Читал очень давно повесть про тяжёлый быт русских крестьян. Там некий персонаж общался с дремучим крестьянином и, между прочим, показал ему какую-то книгу.
- Библия, - догадался крестьянин.
- Почему библия? - удивился персонаж.
- Ну что я, библии не узнаю? Точно библия. Я у попа в руках её каждое воскресенье вижу.
После непродолжительной дискуссии выяснилось, кто Крестьянин просто не понимает, что, кроме библии есть и ещё книги. Шекспир, Достоевский, Маркиз де Сад - это всё для Крестьянина незнакомые имена. В силу своего дремучего невежества, Крестянин банально не догадывается о существовании разных сортов книг.
Так вот. Когда я читаю комментарии на свой очередной пост об образовании, я каждый раз вспоминаю этого Крестьянина. Да взять хотя бы
вчерашний рассказ девушки про свою учёбу. Вот два характерных комментария:
nettler: ...выскажу свое мнение по поводу средней школы - что она дает. Школа дает ознакомление с основными направлениями человеческой деятельности и возможность выбора из них. Полностью согласен с концепцией «шведской парты», но только в старших классах, когда большинство уже определяются с выбором дальнейшего жизненного пути...
green_suck: ...школу представляют как некий концлагерь...но это же бред...в школе просто дают знание в разных областях...чтобы ребенок их впитал и на основе широкой выброрки сделал выбор университета...
Переведу эти комментарии на язык логики.
Посылка 1: Ребёнку нужен широкий кругозор.
Посылка 2: Школа даёт ребёнку широкий кругозор.
Следствие: Ребёнку нужно учиться в школе.
Не будем придираться к посылкам, предположим на одну минуту, что эти тезисы верны. То есть, предположим, что современная школа и в самом деле даёт ребёнку широкий кругозор, а не выжигает в нём калёными щипцами принуждения природное любопытство.
Но даже и тогда -
покойный Челпанов не даст соврать - следствие не следует из посылок. Застенчиво пропущено ещё одно утверждение. Грамотное логическое построение должно выглядеть вот так:
Посылка 1: Ребёнку нужен широкий кругозор.
Посылка 2: Школа даёт ребёнку широкий кругозор.
Посылка 3: Школа - это единственно место, где можно получить знания.
Следствие: Ребёнку нужно учиться в школе.
Вот в таком виде, с точки зрения формальной логики, всё правильно. Но, коллеги, можем ли мы принять третью посылку? В самом ли деле школа - это единственное место, где дают знания? А как же родители? Как же друзья-товарищи? Разные кружки, секции и клубы по увлечениям? Библиотеки, районные и домашние? Интернет, в конце концов? Почему школозащитники не знают про все эти многочисленные источники знаний?
Наивный вопрос. А почему вся мировая литература плещется где-то далеко за границами мозга Крестьянина? Потому что у Крестьянина узкий кругозор.
Забавно, правда? Если у человека узкий кругозор, он не видит никаких альтернатив школе. Знания? Значит школа и нигде иначе. Помните историю про прапорщиков?
Два прапорщика обсуждают, что подарить третьему на день рождения.
- Давай ему книгу подарим.
- Не, не пойдёт. У него уже есть книга.
Теперь сравните вот с этим утверждением: «Ребёнок, который не учился в школе, необразованный невежда». Вроде как юмора уже нет, верно? А ведь фактическая ошибка одна и та же! Школа - не единственный источник знаний.
Собственно, на этой радостной ноте и закончу. Вне стен школотюрем также есть места, где ребёнок может развить и расширить свой кругозор.
Ссылки на эту статью (для вставки в свой блог):
Есть ли книги кроме библии? Нет спичек? Импотент! Школа - не единственный источник знаний Фриц Морген возражает школозащитникам Почему можно обойтись без школы? Update: Кстати, вот очень любопытный эксперимент. Детям разрешили в школе делать то, что они сами хотят:
http://yamironova.livejournal.com/21114.html Update 2:
Цитата из Зои Воскресенской:
За обедом мама подкладывала Ване самые большие куски. Ваня уплетал за обе щеки и рассказывал, что он давно, еще с весны, решил учиться. А отец не пускал в школу - незачем, говорит, бурлаку учиться. Бурлак бедный, ему ничего не надо знать; если будет много знать, невзлюбит свою жизнь. Отец у Вани бурлак, и дед был бурлаком, а Ваня хочет стать учителем. Люди сказали, что занятия в школе начинаются осенью, когда пожелтеют листья. Вот Ваня и ждал, пока береза под окном вызолотит свои листочки. Ночью он тайком ушел из дому искать школу. Много деревень прошел - нигде нет школы. Люди сказали, что в Симбирск надо идти, к главному учителю Ульянову, он поможет...
Володя внимательно слушал, подавшись вперед, ссутулив плечи, сдвинув брови, и только тихонько произносил: "Гм... гм... да... да..."
После обеда Володя с Олей повели Ваню к себе наверх, показали ему книжки с картинками.
- Вот это библия! - воскликнул Ваня, разглядывая книжку.
- Какая библия? - удивился Володя. - Это "Хижина дяди Тома". Самая лучшая книжка на свете.
- Нет, библия, - настаивал Ваня. - Я сам видел такую штуку в церкви, только еще красивее.
Брат с сестрой переглянулись. Они поняли, что мальчик никогда не держал в руках книги. Володя был потрясен. Он ровесник Ване и успел прочитать много-много книг, а этот чудесный мир был закрыт для сына бурлака.