Попробуем для начала сформулировать идеальную цель - направление, в котором надо двигаться (но которую вряд ли достигнуть). Что такое «высшее образование»?
Высшее образование - это система знаний, умений и навыков по следующим направлениям:
- высшее профессиональное образование,
- гуманитарное образование,
- личностный рост.
Высшее профессиональное образование - верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования. Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют не только решать текущие задачи, но и:
1. Понимать контекст применимости знаний и владеть разными инструментами в разных контекстах.
Любые знания - это модель реальности. Любая модель адекватна (применима) только в некоем своём контексте (наборе исходных условий и ограничений). При выходе за граничные условия модель теряет свою адекватность. Поэтому всегда надо хорошо понимать эти граничные условия.
Сейчас в большинстве ВУЗов вообще не говорят про эти граничные условия. Или они преподносятся как незыблемые постоянные. Причём этим грешат не только гуманитарные и экономические ВУЗы, но и технические. Первый признак этого - наличие только одной преподаваемой теории в данной области (т.е. автоматически подстрочно проводится мысль, что она верна всегда и везде).
Реальный профессионал понимает ограниченность любой теории. Стоит выйти за эти границы - и прежний набор инструментов теряет свою эффективность, а значит нужна другая теория и другой набор инструментов.
Если у вас деревянная заготовка - вы спокойно берёте набор инструментов по дереву и прекрасно работаете. Но если вы с таким же набором инструментов начнёте обрабатывать металл - ничего хорошего не получится. В этом случае профессионал сменит набор инструментов (возьмёт набор «по металлу»), а непрофессионал - выдаст теории о «неправильной заготовке», «её плохой генетики», «заговора жидо-массоно-империалисто-инопланетяно-и_прочего_хрен_пойми_чего».
2. Уметь переходить на более высокий уровень понимания.
Как учит нас наука ТРИЗ, начиная с некоторой стадии развития, дальнейшее повышение эффективности системы возможно только при переходе на уровни надсистемы и подсистемы.
Например:
- в строительстве: ускорение строительства, повышение его объёма и качества начиная с некоторого этапа возможно только за счёт применения новых материалов (подсистема), а также новых технологий организации работ и собственно самого строительства (надсистемы);
- в медицине дальнейшее улучшение лечения некоторых заболеваний возможно только за счёт исследования других механизмов/сред передачи информации (подсистема) и механизмов вызывающих первичный сбой в организме (надсистема).
3. Проводить изыскания (практические и научные исследования), осваивать новые направления, проводить систематизацию накопленного практического материала.
Мы никогда не будем знать всё. По крайней мере в ближайшем будущем. Мы всегда знаем только какую-то часть реальности. Поэтому всегда надо изучать/узнавать что-то ещё.
Например:
- надо находить новые источники энергии (нефть, газ, уголь - мягко говоря устарели),
- надо находить новые методы лечения (неизлечимые заболевания - это всего лишь наше непонимание как их надо лечить),
- надо исследовать новые пути развития человека (раньше было преимущественно развитие техники; а дальше?).
4. Знать смежные области знаний, уметь синтезировать новые знания и умения на стыке различных дисциплин.
Именно на стыке разных областей иногда рождается нечто новое и прорывное. Иногда даже просто аналогия, взятая из совсем другой области, помогает развить новое.
Например:
- аналогии из природы часто дают идеи развития некоторых технических направлений;
- использование технических приспособлений помогает в медицине лечить/заменять больные/утраченные органы.
5. Уметь организовывать процессы.
Высшее профессиональное образование готовит уже не просто специалиста, а ещё и руководителя. Поэтому необходимо обучить ещё и навыкам руководства, построения процессов.
Сразу оговорюсь - я не знаю ВУЗов в России, которые дают такое высшее профессиональное образование. Может где-то в США или Западной Европе они есть… Или это решается в рамках других систем, а не ВУЗов…
Все ВУЗы, которые я знаю, дают в лучшем случае среднее профессиональное образование. Вернее давали когда-то. Чем дальше - тем больше они скатываются к преподаванию устаревших теорий в отрыве от практики и каких-либо текущих реалий. При отсутствии собственно первичного профессионального образования и опыта работы это приводит к полной неадекватности знаний.
Так, например, когда я в 1997г закончил институт и пошёл работать на завод - мои институтские знания были более-менее адекватны тем реалиям промышленности в России и они вообще были. Благодаря этому я всего за полгода полностью освоился, стал одним из лучших в своём цеху и даже стал начальником смены.
Уже через 5 лет студенты показывали отсутствие даже таких знаний, не говоря уже о том, что эти знания устарели и стали неадекватны (пришла импортная техника). Сегодняшние студенты у нас осваиваются в лучшем случае за 1-2 года (про то чтобы их в эти сроки ещё и поставить управлять - и речи нет).
Гуманитарное образование.
Сейчас в России под гуманитарным образованием подразумевают любое нетехническое образование. Это не совсем так.
Гуманитарное образование - совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений (Большая советская энциклопедия).
Любое профессиональное развитие происходит не автономно, а в некоторой культурной и социальной среде. И знать эту среду весьма полезно - ведь любую работу необходимо вписать в неё.
Кроме того, такие направления как филология и философия развивают язык и структуру речи, что очень положительно сказывается на коммуникативных навыках. А с учётом того, что в постиндустриальную эпоху наиболее перспективные и прибыльные направления - это производство смыслов (дигитальная продукция, знания, технологии, мотивирование…), то отличное знание языка становится просто необходимым.
Но это ещё далеко не всё. В гуманитарное образование также входят и навыки мотивирования, а значит необходимо знание как минимум практической психологии и риторики. Без этого не получится объяснить и доказать окружающим что и как надо делать в рамках своего дела. Не получится убедить подчинённых и руководство, спонсоров и прочих влиятельных персон.
Личностный рост.
Профессиональный рост невозможен без личностного.
• Чтобы расти - необходимо избавляться от неврозов и запретов (мешающих продвижению и съедающих много энергии). Да и руководителем с большим грузом неврозов не стать.
• Необходимо уметь организовать и дисциплинировать себя, а значит как минимум необходимы основы тайм-менеджмента.
• Необходимо развивать логику (и не столько Аристотелеву, сколько остальные: функциональную, системную, нечёткую…) - чтобы думать лучше.
• Необходимо развивать интуицию - большинство ответов приходит с интуицией.
• Необходимо развивать коммуникативную компетенцию - человек живёт и работает не один, а в коллективе.
• Необходимо следить за здоровьем (много ли наработаешь больным?).
• Необходимо наконец решить общие вопросы смысла жизни и своих целей - чтобы это не сбивало, а помогало и направляло.
Можно конечно ещё добавить физкультуру, ну да ладно.
Простой взгляд на все эти требования к высшему образованию сразу приводят к мысли что:
1. оно не может быть массовым;
2. оно не реализуемо в рамках одного учебного заведения со стандартной программой обучения.
Требуется что-то иное…