Как и следовало ожидать, коллеги, большинство из нас считают себя специалистами по вопросам школьного образования. Разумеется, не являюсь исключением и я. Поэтому, когда в моём
посте про Шведскую Парту начался срач, я тут же в него ввязался.
Однако терпение у меня отнюдь не ангельское, и мне довольно быстро наскучило объяснять по несколько раз одно и то же. Поэтому я решил собрать самые частые аргументы «В защиту советской школы» в одно место, и спокойно, с садистским чувством удовольствия, разобрать их и опровергнуть.
Краткое содержание предыдущих серий. Я полагаю, что современная школа сильно вредит детям. Вся система современной школы направлена на то, чтобы отбить у ребёнка тягу к знаниям и самостоятельность. Достигаются обе эти цели путём насильного помещения ребёнка в здание школы и последующей пыткой уроками.
Концепция Шведской Парты предполагает коррекцию школы. Для этого предлагается ввести полностью свободное посещение уроков, чтобы дети могли брать знания от учителей по своему выбору - как еду со шведского стола.
Достичь этого я предлагаю способом, который наилучшим способом укладывается в моё мировоззрение - начать с себя. То есть, попытаться или совсем оградить своих детей от современной школы, или хотя бы принять меры для смягчения вреда, который школа наносит ребёнку.
Ну а теперь я буду разбирать аргументы школозащитников.
1. Может ли семилетний малыш правильно выбрать предметы, которые будут нужны ему в дальнейшем?
Конечно, может. Потому что не надо ставить телегу впереди лошади. Именно те предметы, которые семилетний ребёнок выберет, и будут ему нужны.
Если ребёнок выберет бумагу и краски - станет художником или дизайнером. Выберет цифры и геометрические фигуры - будет учёным или инженером.
Знаете, с чего начинается работа психолога со взрослыми, которые не знают что им дальше делать? Психолог спрашивает их: «А чем Вам было интересно заниматься в детстве?». В этой области растерявшемуся человеку и следует искать своё призвание.
Кстати, знаете, откуда берутся взрослые люди, которым ничего не интересно? Они вырастают из маленьких детей. Которых заставляли учить буквы, когда им хотелось рисовать. Из детей, которые забыли, что это такое - «интересно».
2. Это всё ненаучно. Проведите эксперимент - одного ребёнка отдайте в обычную школу, а второго учите по «Шведской Парте». А лучше - тысячу детей, чтобы результаты были статистически достоверны
Такие эксперименты проводились и проводятся постоянно. Самый яркий пример - это школа покойного Тубельского. «Качество» выпускников этой школы выше всяких похвал.
3. Мало кто помнит доказательства теорем геометрии, однако в своё время это была неплохая тренировка логического мышления
Согласен, была. В школьной программе, вообще, масса интереснейших и полезнейших вещей. Один Достоевский чего стоит! Проблема отнюдь не в знаниях. Проблема в форме, в которой эти знания запихиваются в детей.
Представим себе, что у нас идёт урок. У учителя на столе стоит ведро морковки. Морковка - очень полезна, и для зубов и для глаз. Учитель раздаёт детям по морковке и говорит детям: «Ну что, маленькие паразиты, ешьте. У Вас 45 минут, чтобы к концу урока было всё съедено».
Некоторые дети не хотят морковки. Даже не потому, что они уже сыты или у них аллергия на морковку, хотя бывает и так. Просто не хотят и всё. Однако детей всё равно заставляют угрозами запихать в себя эту морковку и дети, давясь, торопятся поскорее проглотить непережёванный овощ.
Так вот. Я не против морковки. Всё что я хочу - это чтобы дети сами решали, есть им морковку или не есть.
4. Нужно приучать к дисциплине. Иначе вырастут безотвественные раздолбаи, которым будет на всех наплевать. А потом будут подкашиваться дома и проваливаться крыши
Другими словами, государству нужны послушные дети. Послушные солдаты, которые будут исполнять приказы и покорные рабочие, которые работать по 8 часов в день.
