Это Ленд Ровер. А ты просто был не в его любимом свитере.
(английская поговорка)
Как я уже упоминал, ночевали мы на берегу солончака, помеченного на нашей карте как "Вонючее озеро". Ночью небо было затянуто тучами, так что поснимать звезды не получилось. Как следствие, я проснулся относительно рано, часов в девять, и, позволив жене еще немного задержаться в мире сновидений, тихонько вышел из машины.
Первым делом открыл капот и заглянул в расширительный бачок. Там оказалось пусто, зато под машиной было небольшое пятно.
- Похоже, просто совпадение, - решил для себя я.
Несмотря на ранний час, солнце уже прилично припекало - сказывалась высота. Буквально за 15 минут я понял, что начинаю сгорать, и пришлось все-таки отправляться будить жену.
1. Мы позавтракали в месте с таким вот живописным видом и приняли горячий душ. Ночью в горах было холодно, так что я не очень удивился, когда после запуска двигателя машина задымила белым. Через километр пути дым прошел, но мотор начал греться даже при выключенном кондиционере. Плохо.
Мы дотянули до асфальта, где я припарковался на обочине и открыл капот, чтобы двигатель побыстрее остыл. Лабиринты труб системы охлаждения с радостным чавканьем поглотили вторую баклажку антифриза, и из трех бутылок у нас осталась всего одна, причем бачок по-прежнему был пуст.
Всего лишь в паре десятков километров нас ждало прекрасное горное озеро Яшилькуль, но, по моим прикидкам, с таким расходом охлаждающей жидкости мы либо не доедем туда, либо не вернемся своим ходом обратно. Самым разумным для нас было вновь отправиться в единственный в этих краях кишлак Аличур и попытаться найти там антифриз или дистиллированную воду. Туда мы и поехали.
В Аличуре на въезде встретили местного дедушку, старательно намывавшего оранжевый 408-ой Москвич. Машина сияла краской и сверкала хромированными деталями, а вид у нее был такой, словно она только вчера сошла с конвейера. Спросили про дистиллировку, на что дедушка гордо ответил, что советское сердце этой "ласточки" уже лет сорок как охлаждается чистейшей родниковой водой с горных вершин Памира, а дистиллированной воды мы даже в Мургабе не найдем, так как в этих краях ею никто не пользуется.
- Ребята, вон там в кишлаке ручей, можете в нем набрать.
Делаю "второй заход" и интересуюсь про антифриз. Дедуля бодро так запрыгивает на подножку Дэфа, оставляя свою машину с открытыми окнами и дверями, и мы едем в центр поселка, к закрытому вчера продуктовому магазину. Оказывается, надо было не ломиться в запертые двери "супермаркета", а звонить в звонок на маленьком крыльце по соседству. Оттуда вышел киргиз (колоритный такой, в своей национальной шапке-колоколе), который и открыл нам двери магазина.
Ну а дальше, наверное, вы уже догадались сами. В единственном продуктовом магазине в забытом Богом кишлаке посередине Памирского высокогорья нам нашли антифриз. Три литра. Сделано в Кыргызстане. Только желтый. А нам вообще-то надо красный. Впрочем, какая разница?
Спрашиваю о цене. Киргиз говорит, что он только вчера приехал, а в этом магазине вообще в первый раз. О_о Начинает звонить кому-то, в итоге покупаем мутную желтую жижу по 150 рублей за литр - видимо, все-таки сказывается отдаленность этих мест и прочие сложности местной логистики.
2. Выходим на улицу. Видим, как мимо нас по трассе проезжает белый Дефендер с европейскими номерами и великами, закрепленными на задней двери. Сигналим, но он нас не слышит, а догнать его уже не успеваем - стрелка температуры двигателя намекает, что нужно больше антифриза...
