Интегральная теория искусства и литературы
Часть 1
В процессе понимания и интерпретации между частью и целым устанавливается круговая взаимосвязь: чтобы понять целое, необходимо понять части, тогда как чтобы понять части, необходимо иметь некоторое понимание целого.
Дэвид Кузенс Хой
Так, движение понимания постоянно происходит от целого к части и назад к целому. Наша задача заключается в том, чтобы концентрическими кругами расширить единство понятого смысла. Гармония всех деталей с целым - это критерий верного понимания. Провал достижения этой гармонии означает, что понимание не удалось.
Ганс-Георг Гадамер
Введение
Со смертью авангарда и триумфом иронии искусству, похоже, уже не сказать ничего искреннего. Нарциссизм и нигилизм ведут бои за центральную сцену, которой уже даже нет; кич и выпендреж сплелись друг с другом в борьбе за представительство, которое уже ничего не значит; похоже, расцвет переживает лишь эгоическая склонность художников и критиков, затерявшихся в залах самоотражающихся зеркал и восхищающихся своим имиджем в мире, который некогда любил их.
Задача этого эссе - выйти из нарциссической и нигилистической игры, которая так основательно овладела миром постмодернистского искусства и литературы, и вместо нее представить существенные принципы подлинно интегрального искусства и литературной теории - то, что можно было бы назвать интегральной герменевтикой.
Я коснусь как искусства, так и литературы, но особое внимание буду уделять визуальному искусству, которое по сути "фокусник" и в некотором роде более сложный случай, поскольку в нем обычно отсутствует нарративная (повествовательная) структура, которая могла бы помочь в направлении интерпретации. (Последующее эссе фокусируется главным образом на "все-уровневом, все-секторном" анализе литературного смысла и семиотики вообще.)
Не секрет, что мир искусства и литературы зашел в своего рода тупик (cul-de-sac). Постмодернистская теория литературы совершенна и совершенно типична, это пример "лепета интерпретаций", который охватил мир искусства. Она обычно состояла в том, что "смысл" - это нечто, что автор создает и просто вкладывает в текст, а читатель просто его вынимает. Сегодня этот взгляд считается безнадежно наивным всеми сторонами.
Начиная с психоанализа, признавалось, что некоторый смысл может быть бессознательным или порожден бессознательным, и этот бессознательный смысл проберется в текст, даже если автор этого не осознает. Следовательно, вытаскивать этот скрытый смысл на свет было работой психоаналитика, а не наивного читателя.
Так, "герменевтика подозрения" в своих многочисленных формах стала рассматривать художественные произведения как хранилища скрытого смысла, который может быть расшифрован лишь знающим критиком. В литературе стали внезапно возникать подавленные, угнетенные или другим образом маргинализованные (вытесненные на обочину) замаскированные контексты. Так, искусство стало завещанием (приговором) подавления, угнетения, маргинализации. Маргинализованным контекстом был скрытый контекст.
Марксистский вариант состоял в том, что сами критики существуют в контексте капиталистически-индустриальных практик негласного господства, и эти скрытые контексты и смыслы могут быть найдены в любом произведении искусства (и, следовательно, извлечены из него), созданном человеком в этом контексте. Подобным же образом, искусство стало интерпретироваться в контексте расизма, сексизма, элитизма, спесицизма (предпочтение одному биологическому виду), шовинизма, империализма, фаллоцентризма, фаллологоцентризма (оскорбления действием не включены).