Ещё в 19-м веке это было бы очевидно. Сейчас - 21-й век, и покорность больше не в моде. Один талантливый работник стоит дороже, чем тысяча посредственностей.
Но я не хочу даже обсуждать, нужны ли государству послушные винтики, знающие своё мнение. Мне не нравится сама идея, что из моих детей будут делать покорных исполнителей чужих приказов. Я имею наглость хотеть, чтобы мои дети выросли свободными.
5. В школе учишься общаться. Кому-то помогает, кому-то нет, но сдруживание происходит
Несомненно, это так. А знаете, каких друзей заводят в тюрьме? Часто эта дружба продолжается и после отсидки, и сокамерники продолжают общаться и после выхода на свободу.
Завели бы они себе друзей, если бы не сидели в тюрьме, а просто работали на заводе или в офисе? Не уверен. Всё-таки, тюрьма сильно сближает. Там и экстремальные ситуации, и нельзя убежать от коллектива.
Как и в школе. Мне сегодня товарищ рассказал историю. У них в классе было два «неконтактных» мальчика. Один был этаким добродушным увальнем, и слабо реагировал на внешние раздражители. Вывести его из себя было непросто. Но когда у одного из школьников хватало терпения злить увальня в течение десяти-пятнадцати минут, класс наблюдал шоу - неконтролируемый гнев, сметающий всё на своём пути.
Второй мальчик было просто робким неудачником. Его регулярно отводили в гардероб, и заставляли ползать под вешалками. Другие ученики, весело смеясь, поторапливали его пинками. Конечно, никаких побоев не было - школа была приличной. Просто несколько минут здорового смеха. Знаете - смех очень сближает.
6. Талантливый преподаватель может зажечь интерес даже у тех, кому это изначально не нравится
Несомненно может. Скажу больше. Дети будут с удовольствием, безо всякого принуждения ходить на уроки талантливого преподавателя. А знаете почему?
Да потому что он такой один на всю школу. И контраст между обыкновенными моральными уродами и талантливыми педагогами настолько разителен, что ребёнок воспринимает урок хорошего преподавателя как праздник.
Но вот что делать с остальными предметами? Если подтянуть всех преподавателей до уровня талантливого, что само по себе - утопия, дети точно так же будут скучать на неинтересных им уроках. А если не подтягивать, что гораздо ближе к жизни, то дети будут получать свою порцию ударов по мозгу, слушая обыкновенных учителей.
Если Вас заставляют есть чёрствый заплесневелый хлеб и гнилую капусту, то, разумеется, Вы очень обрадуетесь любому нормальному блюду. Например, вкусной и горячей гречневой каше. Но если Вы питаетесь нормально, далеко не факт, что Вы будете есть ту же гречневую кашу каждый раз, как её увидите.
7. А что было бы, если бы Вас не отдали в школу? Как бы Вы узнали, что Вам интересна биология, физика, программирование - Вы бы ведь даже и не понимали, что это такое
Отвечаю. Возможно, я узнал бы это из журналов «Юный Техник», «Техника Молодёжи» или «Наука и Жизнь». Возможно, я посмотрел бы мультик «Тайна Третьей Планеты», и мне стало бы интересно, как сделать робота. Возможно, я бы увлёкся собиранием гербария, и решил бы узнать побольше о природе.
У современных детей ко всему этому добавился ещё и Интернет и программа Дискавери. Ну и, конечно, никто не отменял родителей и родственников. Они тоже могут рассказать немало интересного.
Вот только при чём тут школа? Лично у меня, например, школа на долгих десять лет отбила желание учить иностранные языки, хотя это было мне и нужно и интересно.
