Меня гложут подозрения, что пресловутая
статья про "особого" мальчика и маму-кинолога проплачена госдепом тайными врагами поведенческого подхода. Чтобы читающие гуманисты сказали: "Вот и вы дрессируете детей, как собак. Фу, как нехорошо!"
Что мы можем с помощью поведенческого подхода? Мы можем научить ребенка самым разным вещам - от надевания носков до задавания вопросов. Для чего? Чтобы эти навыки, как сейчас модно говорить, "улучшили качество его жизни". Например, умения есть ложкой, отзываться на свое имя, читать и т.д. наверняка пригодятся. Понятно, что в разных ситуациях актуальные навыки могут отличаться - городского ребенка вряд ли нужно учить копать грядку, а деревенского - ездить в метро.
Что такое пресловутое подкрепление? ("Ааа, дети всё делают за конфеты!") Это что-то, что нравится ребенку (чтобы ему захотелось повторить новое поведение - навык - еще раз), совершенно не обязательно пищевое. Поэтому без хорошего контакта с ребенком никакого обучения просто не получится - сначала нужно узнать, чем ребенка можно заинтересовать, что ему нравится делать (и научиться делать это вместе с ним!), потом подготовить материалы для занятий с учетом именно его предпочтений...
Да, хорошо четко представлять себе цели работы - мы хотим, чтобы ребенок... что? Использовал жест, чтобы попросить включить мультфильмы. После еды убирал свою тарелку. Сам застегивал пуговицы. На вопрос "Как говорит кошка?" отвечал "Мяу". Повторял движения. И так далее. Цели - свои для каждого конкретного ребенка в конкретный момент времени.
Да, хорошо, когда в жизни ребенка есть структура, в том числе режим дня (без фанатизма, конечно) и ритмичность занятий/деятельности в течение недели ("О ужас, расписание!").
Да, хорошо, когда благодаря обучению ребенок становится более самостоятельным.
Нет, поведенческий подход не предполагает неуважения к ребенку, называния его собачьей кличкой и т.п. Наоборот - если мы уважаем ребенка, то постараемся научить его понятным и приемлемым способом выражать свои желания, самостоятельно пользоваться туалетом, играть по правилам, находить себе занятие в свободное время, ждать... и так далее. По возможности научить тому, что есть в жизни у людей. Потому что все люди - люди, вне зависимости от особенностей и диагнозов.
С уважением,
мрачный прикладной поведенческий аналитик (недоученный))
P.S. пришедшие рассказать о нежелании тратить свои налоговые отчисления на "неполноценных" будут забанены молча.