Бонусы

Jun 06, 2008 02:15

Есть такое забавное упражнение для менеджеров по продажам — придумывать «бонусы» к товару. Берёт тренер, например, обычный носок. И просит менеджеров — придумайте носку новые способы применения. Менеджеры придумывают.

— Носок можно использовать как перчатку в холодное время года.
— В носке можно хранить деньги и другие ценности.
— Носком можно перевязать рану в случае опасности.
— Из носка можно сделать стильную шапочку для ребёнка.
— Из носка можно смастерить фигурку человечка.
— В носок можно засыпать песок и использовать как гантелю или оружие самообороны.

Ну, не буду продолжать перечень. Идея в том, чтобы сказать клиенту примерно следующее: «Конечно, Вы можете носить носок на ноге, как все люди. Кроме этого, Вы можете надеть носок на гениталии своей собаке, когда на улице будет минус тридцать. Но и это ещё не всё, с помощью носка…»

Клиенты так устроены — любят вещи «всё в одном», типа швейцарских ножей. И если клиент видит, что товар имеет несколько применений, у него так и тянется рука к кошельку. В самом деле — откуда нам знать — а вдруг мы будем ехать на дачу и нам понадобится привязать доску к багажнику на крыше автомобиля? Если на наших ногах в этот момент будут носки — мы с задачей справимся. Доска будет привязана носками.

В общем, ничего плохого в этих бонусах нет. Однако клиенту перед покупкой следует спросить себя — какова главная цель приобретения? Не покупает ли он товар только ради бонусов?

Ну, например, вполне очевидно, что стиральную машину можно использовать как удобную, стильную и устойчивую тумбочку в ванной комнате. Тумбочку, которая, на минуточку, не боится воды и жучков. Но стоит ли покупать стиральную машину только ради того, чтобы использовать её как тумбочку?

Нет, нет и нет. За 15 тысяч рублей, которые стоит стиральная машина, можно купить пять тумбочек. Более того, эти тумбочки будут меньше весить и будут содержать кучу свободного места внутри.

Дальше. Мобильник можно использовать как калькулятор. Но стоит ли покупать мобильник только ради этой функции? Конечно, нет! Калькулятор неизмеримо меньше стоит, гораздо быстрее грузится и не требует подзарядки. Кроме этого, вряд ли найдётся настолько тупой вор, чтобы попытаться спиздить у Вас калькулятор.

Ещё пример. Кафельную плитку можно использовать как гантели для тренировок. Насверлили в плитке отверстий, насадили на палку от швабры нужно число «блинов» — и вуаля. Стоить, кстати, будет лишь немного дороже обыкновенных гантелей. Вот пользоваться, да, будет весьма неудобно.

Стиральная машина предназначена для стирки белья. Мобильник предназначен для общения по мобильнику. Кафельная плитка предназначена для облицовки стен и полов. С другими задачами они справляются менее эффективно.

К чему я всё это пишу?

К своему вчерашнему посту про отличников/троечников и к  хорошему сравнению, которое выдал на-года asper: «нельзя научить человека ездить на велосипеде, читая ему лекции. Чтобы научить человека ездить на велосипеде, надо дать ему велосипед и пустить ездить».

Так вот. Практически всё обучение в школе, за редкими исключениями типа физкультуры, это «погоня за бонусами».

Ну вот возьмём, например, такой образцово-полезный предмет, как математику. Мало кто сомневается в необходимости её изучения, верно? Однако что мы услышим, если спросим какого-нибудь учителя — «зачем нужна математика»?

Мы услышим лукавое перечисление мелких бонусов, которое я приводил в начале поста для носков:

1. Математика учит логически мыслить.
2. Математика помогает считать сдачу в магазине.
3. Математика нужна, чтобы считаться культурным человеком.

Однако нельзя ли достичь того же самого и без математики? Попробуем разобрать.

1. Чтобы научиться логически мыслить, очевидно, нужно изучать логику. Полагаю, что учебник логики Челпанова ( который я, кстати, в прошлом году откомментировал в стиле Гоблина), научит ребёнка логически мыслить гораздо быстрее и эффективнее, чем все одиннадцать лет математики.

2. Чтобы подсчитать сдачу в магазине тоже математики не нужно. Вполне достаточно арифметики.

3. Чтобы считаться культурным человеком нужно владеть правилами этикета. Математика, снова, явно не самый короткий путь к культуре.

Как видите, обучая детей математике в школе, мы забиваем гвозди микроскопом. Так как математика предназначена не для «обучения логике» и не для «повышения уровня культуры», а для решения математических задач. Школоводы же пытаются использовать математику не по назначению. Выходит, разумеется, безумно дорого и крайне неэффективно.

Практически то же самое можно сказать и про остальные школьные предметы. Цель английского языка — читать и разговаривать на английском. Цель пения — петь. Цель химии — решать химические задачи.

Если нас эти простые и конкретные цели, по каким-то причинам, не интересуют — так и не хер изучать предмет ради «бонусов». Это так же глупо, как покупать спортивный мотоцикл, чтобы получить красную бейсболку в подарок.

Отвечу теперь превентивно на вопрос, который мне наверняка зададут.

На самом деле, конечно же, я считаю, что, например, биология — весьма интересная и важная дисциплина. Более того, мне всегда было интересно, как и почему устроены разные живые твари.

Однако, прежде чем насильно заталкивать в себя биологию, неплохо бы определиться с целью.

Биология Вам нужна, так как Вы собираетесь стать биологом? Тогда всё сходится — без биологии не обойтись.

Биология Вам нужна, так как её требуют при поступлении в медицинский ВУЗ? Ну, что поделать, наверное, тоже придётся учить.

Биология Вам нужна, так как Вы хотите знать, что делать, если товарищ сломал руку? Займитесь лучше не биологией, а сходите на курсы первой помощи.

Биология Вам нужна, так как Вы хотите знать, чем и куда можно бить людей и собак, чтобы безопасно их обезвредить? А тут правильным будет записаться на секцию каких-нибудь восточных единоборств, типа бокса.

К бизнесу, кстати, всё это тоже относится. Директору стартапа из трёх человек не нужно покупать себе BMW X5, чтобы «более убедительно выглядеть в глазах потенциальных клиентов». Чтобы привлечь клиентов нужно тратить деньги на рекламу, а не на немецкие автомобили.

Подведу итог. Иногда мы покупаем вещи только ради каких-то побочных «бонусов», которые они дают. Например, покупаем книгу нужной толщины за 300 рублей, чтобы подложить её под качающийся диван.

В случае мелких покупок, в этом нет ничего страшного. Не так уж важно, сколько стоит подпорка под качающийся диван — десять рублей или триста. Бессонные ночи по-любому обойдутся дороже.

Однако в случае каких-то дорогих приобретений, таких как, например, шестилетнее (60 неоплачиваемых рабочих месяцев!) обучение в институте, было бы неплохо задуматься — а не запарен ли я продавцами? Возможно, гвозди можно забивать не только дорогим микроскопом, но и дешёвым молотком?

PS: По наводке 0serg, запоздало пиарю любопытное исследование anton2ov:
http://anton2ov.livejournal.com/62785.html

В исследовании anton2ov сравнивает зарплаты и цены: в СССР и в современной России. Выясняется, что сейчас среднему трудящемуся продукты и промтовары обходятся гораздо дешевле, чем при социализме.
Previous post Next post
Up