8. Хорошо, когда ребёнок - целеустремлённая личность, и уже в садике знает, кем будет. Но большинство людей - не такие. Они легко могут передумать
Конечно, могут. Помню, я хотел стать капитаном дальнего плавания, потом космонавтом, потом учёным. Увлекался математикой, языками, биологией и много чем ещё. Собирал монеты и играл в шахматы.
И после каждого увлечения у меня в голове оставалось что-то важное. Да, я ни разу не являюсь целеустремлённым человеком. Зато, благодаря тому, что я перебрал кучу вариантов, у меня довольно широкий кругозор. Все мои кратковременные увлечения помогают мне сейчас в основном моём деле - в бизнесе.
Так что не надо бояться того, что ребёнок может сменить увлечение. На то и дети, чтобы им сегодня нравилось одно, а через несколько месяцев - другое.
9. Шведская Парта вырастит узких специалистов - ребёнок будет знать только узкую область, которая ему будет интересна
К счастью или к сожалению, большинство детей за время взросления неоднократно поменяют свои увлечения. Поэтому, у них физически не получится вырасти во взрослых с узким кругозором - от каждого увлечения будет много чего оставаться в голове.
Но давайте обсудим и меньшинство. Допустим, у нас есть Василий, который с детства интересуется программированием, и больше ничем. Чем ему нужно будет овладеть, чтобы стать программистом высокого класса?
Разумеется, английским языком - без него программисту никуда. Желательно, кстати, получить и более глубокие знания в лингвистике - не будем забывать, что компьютерный язык - тоже язык.
Далее, понадобятся математика и физика, чтобы понимать, как устроены компьютеры. Конечно, нужна будет и физкультура. Нужно иметь здоровое тело, чтобы хорошо работал мозг.
Логика? Обязательно. Философия? Нужна. Хотя бы, чтобы примерно понимать, как "думает" компьютер и как думает человек. Семантика, дизайн, психология, юриспруденция - список можно продолжить.
Обратите внимание - если бы Василий хотел стать паршивым программистом, ровным счётом ничего из этого списка ему бы не понадобилось. Но мы ведь уже решили, что Василий занимается программированием с детства. Разве Василия устроит участь убогого программиста? Разумеется, нет.
А вот чтобы стать программистом высокого класса, Василию придётся выучить массу побочных предметов. Как выражается Михаил Литвак, высокому дереву нужен толстый ствол.
10. Необходимость некоторых вещей в жизни неочевидна. Только когда столкнёшься, начинаешь благодарить учителей за то, что вбили
Всё имеет свою цену. Например, иногда бронежилет может спасти жизнь. Однако я не ношу с собой бронежилет - врагов у меня нет, а лишние пять килограмм - это довольно напряжно.
Но мне будет тяжело объяснить Вам, почему на мне нет бронежилета. Я ведь, действительно, могу нарваться на каких-нибудь гопников, которые ткнут меня ножом. В России каждый день кто-нибудь гибнет.
Ещё я не ношу каску. Хотя, кстати, я неоднократно бился головой залезая в машину или маршрутку. Кирпичей, правда, мне пока на голову не падало, но ведь могут упать, верно?
Ещё, так уж получилось, я совсем не знаю химии. Даже в институте каким-то образом получил по ней зачёт нахаляву. Учил самостоятельно как-то по учебнику Глинки, но продвинулся не очень далеко. Может быть, тоже надо записаться куда-нибудь и выучить? Жизнь-то она длинная. Когда столкнусь, начну благодарить себя за то, что не поленился.
Или, может, обойтись пока без каски и бронежилета? Когда устроюсь прорабом или ОМОН’овцем - тогда и буду надевать.
11. Осознай, что в твоём окружении большинство людей - с высшим образованием. И тебе интересно общаться именно с ними, а не с гопотой, окончившей восьмилетку
Здесь логическая ошибка. Из тезиса «люди из интеллигентных семей получают высшее образование» не следует «высшее образование делает людей интеллигентными».
Из того, что Чайковский - гомосексуалист не следует, что все гомосексуалисты - талантливые музыканты.
