Продолжаем прогулку по религиозным памятникам города. На очереди у нас снова сооружение XVIII столетия - кафедральный собор Богоматери.
Строительство собора началась в 1703 году при герцоге Леопольде. Идея появления собора принадлежит его предшественнику Карлу III, пожелавшему для своей столицы - Нанси - статуса епископского города. План церкви был разработан в 1700 году, его автором был архитектор Джованни Бетто. Он вдохновлялся римскими примерами. К плану также причастны французы Жуль-Ардуэн Мансар и Жермен Боффран. В плане церковь имеет форму латинского креста: неф с шестью капеллами (по три с каждой стороны). В первом пролёте расположен орган, затем идут ещё два пролёта и трансепт, перекрытый куполом, покоящимся на внушительных колоннах (его свод расписан на сюжеты из Ветхого и Нового завета; некоторые фигуры - больше пяти метров в высоту). Замыкают композицию ещё один пролёт и полукруглая апсида.
Фасад в классическом духе оживляют только пары коринфских колонн. Центральный ризалит с часами фланкирован двумя восьмиугольными башнями.
Интерьер собора оформлен колоннами коринфского ордера. Неф украшают изображения ангелов и атрибутов Девы Марии. Главный алтарь сделан в 1763 году из разных сортов мрамора. Он окружён креслами с высокими спинками, сделанными по эскизам Боффрана. Центральное кресло - с вензелем Карла Лотарингского. Купол трансепта декорирован фреской, выполненной местным художником Клодом Жаккартом в 1720-х годах. Часовни закрыты коваными решётками в стиле рококо, сделанными частично Жаном Ламюром, частично его учениками и схожими с теми, что украшают площадь Станислава.
В соборе находится сокровищница, в которой хранятся культовые принадлежности 10-18 веков, например, молитвенник, написанный каллиграфами из города Тура, в богато украшенном, с драгоценными камнями переплёте, нагрудный крест, декорированный лиможскими эмалями, плакетка из слоновой кости, с изображённой на ней сценой Воскресения, столовое серебро, использовавшееся во время литургий. К сожалению, сегодня сокровищница недоступна для осмотра, поскольку собор ищет финансирование для ее размещения в одной из капелл.
Одна из самых интересных скульптур, хранящихся в соборе, - Дева Мария с благословляющим Христом 1669 года, выполненная скульптором Цезарем Багартом и вдохновлённая работами Бернини.
В оформлении собора также особое внимание уделено культу Сигиберта III, короля франков из династии Меровингов, правившего Австразией в 7 веке н.э. Вплоть до Революции здесь хранились связанные с ним реликвии, при Наполеоне на их месте поставили статую Девы Марии с младенцем. Статуя короля украшает фасад, ему посвящена одна из боковых капелл, в апсиде же висят два живописных полотна, одно представляет коронацию Сигиберта, второе - посещение им бедняков. Апофеоз Сигиберта представлен на картине в одной из боковых капелл, слева от алтаря.
Орган собора, сделанный братьями Дюпон, датируется 1757 годом. С конца 19 века он играет 32 ноты (на 9,5 октав).
В эпоху Революции собор превратился в храм богини Разума, был частично уничтожен скульптурный декор фасада. Орган сохранился благодаря стараниям энтузиастов, заявивших, что с его помощью они переделают религиозную музыку на революционный лад.
Информация частично взята с сайта
http://www.cult-turist.ru/