Логика говорит, что надо ехать вперед, в Мургаб, до которого 130-150 километров по трассе, и там уже что-то делать. Сердце зовет обратно, на озеро Яшилькуль, фотографии которого манили нас несколько лет. В заначке нашелся герметик радиатора с истекшим сроком годности. Выливаем его в расширительный бачок, а следом последнюю бутылку красного антифриза и литр свежекупленной жижи. Уровень на минимуме, но как-нибудь доедем. Все-таки рек здесь действительно много...
3. Добираемся до единственного в этих краях перекрестка на Верхнюю и Нижнюю дороги, который я уже показывал в предыдущей части, и оттуда сворачиваем на озеро. Едем по дороге, навстречу нам старый "Паджерик", водитель которого машет нам руками. Останавливаемся.
Оказалось, что он возил туристов на озеро из Мургаба, те сказали ему, чтобы отвез их до какого-то "завала" а это вышло на 50 километров больше, и теперь ему не хватит топлива до дома. Попросил слить 5 литров в баклажку. Обрадовал, что в Мургабе "солярки нет, но скоро будет держитесь там".
- Дорогу верхнюю смыло, по нижней бензовоз не может подняться. На заправках бензин 80-й есть, солярки нету.
- Ну вообще прекрасно, братан. А если я тебе сейчас солью, а ее там не будет, мне что делать?
В ответ он выдает потрясающую по глубине своей логики мысль:
- Слушай, ну ты что, дизель что ли в Мургабе не найдешь?
На это мне было абсолютно нечего ответить. Как-нибудь найду, наверное.
Благо, что когда ставил Вебасту три года назад, предусмотрел дополнительный слив топлива. Наливаю ему пять литров в баклажку из-под масла, мимо проносятся двое мотоциклов-экспедиционников. Спросил, нету ли у него антифриза. Тот посмеялся, сказал, что на высоте антифриз быстро испаряется из системы охлаждения, и в этих краях все заливают речную воду. Ну а если закипишь - ерунда, речки и водопады каждые пару километров. Антифриз льют только на зиму, а летом типа экономят.
- Ну а если что, тут кишлак Аличур рядом, там ручей есть...
- *ля, да знаю я уже, в курсе, спасибо.
Поделились с ним соляркой, он предлагал деньги, но мы не стали брать - попросили только, чтобы он сам помог другому на дороге, если будет нужно. В качестве бонуса рассказал нам, как проехать до Завала.
4. Озеро Яшилькуль, вид с небольшой "смотровой площадки" у трассы. Там же стояли двое мотоциклистов на экспедиционных "гусях", которые оказались итальянцами.
- Бонджёёёрно!!! Ээээ... - дальше моего словарного запаса не хватило, но ребята поняли, что мы "свои" и начали смеяться. Тут в разговор вступила жена, итальянский язык которой был более "мульто миглиоре", чем мой. :)
Оказалось, что ребята - не поверите - путешествуют по Памиру. Но делают это в каком-то своем, уникальном, я бы сказал, формате. Сделав селфи и пару кадров на смартфоны, они начали разворачиваться - мол, здесь мы уже все посмотрели, пора двигаться дальше...
Зачем так жить? О_о
5. Собственно, именно то, за чем мы сюда и приехали. Огромное, невероятно чистое и очень красивое горное озеро Яшилькуль.
6. Я не знаю, как передать его масштаб. Вот, например, фото, сделанное с помощью телеобъектива. До дальнего берега довольно далеко.
7. Впрочем, "видит око, да зуб неймет". Съезды к берегу отсутствуют, а склоны гор усыпаны валунами и порослями таких мелких колючек, которые очень любят протыкать мягкую боковину приспущенной МТ-резины. И что-то мне подсказывало, что в Аличуре в случае чего колеса нужного нам размера не окажется...
8. Судя по чужим отчетам, многие туристы ограничиваются общими видами на озеро. Мы же решили проехать по этой дорожке до конца.
9. Благо что это определенно того стоило. Подобного своими глазами нам еще не приходилось видеть.
10. В самом конце озера нас ждал пруд с нереально чистой и холодной водой, очень похожий на рукотворный. Возле него дорога и закончилась.