12. Да, реальное усвоение материала очень низкое. Но остальная информация никуда не пропала - она находится в подсознании. Усвоить её будет значительно легче, чем с нуля
Несомненно, легче. Вопрос, опять таки, в цене.
Я считаю крайне невыгодным тратить 10 лет на то, чтобы облегчить себе процесс обучения в будущем. Уж лучше за эти 10 лет выучить что-нибудь интересное, что останется не только в подсознании, но и в сознании.
Тем более, что очень велик шанс, что у меня после школы банально пропадёт желание учить что бы то ни было.
13. Для стабильного функционирования государству нужны отлаженные винтики
Без проблем. Делайте винтиков из своих детей. Самостоятельные люди государству нужны тоже. Самостоятельными людьми будут мои дети.
14. Раньше, пока школ не было, дремучие крестьяне хлебали щи лаптями. Только образование сделало из них людей
Образование - это здорово. Это нужно и полезно. Не нужно доказывать мне пользу образования. Вот только современная школа никакого образования не даёт. Она учит читать, писать и выполнять приказы старших.
Возможно, для крестьянина это и был прогресс. Для современных детей - это шаг назад.
15. Человек, который не учил в школе биологию, будет верить бредням про ГМ-продукты. Человек, который не учил историю, будет верить шарлатану Фоменко. Человек, который не учил физику, не сможет нормально управлять автомобилем
Современная школа учит уважать авторитет. Поэтому хороший выпускник школы не будет разбираться, кто там прав, а просто посмотрит, кто авторитетнее. Академия Наук (по мнению хорошего школьника) авторитетнее, чем Фоменко, следовательно, Фоменко ошибается. А школьная история тут не при делах совершенно.
Выпускник же Шведской Парты, который привык принимать решения самостоятельно, сумеет разобраться в доводах сторон, и понять, кто шарлатан, а кто учёный.
Скажу больше. Главное - отнюдь не знания, школьной программы категорически недостаточно, чтобы принять решение по поводу ряда вещей. Главное при борьбе с шарлатанами - это умение принимать решения самостоятельно.
16. Экстернат - это замечательно, но не вырастет ли дитё маменькиным сынком, оторванным от жизни?
Во-первых, я не предлагал «домашнее обучение». На мой взгляд, у ребёнка должна быть компания. Например, кружки и секции, раз уж пока в школе особо нечего делать.
Во-вторых, знаете из кого вырастают «маменькины сынки»? Из послушных детей, которые не умеют принимать решения самостоятельно, а во всём слушаются маму. И гораздо больше шансов вырасти в маменькиного сынка у ребёнка, который учится в обычной школе. Потому что он учится там быть послушным.
17. Без возможности в 10 лет легально зарабатывать деньги, детям без школы будет просто нечего делать. Будут курить, пить и нюхать клей. Лично моим главным интересом начиная с восьмого класса было именно употребление алкоголя
Мы не в каменном веке живём, верно? Компьютерные игры, музыка, футбол, девушки - это тоже развлечения, даже если ребёнку в какой-то момент и не хочется учиться.
Курить и пить, кстати, я научился именно в школе. Вместе с товарищами по несчастью - другими школьниками. Ещё я научился спокойно выдерживать головомойки учителей, воровать, ругаться матом и ещё кое-каким вещам, о которых даже не хочу писать.
Но, знаете, хоть я и бросил курить в двадцать лет, я предпочёл бы и не начинать вовсе.
18. Дети ведь ленивые - пойдут по пути наименьшего сопротивления. А некоторые вещи культурный человек знать обязан
Во-первых, ленивые - только те дети, из которых родители и школа выбили тягу к знаниям. Заставляя учиться или заставля делать другие скучные вещи.
Что же касается «культурного человека», то это - миф. Русский человек должен понимать, что значит фраза «а нет ли такого же, но с перламутровыми пуговицами». То есть, есть некая общая культура - фильмы, песни и книги, которые знакомы большинству русских людей.
