота 3300 метров. Готовим ужин.
14. Вдалеке в горах на закате полыхнуло, но совсем немножко. Небо все равно было затянуто.
15. Поход к буддитсткому монастырю послужил для нас хорошей акклиматизацией, так что спали мы хорошо и крепко.
16. Впрочем, на следующее утро парень-пастух привел стадо именно на эту полянку, а увидев нашу машину, начал было пытаться заглядывать в закрытые окна. Когда я откинул боковое стекло, парень радостно прокричал "хелло", да так, что горы откликнулись эхом, ну а мы проснулись окончательно.
В скалах рядом с машиной я отчетливо слышал шум текущей воды, но вот найти ручей так и не смог. А еще то утро преподнесло нам сюрприз - ни одна горелка не захотела зажигаться от пьезоподжига, сказывалась высота и низкий уровень кислорода. Благо чайник у нас электрический, и вскипятить воду для горячего завтрака мы все-таки сумели. А вот утренняя церемония сжигания мусора оказалась полностью провалена, так что пришлось брать лопату и все закапывать.
17. Ну что же, пора ехать дальше.
18. Ущелье. Я бы соврал, что это с дрона, но на самом деле это фото сделано с автомобильной дороги. Не утомил я вас такими видами? :)
19. У меня их много! Просторы и масштаб. И горы. В Таджикистане они особенные.
20. Человек, построивший здесь этот дом, судя по всему, не очень-то любит общество других людей. Отдельно порадовала конная тропа на вершину в виде зигзага.
21. Вот едешь ты по дороге, а река упирается прямо в машину.
22. Памир. Кемпер. Мы. Когда просто хочется кричать от приступов счастья!
*Небольшое пояснение к картинкам, которое прислали мне на почту:
"20 фотография - это не жилой дом а домик дорожных рабочих, работают сменами неделя через неделю. Ходят сюда пешком из Лянгара и Вранга. Другой работы в районе нет... Фото 20,21,22 - ущелье "ПРОЩАЙ МОЛОДОСТЬ" - так называется потому что в конце 70-х годов там погибли пограничники, отслужившие и ехавшие уже домой. Машина упала вниз... В 84 году остатки машины еще можно было видеть внизу."
23. Скол на лобовом стекле, о происхождении которого я рассказывал в предыдущей части. Тем временем мы довольно резко стали набирать высоту. Всего через несколько километров было уже 3600 метров. Лягушка-путешественница вылупила оба глаза, как бы намекая, что здесь высоко.
24. Когда при трогании в гору Дэфу не хватало оборотов, то в зеркалах позади был виден забавный черный дым несгоревшей солярки. Таксы тоже постоянно зевали - продували заложенные уши. Ну и мы с любимой периодически интересовались друг у друга самочувствием.
25. Во время очередной остановки увидели караван на противоположном берегу.
26. Постройка из глины и камней служит для отдыха "дальнобойщиков" по пути.
27. Парни упаковывают свой багаж.
28. И вот наконец-то затяжной подъем кончился, и началась дорога, ведущая по высокогорью. К тому же небо стало разъясниваться. Именно так я и представлял себе Памирский тракт, глядя на чужие фотографии!
29. Река. Горная, шумная, могучая. За сотни лет прорезала себе глубокое русло. Противоположный берег - афганский, так близко к нему мы никогда еще не были.
30. Когда я делал эту фотографию, любимая вдруг выскочила из машины с криками: "смотри, смотри, ты видишь их?!". Вижу кого?
31. А-а-а-а-а, обалдеть можно! Караван на другом берегу! В Душанбе рассказывали, что, возможно, нам доведется их все-таки увидеть! Дрожащими руками как могу быстро прикручиваю телевик к камере.
32. И это не туристическое фото, сделанное в Египте. Животные тащут свою поклажу, погонщики идут рядом пешком. Идут очень медленно, двигаясь в каком-то своем ритме.
33. Вот с нашей стороны есть автодорога, сделанная еще во времена СССР. Цивилизация, как ни крути. А глядя на тот берег, ты вдруг словно переносишься в средневековье, где животных используют для перемещения груза, как и много сотен лет тому назад.
Признаюсь честно, я хотел заснять все это на дрон, но жена справедливо заметила, что у них может быть оружие. А сопоставить "жужжалку" в воздухе и одинокую машину на другом берегу реки - элементарно, Ватсон.
34. Еще мы видели вот такой вот мост, похожий на автомобильный. Строение добротное и капитальное, только вот дорог там нет, одни лишь тропы. Чуть выше по течению виден разрушенный старый мост из камней.
35. Слияние двух рек.
36. Памирский тракт. Высота продолжает потихоньку расти.
37. Вокруг потрясающие горы всех цветов и оттенков. И практически полностью отсутствует растительность. Что животные едят в этих краях?
38. На фотосъемку останавливаемся буквально каждый километр. От видов просто сносит крышу. И мы здесь совсем одни. Сегодня эта дорога только наша.
39. Поселок Харгуш, отмеченный на моей карте, оказался одиноким постом на высоте 3900 метров, где у нас в очередной раз проверили разрешения на посещение ГБАО и регистрацию в паспортах. Мы спросили, где можно купить воды и продуктов, на что парни нам ответили, что ближайший магазин находится в 50 километрах в кишлаке Аличур, а питьевую воду они набирают в ручье неподалеку. Нам оставалось лишь сделать то же самое.
40. Все дело в том, что мы решили свернуть с трассы и посетить озеро Зоркуль, дорога на которое проходит через эту погранзаставу.
Стучим в ворота, выходит солдатик и забирает наши документы. Минут через двадцать он возвращается вместе со своим командиром, который объясняет нам, что озеро находится в заповеднике, а он в свою очередь еще и является пограничной зоной, и на него надо получать отдельные разрешения в Ишкашиме (до него около 200 километров отсюда). И по нашим документам пропустить он нас никак не может.
Еще минут двадцать ушло на убалтывание, рассказ о том, что мы приехали очень издалека и снимаем кино про эти чудесные края. В качестве тяжелой артиллерии в ход пошло сопроводительное письмо компании "
Экспедиция Телеком" о том, что у нас официальная экспедиция в лучшем смысле этого слова. :)
- Когда обратно приедешь?
- Сегодня доедем туда, завтра у нас там дневка, послезавтра днем вернуть.
- Приедешь завтра до 8 вечера, тогда открою ворота и выпущу. Если не приедешь, с озера есть старая дорога на Мургаб, местные ей не пользуются, но ты там должен проехать. Не успеешь - поедешь по ней.
- Идет.
Сажусь за руль, и тут Дэф подает знак, что не надо нам туда ехать - мотор глохнет, после чего стартер перестает реагировать на ключ. Эээээ... Оказаться на заглушенной машине на высоте посередине нигде как-то не входило в наши планы. Программистское прошлое подсказало мне, что надо закрыть все окна и перезагрузить пощелкать брелком родной сигнализации.
И вот мотор снова завелся и мы проезжаем мимо шлагбаума. Останавливаемся возле ручья чтобы набрать питьевой воды в канистру. И так мы умудрились разминуться с Андреем Дехтяруком
andreydehtyaruk, который именно в тот момент остановился на шлагбауме и кричал нам вслед, но из-за шума воды мы его вообще не слышали. Быть в нескольких десятах метрах друг от друга на Памире и не увидеться - это, конечно, крайне обидно. Пополнив запасы воды, мы все-таки отправились на озеро Зоркуль.
Точки съемки
Посмотреть на карте,
где были сделаны фотографии.