11. Не знаешь, что делать - запускай в воздух дрона. Когда "вертушка" взлетела, я позвал к экрану любимую, чтобы она тоже посмотрела на эту красоту.
12. Вытянутое в длину озеро Яшилькуль.
13. И Завал. Много-много лет назад эта груда камней покатилась вниз по склонам гор и засыпала ущелье реки. Мощь, которую просто не передать словами. Не хотел бы я находиться здесь в тот момент...
14. Слева внизу виден домик с голубой крышей и рукотворный канал от него - возможно, когда-то здесь располагалась гидроэлектростанция, дающая энергию соседним кишлакам. По центру фотографии виден пруд, который я уже упоминал ранее, чуть правее и ниже - стоянка нашей машины и затопленный бетонный мост на другой берег. По идее можно было бы попробовать проехать, но одним экипажем было как-то страшно.
15. Из озера по ущелью течет вниз река Гунт. Ну а на склонах гор виднеются "козьи тропы", по которым я бы с удовольствием погулял пешком. Надо всего лишь научиться еще немного сбавлять темп путешествия, это будет следующий уровень дзена.
16. Что же, место, конечно, прекрасное, но ставить лагерь на дороге нам как-то не хотелось. Так что возвращаемся обратно.
17. Мы с добрый десяток раз пытались съехать к берегу, но терпели неудачу. Либо валуны, либо заросли колючек, либо просто не проехать. Я постоянно выбегал на разведку пешком и возвращался с расцарапанными ногами.
18. Так долго нам еще ни разу не приходилось выбирать место для ночевки там, где людей, кроме нас, вообще не было.
19. Но вот мы заметили неприметный съездик в сторону, ведущий вдоль русла небольшой реки. И отправились по нему.
20. А-а-а-а-а-а! Песчаный пляж!
21. Пусть маленький, но зато на сегодня он только наш! И озеро тоже! А вокруг ни единой души!
22. Казалось бы, идиллия. Если бы не одно "но". Сказывалась высота, и как следствие - температура воздуха около 16-18 градусов. Вода ледяная. А о силе ветра вы можете судить по волнам. Так что снова "видит око..." - наслаждаемся глазами, в общем.
23. Тем временем, батарея нашего "всевидящего ока" снова зарядилась, и мы решили запустить его еще раз. Вид на запад, в сторону Завала.
24. И в противоположном направлении. Там, за этим хребтом, находится не менее красивое озеро Булункуль, на берегу которого расположен одноименный кишлак. Это место считается самым холодным на всем Памире, зимы здесь весьма нешуточные.
25. Посмотрим в сторону севера. Оттуда с тающих ледников течет большая река, а всего в 40 километрах по прямой, как подсказывают гуглокарты, находится печально известное
Сарезское озеро.
26. Наш лагерь. Кемпер прекрасен, даже когда он - всего лишь несколько пикселей на экране.
27. Взглянем на юг. Острые вершины, покрытые снежниками.
28. Именно от них берет свое начало еще одна река, питающая озеро Яшилькуль. Вдоль нее мы и приехали. Кемпер, кстати, тоже здесь заметен.
29. Кадр а-ля "National Geographic".
30. Солнце в горах садится рано, и в 6 вечера уже потихоньку начинает темнеть.
31. Лучше гор могут быть только горы.
32. Одинокая чайка.
33. Закат на Памире. Скучаем по этим острым вершинам.
Напоследок приведу небольшую выдержку из дневника нашего путешествия:
"Проверил масло и антифриз - вроде все в норме. Высота 3750, ночью опять было +6. На черном небе иногда падали звезды, и я загадывал желания. Снимал небо до часу, дальше легли спать с таксами, ибо дубак. В машине тепло."
Точки съемки
Посмотреть на карте,
где были сделаны фотографии.
Особая благодарность:
За техническую поддержку, а также за предоставленную возможность осуществления аэросъемки мы благодарим нашего партнера "Клубный автотехцентр ТСМ Моторс"!