А вот закон Ома или стихи Айвазовского культурный человек вполне может позволить себе и не знать. И лично я такому «невежде» руку подавать не перестану.
19. Если бы не было общего образования, все учились бы по разным учебникам и программам. А как бы тогда люди поступали в ВУЗы, как бы работали?
Простой пример - а как устраиваются русские программисты в Канаде - они ведь по разным учебникам с канадцами учились?
Унификация далеко не так важна, как кажется. Мелкие неудобства - это максимум, что повлечёт за собой обучение по индивидуальным программам.
20. Школа - это соревнование. Убери его, и уйдёт один из главных воспитательных инструментов
А зачем нормальному человеку, не спортсмену, с кем-то соревноваться? Типа, Петя купил себе BMW X5, а я, значит, должен поддержать соревнование и купить себе Porshe Cayenne?
Нет уж, спасибо. Я сравниваю свои достижения с достижениями только одного человека. Самого себя.
21. Предлагаю кроме образования отменить ещё и медицину
А я не предлагаю отменить образование. Я предлагаю не делать его принудительным.
Что касается медицины - если бы всех людей заставляли делать зарядку силой, а-ля Северная Корея, я бы тоже был против.
22. Из Лимонова вышел известный человек, а не страдал бы он в школе - был бы тупой посредственностью
Вполне вероятно. Если мучать тысячу человек, десять из них достигнут каких-то высот благодаря каким-то приобретённым психологическим проблемам. А если не мучать - большая часть из тысячи станет способной, и несколько десятков будут талантливы.
Вполне возможно, что Адольфу Гитлеру именно тяжёлое детство помогло стать известным. Но это не повод калечить всех детей.
От здоровых детей отдача будет лучше.
23. Даже самый одарённый ребёнок тут же прекратит учиться, если дать ему такую возможность. Сужу по личному опыту
Если я поймаю девушку, и буду удерживать её в квартире насильно, ей ничего не останется, как жить со мной. Но как только девушке предоставится возможность, она убежит. Насильно мил не будешь.
Так и школа. Глупо надеяться, что ребёнок добровольно и с радостью пойдёт в школу после нескольких лет мучений. Однако люди тянутся к знаниям. И если дать ребёнку свободу, рано или поздно он найдёт то, что будет ему интересно.
Может быть, конечно, и не найдёт - такой шанс тоже есть. Но это ведь не повод защищать школы, которые вырабатывают у детей отвращение к учёбе, верно?
24. Вы меряете всех по себе. Оглянитесь вокруг - многим нужен если не хлыст, то хотя бы поводок
Конечно. Поэтому и нужен, что их приучили к этому родители и школа. Школа делает покорными и послушными далеко не всех - но некоторых делает.
И я как раз не хочу, чтобы школа сделала из моих детей бессловесных тварей, которым будет нужен хлыст и ошейник.
25. Идеальное обучение, когда с ребёнком занимается преподаватель индивидуально, стоит очень больших денег
Согласен. А вот Шведская Парта дополнительных затрат не требует. Её можно осуществить не увеличив, а уменьшив штат учителей.
26. Но ведь и сейчас можно ходить в школу экстерном, сдавать всё заочно.
Ну а если я не хочу, допустим, учить математику. Всё равно ведь будут заставлять, верно?
27. Я хочу, чтобы даже быдлослесарь Коля выучился в школе, чтобы я мог нормально с ним общаться
Я не люблю слово «быдло». Я не считаю, что тот, кто не знает даты Куликовской Битвы - это «быдло». И, наконец, люди, которые называют слесарей «быдлом», очевидно, имеют растущие из задницы руки и не понимают значения слова «слесарь».
Но давайте даже допустим, что Вы хотите жить среди образованных (в Вашем понимании) людей. Так Шведская Парта увеличит, а не уменьшит их число.
