«Родители верны классике». С таким заголовком 27 октября в 17:10 (!) появилась статья на сайте Вечерней Москвы, фото из которой вы видите, а с содержанием можете ознакомиться, пройдя по
ссылке. Удивительно в этой статье все! Время ее появления - 17:10. Сам круглый стол начался в тот день в 15-10. Фотография лысого мальчика,
типичного, на взгляд редакции, ребенка на семейном обучении, взятая, как потом выяснилось, из репортажа
«Горожане помогут собрать воспитанников детдомов в школу» . Но, главное, в статье о том, что обсуждалось на круглом столе, говорит НЕприсутствовавший на нем господин Молев, возглавляющий комитет Мосгордумы по образованию (это могу подтвердить как я, участвовавшая и выступавшая на нем, так и остальные участники). Уважаемый депутат прокомментировал случившееся событие, объяснив, что семейная форма обучения неактуальна для родителей и маловостребована, а еще он заявил, что родители детей на семейном образовании должны пройти аттестацию... Может, г-н Молев не знает, как оно на самом деле? или это некомпетентная журналистка Петрова переврала его слова?
Сказанное в статье очень сильно перекликается с тем, что именно я говорила на заседании Общественной палаты г. Москвы. А я сказала буквально следующее. Отнюдь не от лучшей жизни родители идут на семейное образование. Это ответ родителей на качество школьного образования, которое не ругает только ленивый. Школа не учит тому, что нужно для жизни, для счастья, для успеха и гармонии с собой и окружающими, и учит тому, что в счастливой жизни не нужно - умение врать, приспосабливаться, гоняться за оценками, зубрить правила и заучивать факты без реального их понимания. Именно поэтому растет популярность семейного образования, которая увеличивается, несмотря на борьбу с ним со стороны Департамента образования г. Москвы, который перестал выплачивать положенные по закону родителям компенсации. Получается, что активные родители, не найдя решения в рамках традиционной школы, пытаются самостоятельно решать проблемы с образованием собственных детей, берут ответственность на себя, а департамент образования не помогает активным родителям, а наоборот делает все, чтобы усложнить родителям их задачу. Таким образом, ДОгМ явно борется с качественным образованием, не направляя финансовые средства в эту узкую, но растущую, востребованную и крайне эффективную для общества нишу. По данным социологического опроса в Москве 15% родителей уже готовы рассматривать возможность семейного образования для своих детей, что говорит о востребованности данной формы образования и о том, что семейное образование постепенно превращается из экзотического и маргинального явления в явление массовое. (Так что Департамент не боится встать против колес истории и все еще надеется победить в этом неравном бою, судя по словам г-на Молева и появлению этой статьи с заказной дезинформацией).
Далее я говорила, что нарушение прав детей на семейном образовании заключается не только в выделении неравного финансирования по сравнению с обычными школьниками государственных и частных школ, которое часто сужают до размеров компенсаций родителям и компенсаций за питание. Реально государство платит еще и за содержание школ. Каждый школьник получает возможность обучаться в теплом благоустроенном помещении школы, но вот школьники на семейном образовании этого не могут, родители должны за собственные деньги арендовать помещения для своих обучающих семинаров и групповых занятий. Разве это справедливо?
Помнится, Печатников обещал активным гражданам аренду по условной цене 1 руб. за кв. метр. Где реализация этих его обещаний на деле? Даже если считать справедливым не выделение беслатных помещений, а льготную аренду? почему г-н Молев об этом ничего не сказал, заявив, что родители могут рассчитывать только на пользование библиотекой и медиатекой? Может, господин Молев не читал московский закон об образовании, принятый Мосгордумой и отредактированный уже в период его работы в ней, который обязывает региональные власти выплачивать родителям детей на семейном образовании компенсации?
Еще хочется сказать несколько слов о том, что же реально было на том круглом столе в Общественной палате. Все выступления были засняты, поэтому есть документальнео свидетельство о том, каких тем касались выступающие общественники, и убедиться в том, что там ни слова не было о невостребованности семейной формы образования. Вот весь список отснятых на видео выступлений:
https://www.youtube.com/channel/UCbRq77tngaSUglzwreS_Zmg Вот список официальных лиц, которые были приглашены, но НЕ почтили круглый стол своим присутствием:
- Чернышева Данута Валерьевна, начальник отдела Департамента Государственной политики в сфере общего образования Министерства образования РФ;
- Представители Департамента образования города Москвы (по решению Министра образования города Москвы);
- Депутаты профильных комитетов и комиссий Государственной Думы РФ и Московской Городской Думы;
- Бурматов Владимир Владимирович, депутат ГД, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию;
- Белобородов Игорь Иванович;
- Смолин Олег Николаевич, депутат ГД РФ, первый зампред Комитета по образованию;
- Молев Антон Ильич, депутат МГД;
- Бунимович Е. А. Нач. Управления по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, Уполномоченный по правам ребенка г. Москва;
- Потяева Татьяна Александровна, уполномоченный по правам человека в г. Москве
То есть ни одного представителя ГосДумы или Мосгордумы, ни представителей Департамента образования г. Москвы или федерального министерства образования! Пришла представитель департамента соцзащиты правительства Москвы... Разводила руками: чем я могу вам помочь, это не моя сфера компетенции...
Представителю Общественной Палаты пришлось объяснить присутствующим родителям, что надо с почтением относиться к представительнице исполнительной власти, которая все-таки решилась присутствовать, не стоит на нее набрасываться со всеми своими претензиями. Все говорили о том, что нужна справедливость в плане финансирования всех форм образования, поэтому дети на семейном образовании должны иметь такие же возможности, как и обычные школьники. Говорили о том, что действия департамента образования уже тянут на уголовную статья (в этом единственном за все заседание месте зал грянул апплодисментами!) "превышение должностных полномочий" и, видимо, уже нет другого пути восстановить справедливость, кроме как перевести это дело в уголовную плоскость. Алина Дьякова говорила о том, что происходит в регионах, среди которых есть те, кто последовали примеру Москвы и перестали выплачивать компенсации родителям, так и те, которые наоборот их ввели, не усмотрев в новом законе об образовании никаких для себя ограничений, как это сделало правительсво Москвы в лице департамента образования. Важный момент касается детей с ограниченными возможностями, особенностями психического развития и детей, живущих в сельской местности. Все они часто вынуждены перейти на семейное обучение в силу невозможности обучаться в обычной школе либо в силу некомфортного в ней пребывания, так и в силу того, что малокомплектные школы в сельской местности закрывают и добраться до ближайшей школы становится крайне затратной задачей. Вместо помощи родителям, готовым самостоятельно учить ребенка, им бьют по рукам, не только не оказывая никакую методическую помочь, но и отказывая в финансовой, чтобы самостоятельно нанимать себе нужных педагогов.
Все говорили о важности семейного образования как института, и не было ни одного, кто бы в этом усомнился, так что господину Молеву было бы неплохо прийти на подобное мероприятие, чтобы, наконец, обрести какую-то компетентность в данном вопросе, о котором он берется столь безответственно и косно рассуждать, искажая факты и действительность.
Светлана Днепровская