Ну что же, продолжаем рассказ о нашем путешествии по Памирскому тракту!
Предыдущая часть закончилась на том, что мы выехали из заповедного озера Зоркуль обратно на трассу. Военные на погранзаставе проверили документы и выпустили нас. Все бы хорошо, но только вот любимый кемпер отчего-то вдруг начал греться...
1. Проезжаем перевал Харгуш, высота 4320 метров. Встали на берегу одноименного озера, самые внимательные по традиции найдут на фотографии Дэфа. Беглый осмотр показал, что в расширительном бачке отсутствует антифриз. Вообще. Как будто бы его никогда там и не было!
2. Хорошо, что я оказался предусмотрительным и захватил с собой целых три литра антифриза! Подождал, пока мотор немного остынет, и с радостью вылил полную баклажку в систему охлаждения. Вроде бы проблема решена.
3. Пока ждал, немного полетал на дроне. Ведь вокруг такая красота!
4. Помню, как Макс
adventurerme и Таня Челноковы перед выездом рассказывали нам, что весь Памирский тракт - это постоянные разъезды с фурами на самом краю обрыва. Так вот, должен сказать, что до этого времени мы встретили всего лишь пару грузовиков, так что были изрядно удивлены, когда на пустой дороге увидели еще один.
5. Поднялись на горку... Ну все, приехали. Дорога узкая, разъехаться невозможно.
6. Фуры тяжелые, загружены китайским барахлом по самое не балуй. Большинство еще и с прицепами. Поднимаются вверх, натужно ревя дизелями, на первой передаче пониженного ряда со скоростью черепахи. Ну то есть прям очень-очень медленно. И имя им - Легион...
В общем, пока мы их пропускали, Юля успела приготовить ужин. И только сели кушать, как на дороге воцарилась тишина - колонна прошла! Зная, что дальше может быть еще хуже, мы складируем тарелки с недоеденным кормом в раковине и начинаем спуск вниз.
7. Впрочем, через пару километров нас ждал вот такой вот сюрприз. Водителя не было ни в кабине, ни рядом, ни под машиной - я проверил. Объехать его нет никакой возможности.
Впрочем, был и положительный момент: двери открыты, ключи в замке зажигания, двигатель работает. И вокруг никого. С другой стороны - кому придет в голову угонять китайский грузовик с таджикскими номерами на высокогорье Памирского тракта?
Я решил мыслить аналогично: кому здесь придет в голову угонять английский грузовик на российских номерах? :) Оставив двигатель работать, отправился на пешую разведку.
8. Оказалось, что все очень плохо, хотя и не для нас. Метрах в пятистах от заведенной фуры другой грузовик закопался в песок одной стороной и собирался прилечь на бок "отдохнуть". Вокруг собрались водители, размышляя, что им делать дальше - выдергивать севшую машину, груженую до отвала, другим грузовиком, который тоже не воздух в фургоне везет, да еще и находясь на высоте 4200 метров - занятие не из простых. С трудом удалось найти водителя машины с предыдущей фотографии и уговорить его нас пропустить. К счастью, получилось объехать засадное место сбоку по целине. А вот что делали дальнобойщики дальше - я даже и не знаю.
9. Впрочем, радость оказалась преждевременной. Дальше снова было "бутылочное горлышко", занятое фурами, а если приглядитесь, то увидите легковушки местных, которые пытаются объехать это дело "по встречке", но там дороги нет, и вот они тоже встали, подперев друг друга. Ну а водители грузовиков тем временем покинули свой транспорт, столпились вокруг застрявшей машины, и до наших проблем им не было никакого дела...
В общем, еще с полчаса ушло на то, чтобы найти водителей и уговорить их подвинуть стоящие грузовики так, чтобы хотя бы легковушки смогли проехать мимо. Потом мы пропускали "встречку", так как там собралось несколько машин, и никто, понятное дело, не хотел уступать.
Выдержка из дневника нашего путешествия: "Очереди в Таджикистане - это сама квинтэссенция чистой жести". :)
10. Вскоре дорога оказалась свободна и мы поехали вниз. По пути проезжали небольшое озеро, в этот момент там был просто волшебный свет...
11. Хотели было остаться там ночевать, но потом все-таки решили добраться до Аличура, так как у нас, по счастливой традиции той поездки, вместо питьевой воды была "чистая речная", на которой мы готовили еду несколько дней, овощи кончились вообще, да и топлива по показаниям бортового компьютера оставалось не так уж и много.
12. Перекресток. Асфальт, не верю глазам своим! Справа - Верхняя Памирская дорога, ведущая на Хорог. Но ее тем летом смыло, и кто-то заботливо поставил знак "объезд". Ну а налево - Нижняя дорога вдоль границы с Афганистаном, откуда мы и приехали.
