По результатам вчерашнего опроса. Довольно любопытные вырисовываются цифры.
Как я сейчас понимаю, система с галочками оказалась сложной и неочевидной, поэтому часть результатов, увы, придётся отбросить: многие голосовавшие запутались в опросе и отметили не все галочки. Из-за этого в опросе школы выглядят гораздо лучше, чем они того заслуживают. Однако и оставшиеся данные достаточно красноречивы.
Телесные наказания, оказывается, практиковались примерно в четверти школ. В половине школ на детей было принято кричать и «давить морально» - стыдить и пропесочивать перед классом, например.
Травлю, в том или ином виде, наблюдало не меньше двух третей опрошенных. Причём в трети школ «изгоев» не просто обзывали и пачкали, но и били.
Забавный факт: в шкуре жертв довелось побывать половине респондентов, а травили своих одноклассников - только тридцать процентов. Это загадочное на первый взгляд соотношение объясняется довольно просто.
На днях я беседовал со знакомым о ситуации в школах. Между делом я спросил его, травили ли кого-нибудь у них в школе.
- Нет, - ответил мне Антон, - никого не травили. Ну, разве что, мы с другом у Быстрова на переменке портфель в туалете спрячем или пару поджопников ему дадим для профилактики. Но это не считается.
То, что для жертвы является печальным фактом травли, для самих травильщиков зачастую - не более чем развлечение. Примерно так относятся к травле и учителя. 63% от общего числа опрошенных заявили, что учителя делали вид, что не замечают происходящего. Дескать, дети играют… Разумеется, надо понимать, что учителей много, и в каждой школе наверняка найдётся хоть один педагог, которому не всё равно. Однако сути это не меняет: в массе своей, учителя не могут и не считают нужным менять ситуацию. У них полно своих собственных проблем, разбираться ещё и с проблемами учеников педагогам просто некогда.
Считаю ли я, что это - чудовищно, и надо немедлено идти с факелами жечь школы?
В общем, нет. Социализация травлей, которая происходит в школах - это, конечно, ужас, но никак не ужас-ужас-ужас. 10 лет пыток скукой, на мой взгляд, куда как большая проблема, чем натянутые отношения с одноклассниками.
Маленькая история из жизни. Какое-то время назад у меня работал бородатый вольнонаёмный программист, лет так на десять старше меня. Не знаю, как сейчас, а в то время он активно искал возможности переехать на Цивилизованный Запад. И вот, через друзей из своего физмат класса, он выяснил, что один из его бывших одноклассников уже успешно свалил в Канаду, живёт там с женой и детьми и чуть ли не получил полноценное гражданство.
Программист с огорчением рассказал мне об этом и объяснил, почему он не хочет писать «канадцу» письмо.
Оказывается, этого одноклассника, который живёт сейчас в Канаде, травили в школе всем классом. Любимым развлечением школьников были «вешалки». Будущего канадца просили спуститься в гардероб, после чего заставляли ползать под вешалками. Остальные школьники выстраивались в две шеренги вдоль вешалок и пинали его ногами. Азарта добавляло следующее обстоятельство: иногда жертва «зверела» и бросалась на ближайшего обидчика. Тогда обидчик рисковал получить пару несильных тумаков.
Казалось бы - ужас? Да, ужас. Однако, как видите, «ползун» после школы не повесился и не спился. Наоборот, обзавёлся семьёй и переехал в Канаду - страну лосей и лесорубов.
Собственно, в этом вся суть современной школы. Разной мерзости в ней - вагон и маленькая тележка, однако человек, даже маленький - очень прочное и живучее существо. Поэтому вся эта «социализация», в большинстве случаев, не может ребёнка ни сломать, ни хотя бы надломить.
С другой стороны, полагаю, вполне очевидно, что подобная «социализация» во взрослой жизни скорее мешает. Имидж отморозка, например, в нормальной организации станет веским поводом к увольнению. Никому не нужен псих, который может внезапно избить представителя важного клиента на середине серьёзного проекта. А шуточки над товарищами, которые повышают ранг школьника, во взрослой жизни обычно аукаются социализатору с разных неожиданных сторон. Собственно, атмосфера школьного коллектива воспроизводится достаточно близко только в некоторых бюджетных гадюшниках: там, где люди просто «высиживают» рабочие часы, считая месяцы до пенсии.
Вообще, как ни забавно, во взрослой жизни замечательно работают те рецепты, которыми недалёкие мамы пытаются напичкать своих посещающих школу детей. «Спокойно поговорить с обидчиками», «пожаловаться учителю» - лично я использую эти методы в работе с контрагентами постоянно. И это работает. Что же касается школьного «дать в морду»… даже как-то нелепо объяснять, к чему обычно приводит подобное поведение в приличных местах.
Теперь маленькое дополнение. Вчера в комментариях я услышал тезис: «Учителя берут гораздо меньше взяток, чем гаишники». Лично мне это утверждение показалось странным. По рассказам знакомых, суммы школьных поборов не то чтобы совсем астрономические, но превышают расходы на ГИБДД многократно. В качестве примера: моя знакомая, маляр, сделала как-то вместо взносов за год ремонт коридора, общей стоимостью в несколько десятков тысяч рублей. Школа, если что, была самой обыкновенной, не филологический лицей и не математический инкубатор.
Поэтому давайте таки проведём ещё опрос. На этот раз это будет опрос без галочек, для понятности.
Poll Сколько Вы заплатили учителям за прошлый учебный год? PS: Для тех, кто думает, что подарок учительнице - это всегда какая-нибудь мелочь за 500 рублей. Вот ссылка навскидку:
http://otvet.mail.ru/question/23467914 PPS: Вот за что мне всегда нравилось ГИБДД. Если боец ДПС берёт деньги - он потом тебя благодарит, подмигивает и желает счастливого пути. Никаких гнилых базаров про то, что эти деньги пойдут на ремонт дорог и установку дорожных знаков.
PPPS: По поводу «деньги пойдут на ремонт школы». Знаете, обязаловка - она всегда обязаловка. У родителей нет возможности сказать «я не буду сдавать на ремонт». Вынесу сюда рассказ
scrungle:
«Мы, помнится, в сентябре или октябре всей школой ездили в колхоз, картофан да морковь убирать. Колхоз был вроде как даже частный - не суть, но денежку платить обещали. Что-то там в районе 30 рублей за мешок (это год эдак 2002). В день я и мои друзья делали каждый по 6 мешков примерно; мероприятия длились по будням, ежедневно, в течение недели или двух. Выходило общего навара на всех школьников порядка трех сотен тысяч рублей.
И каждый раз нам обещали, что потом эти деньги отдадут, а после колхоз-сейшена собирали всех в коридоре и говорили, что решили нам не отдавать, а „облагородить школу“. В один год на эти три сотни тысяч поставили 5 решеток на окна первого этажа (абсолютно обычных, ничем не примечательных); в другой - врезали во входную дверь домофон и провели его на пост дежурного.
И на все вопросы ехидненько так: „ты что, школу свою не любишь?“».