Комментарий от политолога Александра Васильева (по "совместительству" руководителя Астраханской областной телерадиовещательной компании, транслирующейся на каналле "Рен-ТВ"):
Вряд ли стоит кого-то убеждать, что Д. Медведев со своими четырьмя “И”, которые вполне способны примирить с его персоной (и порядком занятия намечающейся вакансии) совершенно разные политические силы, выиграл бы выборы в первом туре и без местечковых гонок за процентами. То же самое автору пришлось говорить два года назад в Азербайджане, будучи в составе миссии международных наблюдателей на выборах в Миллимеджлис. Поймав участковую комиссию в Нафталане на ученически примитивной и грубой попытке фальсифицировать итоги под чутким руководством некоего весьма представительного седовласого усача с целой кипой всяких удостоверений в кармане, автор потом с 2 часов ночи до 5 утра читал лекцию о демократических институтах горанбойской окружной избирательной комиссии, объясняя, что оппозиция эти выборы все равно проигрывала с треском и не было никакой нужды так напрягаться почтенным бюрократам.
Во избежание дальнейших “непоняток” специально для особо прямолинейной части астраханской бюрократии: обращаю внимание, что первым действием избранного Президента РФ Д. Медведева - именно в этом новом качестве - станет проведение Президиума Госсовета РФ, посвященного развитию малого бизнеса.
Масштабы проблемы понятны, не только в Астрахани малый бизнес удушается, примерно то же (правда, в разной мере) происходит по всей России.
Три силы душат малый бизнес: коррумпированная власть, коррумпированная правоохранительная система, крупный сетевой бизнес, тесно спаянный с первыми двумя. Все три эти силы эффективно натравливают на малый бизнес малообразованное население, преимущественно бюджетников и пенсионеров, не понимающих, откуда берутся товары в магазинах и рабочие места для их детей и внуков, но зато знающих, что и товары бывают неважного качества, и обсчитывают, и т.д. и т.п. Малый бизнес гораздо ближе к населению, и у него нет денег на оплату бюрократических услуг, поэтому его легко шельмовать, но поэтому же малый бизнес - самая взрывоопасная среда, когда его начинают совсем сживать со света. Это так, для сведения - из учебников истории, кому недосуг было их читать.
Чтобы малый и прочий бизнес рос и размножался, ему нужны четыре медведевских “И”: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции. Только на деле, причем в прямом смысле. Институты - это устойчивые сложившиеся отношения, которые необязательно сами закрепляются законами, но тем не менее действуют. Институты опираются на систему ценностей общества: если общество искренне считает, что взятки брать плохо, то коррупция чувствует себя плохо, если же общество принимает коррупцию как хоть и зло, но неизбежное, то коррупция растет как на дрожжах, ибо нет институтов, которые выводили бы коррупцию на свет Божий: независимых общественных организаций, не запуганных СМИ, и реальной, а не имитационной выборности. Значит, ждем: а) изменений в законодательстве об общественных объединениях, которое вывело бы третий сектор из подчинения бюрократии, - если такие изменения появятся, значит Медведев действительно делает то, что обещал. Еще ждем: б) восстановления губернаторских выборов, ибо институт назначения губернаторов себя не оправдал, управляемость от назначенчества не улучшилась, зато появилась каста руководителей, которым не до населения, они всю энергию обращают вверх, а не вниз. Ждем и возврата к выборам сенаторов в Совет Федерации. Просто демократия - она и в России или демократия, или “суверенная” и прочая. Никакой питательной среды для малого бизнеса без становления базовых демократических институтов в России не появится - не бывает так, чтобы у всех было неправильно, а у нас правильно.
И инновации растут в демократизированной среде, насыщенной духом свободы и уважения к бизнесу. Инфраструктура, кстати, тоже - свободные СМИ, например телекоммуникации, - и не надо ссылаться на китайский опыт, не дай Бог нам такую безработицу, как в Китае.
Инвестиции идут туда, где есть гарантии их возврата сторицей, бизнес деньгами не сорит. Несомненное достижение В. Путина, создавшее отличные стартовые условия для Д. Медведева, - хоть относительная стабильность в экономике, на которую общество откликнулось благодарностью и склонностью планировать жизнь на несколько лет (а не дней, как еще недавно), брать кредиты под покупку жилья, автомобилей, дорогой бытовой техники, мебели - это крупнейшее достижение последних лет. В такой среде инвестиции должны опережать отток капитала из страны, но в последние годы тенденция эта перестала быть стабильной. Причина - опять-таки в последовательной стагнации демократических институтов (начавших отражаться на экономике - например, скачок инфляции в прошлом году, имевший преимущественно коррупционный механизм), и хотя крупный мировой бизнес и готов работать с кем угодно (более того, он в последнее время прямо и цинично говорит это о России), но тут возможны и риски - со стороны собственных правительств, например.
Впрочем, сенсацией минувшей недели следует считать не давно ожидаемую точку в выборах президента (это только старт неизбежных перемен), а событие, на первый взгляд ничтожное, по сравнению с президентскими выборами, я имею в виду арест российского торговца оружием В. Бута. Эта история может нанести не только ущерб репутации России, но и раскрутить серию коррупционных скандалов неслыханного масштаба. О Буте раньше знали только специалисты весьма узкого профиля и часть исследователей политики, интересовавшаяся в том числе и оборотом оружия в мире. Личность Бута характеризует не только киногерой Николаса Кейджа, гораздо интереснее его интервью радиостанции “Эхо Москвы” и “Комсомолке” как раз в тот день 2002 г., когда на лентах российских информагентств появилось утверждение российского представительства Интерпола, что Бута в России сейчас нет. Одна из фраз Бута: на вопрос “возите ли вы оружие” он ответил: “если груз не подлежит транспортировке по воздуху, то мы его не грузим” и т.д., например, о первоначальном накоплении своего капитала он заявил, что поставлял мороженых цыплят из ЮАР в Нигерию. Видимо, за “цыплят” он и попал в доклад ООН о поставках оружия в страны, подпавшие под ооновское эмбарго.
Такая личность, во-первых, работает всегда не на одного хозяина (и американцы не отрицают, что пользовались его услугами), во-вторых, не могла орудовать без прямой поддержки государства и отдельных его верных слуг, так что про тех, кто помогал добывать сотни тонн оружия (это же не пара магазинов к “калашу” или ручных гранат, которыми может затариться любой прапорщик), рассказать Бут может очень много. Поэтому России надо добиваться его выдачи нам еще с большей энергией, чем это было с Адамовым, если Бут пойдет на сделку с американской Фемидой и в обмен на сокращение срока расскажет все, что знает…
Из сенсационных событий минувшей недели стоит отметить совершенно неожиданный и чистый проигрыш раунда Газпромом в газовой войне с Украиной, чей шантаж оказался чрезвычайно эффективным (“вы газ нам перекрыли, а мы Европе”). Интересно, что должно произойти с предприятием, в честь которого впору переименовывать РФ (в РГФ, например), чтобы оно начало отпускать непрофильные активы в свободное плавание.
Как бы ни качалась “генеральная линия”, события минувшей недели подтвердили: вектор движения России пока остается направленным на открытую рыночную экономику, которая неизбежно приведет к демократизации внутренней жизни, и лучше этому движению не препятствовать слишком упорно и слишком долго.
Ну как, свои мысли есть?