Первая -
здесь Теперь что касается материалов, проплаченных коммерческими структурами. Тут фальсификации зависят от бюджета - чем он выше, тем масштабнее обман. Начнем с мелочевки, которая видна невооруженным глазом. Время от времени в конце новостного выпуска ведущий рассказывает про какой-нибудь спектакль или кинопремьеру. Хотелось бы спросить, а почему именно про этот спектакль или эту премьеру, ведь их даже не сотни - тысячи, десятки тысяч! Каждый день, в разных странах мира, с самыми разными актерами… Ответ очевиден - хозяин сего действа выкупил рекламное время.
Идем дальше. Все передачи с гостями в студии - стопроцентная реклама, причем даже не важно, кто он: музыкант будет пиарить свою музыку, режиссер - свое кино, политик - свою партию, бизнесмен - свою компанию, и даже когда для отвлечения внимания разговор вертится вокруг каких-то других тем, так или иначе в итоге все сводится к рекламе конкретной фирмы или товара. Большинство сюжетов - один сплошной PR. Показывают, как познакомиться с девушкой - скрытая реклама пикап-тренингов. Показывают «ночных Волков» - скрытая реклама мотоциклов и байкерских прикидов. А взять юмористические программы: КВН или Камеди Клаб. Над чем они прикалываются чаще всего - над Ладой-Калиной и над Одноклассниками. Думаю, понятно, почему. Есть куча программ, в которых даже слепой разглядит рекламную составляющую - это всякие «тачка на прокачку», «квартирный вопрос» и иже с ними. Там рекламируются дизайнерские, строительные и ремонтные конторы. Короче, какую программу не возьми - сплошное наебалово и скрытый PR.
Но это еще цветочки - ягодки впереди. Придумывают сюжет, он может быть какой угодно: перестрелка, драка, авария, любой другой экшен. И вот участники или свидетели событий дают интервью, а на заднем плане офис какой-нибудь компании. Хоп - ты заинтересовался действом, а название уже пишется на подкорочку. Другой ход - сколько раз такое приходилось слышать: «сотрудница такой-то компании выбросилась из окна», «ограблен банк такой-то», ну или любое другое происшествие с указанием названия какой-либо компании. Тут совершенно неважно, что информация носит негативный характер - текст составлен при помощи методики НЛП. Ты забудешь сюжет, но название компании уже в твоей голове, и когда надо будет сделать выбор, в какой банк положить деньги, всплывет именно название банка, показанного в сюжете без привязки к тому, что там было совершено преступление.
В интернете зачастую все еще хуже. Тут каждая новость скрытая и не очень скрытая реклама:
Под Краснодаром во время похода пропал подросток - это реклама GPS-навигаторов. Родители прочитают и подумают, что же делать, чтобы мой ребенок не потерялся? И после некоторых раздумий примут решение: повесить датчик и отследить по спутнику.
Ротвейлер в заповеднике США стал приемным отцом для волчонка Тут владельцы питомника ротвейлеров даже не постеснялись как-то замаскировать свою рекламу. Позорище!
Люди получают звонки с того света - очевидная реклама фильма «Звонок».
В каждой новости есть скрытый смысл, намек, а иногда и вовсе указание прямого действия! Мы еще не успели ничего толком сообразить, а подсознание уже идет по дорожке, которую указали рекламисты и психологи! Стоит ли говорить, что в действительности никакой ребенок почти наверняка не терялся и никакой ротвейлер не становился ни чьим приемным отцом. Все это выдумка, инсинуация с целью продать товар.
Все кинопремьеры утопают в продукт-плейсменте! А взять шоу-бизнес, кто такие все эти звезды - Семенович, всякие там Стрелки, Блестящие, Биланы? Это случайные люди, без всяких видимых талантов. Компьютерные программы поют за них и играют на музыкальных инструментах! В них инвестируют бабло, делают знаменитыми, а потом катают на гастроли по всей стране и стригут бабло, время от времени отправляя их рекламировать шампуни и прочие гели. На их месте мог быть я, вы, даже бомжара, если его умыть. А можно и не умывать - панк весьма модное направление. И вот раскручивают этих людей, которые, если бы не случай, работали бы шоферами, стриптизерами, курьерами, убеждают публику, что они мега-гуру и вынуждают выкладывать бабки за их диски, концерты, майки с их изображениями и прочую атрибутику.
Но и эти мошенничества уступают глобальным мистификациям мирового масштаба, таким как птичий и свиной грипп и экономический кризис. Приведу простой пример: вот сообщают по всем каналам: «внимание, внимание, Америка объявила нам войну, на Москву летят ядерные бомбы, спасайся, кто может». Что произойдет: люди побегут из города, на дорогах образуются гигантские пробки и вообще наступит транспортный коллапс. Паника, мародеры, разграбленные магазины и смертоубийства в борьбе за батон хлеба, приостановка деятельности всех компаний (все бегут из города - работать некому), ну и прочий хаос, который пойдет по нарастающей. При этом никаких ядерных бомб в действительности может и не быть - достаточно одной лишь информации о них, и механизм закрутится сам по себе. Вот примерно так же он закрутился в случаях с гриппом и кризисом. PR-компании освоили миллиардные бюджеты, и раструбили на весь мир (да и продолжают трубить) о мифических угрозах. И пошло-поехало. При этом не было никаких предпосылок ни для того, ни для другого, все возникло словно из воздуха, как-то сразу и вдруг. Кто проплатил брехню про грипп ясно - фармацевтические компании. Кто сочинил про кризис мне вот так сходу понять непросто, для этого надо разбираться в экономике. Но то, что и то и другое инсинуации чистой воды не вызывает никаких сомнений.
Отсюда мораль: к деятельности СМИ нужно относиться примерно как к фантастическим фильмам. Если это доставляет удовольствие - наслаждайтесь, но не забывайте, что все это авторский вымысел.
Продолжение следует…