13. Тем временем в горах творилось что-то невероятное.
14. Кемпер Высокой Проходимости.
15. Сквозь свинцовые тучи пробивались яркие лучи солнца. Приходилось постоянно останавливаться, чтобы сфотографировать эту красоту.
16. В Аличур мы прибыли на закате. Отели. Магазины. Цивилизация!!!
Впрочем, открытого магазина мы так и не нашли, хотя местные по очереди посылали нас на разные края поселка, состоящего из трех десятков домов. Да и заправки в Аличуре тоже не оказалось, а нам нужно было топливо... И мы отправились обратно на трассу.
17. Справа в перчатках - дальнобойщик, который едет из Китая. Он согласился продать нам 20 литров китайской солярки по 70 рублей за литр. Слева - владелец "отеля", с которым он только что познакомился. Ну и тут я к ним подошел с "хорошими новостями" по поводу застрявшей на перевале машины.
Водитель сказал, что планирует оставаться на ночь в кишлаке, а к утру с застрявшей машиной наверняка уже другие как-нибудь порешают. Владелец "отеля" сообщил, что позовет своего сына, и тот покажет нам, где можно будет купить овощи и набрать нормальную воду.
- Братан, а канистра-то у тебя есть?
- Зачем она мне, у меня два бака на 170 литров Эээ, нету :(
Мужики сбегали в деревню, и вскоре притащили 20-литровую канистру и шланг. Живем! Ближайшая заправка, кстати, будет в Мургабе, до него примерно 130 километров, ну а воды нам предложили набрать в ручейке-канаве, который протекал через весь кишлак - "оттуда все пьют, она чистая".
18. Вот как-то так нам и запомнился Аличур. В горах полыхал нереальный закат, мужики сливали с фуры китайскую солярку, а в голову лезла лишь одна мысль: "и куда же мы забрались?"...
19. Заливаем содержимое канистры в бак. Вместо лейки - обрезанная бутылка, которую нашли на обочине. Внимательно следим, чтобы не расплескать драгоценное топливо на землю. Рассчитался с дальнобоем, пожелал счастливой дороги. Владелец "отеля" позвонил своему сыну, тот прибежал к нам и запрыгнул на подножку Дэфа. Поехали, мол...
Ну а дальше... А дальше под его чутким руководством мы ездили от одного дома к другому. Периодически парень спрыгивал, куда-то убегал, а потом возвращался со словами: "нет, здесь нету".
В конечном итоге хозяйка одного из домов отвела нас в сарай, где мы, подсвечивая себе айфонами, набрали китайских огурцов и помидоров, картошки и еще какой-то ботвы, все это было взвешено на китайских же весах и нам объявили общую цену в 30 сомони (300 рублей на наши деньги).
Когда мы вышли наружу, с небольшого минарета в центре кишлака раздавалась вечерняя молитва. Солнце уже село за горизонт, а его последние лучи продолжали подсвечивать небо:
Click to view
А в голове - все та же мысль: "и куда же мы забрались?".
Оставалось лишь набрать воды. Парень убежал и вернулся с ключами от колодца. Оказывается, в поселке был колодец, но все почему-то набирают воду в ручье - видимо, так проще и быстрее. Под неспешный разговор налили полную канистру.
По-русски пацан говорил хорошо, тем летом он окончил школу и в ближайшее время собирался ехать пробовать поступать в ВУЗ в Москву, спрашивал нас про жилье... Забегая вперед - он даже звонил этой зимой, но поговорить удалось меньше минуты, потом связь оборвалась, а перезвонить ему уже не получилось - голос таджикского робота, видимо, сообщал, что у абонента закончились деньги. Вот такой вот был "привет с высокогорного кишлака Аличура"...
20. Мы вернулись по трассе на 20 километров назад и начали искать спуск к берегу озера Сасык-Куль, которое у меня на карте было отмечено как "вонючее". Судя по навигатору, до берега оставалось еще сотня-другая метров, но в этот момент я вдруг ощутил, что машина идет "как-то не так", хотя двигались мы на пониженной. Открываю дверь, выглядываю наружу - вокруг солончак, колеса уже на треть закопались в грязь, а над нами такое нереальное небо...
21. Блокируем дифференциал, включаем заднюю передачу, и потихоньку выбираемся обратно по своим же следам, благо, что проехали по солончаку мы лишь пару десятков метров.
Вскоре небо затянуло тучами и звезд стало почти не видно. Решили отправиться спать. В тот день мы чертовски устали. И Дэф тоже чертовски устал...
Точки съемки
Посмотреть на карте,
где были сделаны фотографии.