Экуменизм по-индийски

Feb 14, 2015 21:53





В общем, если кто-то не знает, я снова в Хайдарабаде - на сей раз ради двухнедельной стажировки в Институте изучения культур для семиаридных тропиков (ICRISAT). Но это не главное.
Главное то, что здесь тропики. И то, что здесь Индия со всеми этими чудесами, когда ты к концу дня реально устаёшь удивляться тому, что происходит вокруг.

Сегодня катались на велосипедах. Участники покатушек - я и двое самых авторитетных генетиков гороха в мире, Джули Хофер и Ноэл Эллис. Нет, я не выпендриваюсь, я же про них, а не про себя.
Оказывается, когда-то, до 1972 г., здесь находилась деревня под названием Манмул. От mandu - "исцеление", лечение" и moola - "корни". Ну как - деревня. Сохранилась башня, и я вам скажу - это просто крепость была явно когда-то. XVI в.


За этой башней когда-то располагался посёлок. Теперь от него не осталось почти ничего. Сожженная солнцем трава, термитники (да-да, хоть и невысокие), деревья - и отчего-то совсем никого из людей.
Есть несколько относительно современных строений. На одном из них - пара лангуров. Что-то кричат; самка спрыгивает с крыши какого-то сарайчика и, прижимая к себе младенца, уходит - неторопливо и задрав хвост, куда-то. Самец ещё какое-то время сидит на уголке крыши и разглядывает нас. Видно его так себе, но он есть.


Открывается большое поле, совершенно выгоревшее. И вокруг него, дорогие коллеги, несколько индуистских святилищ, небольшая мечеть и христианская церковь. Сейчас обо всём по порядку.
Самое экзотичное во всём этом, конечно, индуистские храмы. Памятная стела, рассказывающая обо всём посёлке, повествует, что один из храмов - относительно молодой, ему чуть более века, вайшнавистский. А вот второй посвящён Шиве и известен - внимание - с XV века.
Снимаем обувь, поднимаемся на каменное возвышение. Храмовый комплекс поднят над землёй, скаты раскрашены в красную и белую полоску. Сквозь плиты пробивается здоровенный баньян и священное дерево ним (Azadirachta indica: Meliaceae). Сооружений три: совсем небольшое святилище, чуть выше человеческого роста, примерно такой же высоты храм с высоким украшенным куполом и очень интересная каменная колонна - фактически лестница. На ней следы пальцев, крашеных каким-то минеральным пигментом. Вероятно, это нечто вроде жертвеника - для кого?
Над дверным проёмом маленького святилища развешаны какие-то листья. В стену вмурована гранитная плита с текстом на телугу, поверх которого пальцами выведен краской знак "ом". Открыв дверцы из выкрашенных киноварью железных прутьев, заглядываем.


Справа, очевидно, изображение Ганеши - сына Шивы . Кстати, здоровенную каменную статую Ганеши нашли недалеко отсюда в колодце (есть точка зрения, что индуисты намеренно прятали священные изображения от мусульман, чтобы избежать осквернения), сейчас она выставлена на территории ICRISAT. Джули рассказывает, что эту институтскую статую регулярно расписывают разными пигментами - она явно остаётся объектом поклонения.
Стела слева выглядит непонятной, а вот посредине - собственной персоной Хануман, обезьяноподобный сын ветра, аватар Шивы. Интересно, что он выкрашен киноварью, а поверх наклеены листочки сусального серебра - совсем как в Таиланде на статуях бодхисатв. Отсюда и обезьянья "лестница" около храма (на фотографии рядом с ней Ноэл) , и половинка банана перед изображением. Цветы - гибискус; они свежие.


Второй храм - примерно той же высоты, но с богато украшенным куполом. Он так же закрыт дверцами из прутьев и не заперт. На фотографии хорошо видно маленькое святилище, "лесенка" и храм побольше.


Внутри находятся два помещения, очень маленьких, с низкими потолками. В первом из них на полу головой от входа лежит каменный бык .- это Нандин, ездовое животное (вахана) и друг Шивы.


Это фактически преддверие. За ним - основная часть, алтарь, со всей очевидностью посвящённый Шиве. Тут все его атрибуты - фаллический лингам; символизирующая вагину, начало вообще и богиню Кали йони (на фотографии видна, как каменная квадратная чаша со стоком); чётки джапа-мала из плодов дерева рудракша (Elaeocarpus ganitrus: Elaeocarpaceae); контуры трезубца тришула - знак рождения, поддержания и распада мира; медная кобра - Нага, символ мудрости и внутреннего контроля.






Очень всё это любопытно, просто до чрезвычайности. На священных изображениях - пятна разных охр и киновари. Сами краски тут же, в углу. Совсем недавно сорванные цветы, явственный запах благовоний - здесь явно бывают регулярно. Есть кружка для пожертвований с надписями на телугу и английском.



Выходим наружу. Тут же обнаруживаем удивительное, совсем крошечное святилище. Домик сложен из кирпичей. Перед ним - глиняная плошка; в ней что-то сжигают. Большой камень испещрён киноварью и охрой; быть может, он и есть предмет поклонения.


Спускаемся с возвышения. Шагах в пятидесяти - мечеть, очень изящная. Вход в неё тоже закрыт железными воротцами, внутри виден михраб - ниша, обращённая к Мекке. К слову, во время полётов авиакомпании "Etihad", принадлежащей Объединённым Арабским Эмиратам, на мониторах можно посмотреть положение самолёта на карте; при этом всегда указывается направление на север и на Мекку.




А ещё в пятидесяти шагах, под деревом манго - католическая церковь во имя св. Франциска. Она освящена совсем недавно, в 2006 г. Там очень милый витражик с зайчиками и прочими зверюшками, и вообще она тоже очень... индийская. Смотрите сами.




И всё это живёт. Никого вокруг; рождается ощущение, что это поле, окружённое разными храмами и выжженое солнцем, наполнено тенями прошедших эпох, человеческих надежд, верований, радостей и страданий - жизней, короче говоря. Очень сильное и странное ощущение.

И ещё одно, напоследок. Уже возвращаясь, мы нашли на окраине полей ещё одно святилище - к нашему удивлению, полуразрушенное и словно бы забытое. Очень маленькое, внутрь забраться нельзя.
А внутри - термитник. И вокруг него повязана когда-то яркая и уже вылинявшая тряпица, в знак поклонения. Брошена коробочка от благовонных палочек, увядшие цветы - здесь тоже кто-то бывает.
Наверное, внутри древнего святилища сам собой произрос термитник - их тут множество. И кто-то решил: а чего от добра добра искать? Не зря же и не случайно он возвысился именно тут, правда?


Нахожу в этом немало смысла.

экуменическое, сказка странствий

Previous post Next post
Up