28. Почему старые школы имели такой высокий КПД?
Потому что там была строже дисциплина, и там были лучше учителя. Но старые школы выпускали больных на голову людей, которые даже не понимают что такое «интересно».
Для этих людей на первом месте стоят слова «долг», «стыд», «вина» и «отвественность». И, кстати, уровнем знаний выпускники старых школ также особо не блещут. Я много общаюсь по работе с сорока-пятидесятилетними. Не могу сказать, что у них больше знаний, чем у подростков или студентов. Больше червяков в голове - это да, это есть. Но не знаний.
29. Почему же в Израиле и в США, где детей особо не мучают, такие проблемы с образованием?
Не нужно судить об этих странах по Задорнову и жёлтой прессе. И в Израиле, и в США - блестящая наука. И основной костяк учёных составляют именно аборигены, а не иммигранты.
30. Дети часто подражают родителям. Если родитель ленивый - ребёнок вырастет таким же
Да, действительно, это так. Но школа, в которой интересно учиться, может хотя бы попытаться сгладить эту проблему.
Стандартная школа, в которой детей насилуют учёбой, превратит ребёнка в полного лентяя.
31. Вы сперва на своих детках поэксперементируйте
Угу. Потом на внуках. Потом на правнуках. А до этого момента - молчать и плакать? Мне повезло. Советской школе не удалось привить мне страх перед ошибками.
И мне не нужна «уверенность в 101%», чтобы начать действовать. Особенно тогда, когда текущее положение дел меня не устраивает абсолютно.
32. Классы по уровням решат проблему. Способных - к способным, тупиц - к тупицам
Самый способный ребёнок будет казаться тупицей, если заставлять его учить предмет, который ему будет неинтересен.
Понимаете, дети не любят, когда их насилуют. Кстати, я не удивлюсь, если лет через 50 современных нам школьных учителей приравняют к педофилам. Считается же сейчас порка детей половым извращением, верно? А ведь относительно недавно люди полагали, что беречь розги - только портить ребёнка.
33. Меня никогда не заставляли учиться. Школу окончила с медалью. Но так и не научилась делать то, что не хочется
Человек так устроен, что всегда делает именно то, что хочется. Если Вы считаете нужным заниматься спортом, но не занимаетесь, значит Вам просто не хочется быть спортивной. А хочется поспать. Это нормально.
Другой вопрос, что медаль - это очень тревожный симптом. Медалисты так привыкают выполнять желания родителей и учителей, что им тяжело понять - а чего же хочется лично им.
Конечно, я не говорю лично про Вас. Вполне вероятно, Вы - исключение.
34. Школа является моделью взрослого общества. И в армии, и в тюрьме, и в офисе - везде одно и тоже
Школа, армия и тюрьма, действительно, очень похожи. А вот офис, извините, сильно отличается. «На гражданке» Вы всегда можете выбрать себе занятие по душе. Школьник, солдат и заключённый такой возможности лишён.
И эта «мелочь» - присутствие насилия - кардинальным образом меняет всю картину. Насилие делает школу совсем непохожей на нормальную взрослую жизнь.
Кстати, а часто ли в офисах приходится работать в коллективе, где все сотрудники - одногодки, как в школе?
35. Я окончил обычную школу, и очень крут. Кстати, меня пытались зачморить, но я не поддался
Согласен. Вы очень круты. Человек - очень живучее и здоровое по своей природе существо. И даже нашей школе не удаётся полностью испортить всех детей. Но делает больными школа очень многих.
36. Ещё никто не научился играть на фортепиано, считать дроби и решать дифференциальные уравнения без принуждения. Это - скучные материи, как ни крути
Во-первых, для многих это было интересно. И, во-вторых, если ребёнку это для чего-либо нужно, он легко выучит все «фоновые» знания. Даже если сами по себе они скучны.
Например, если ребёнок увлекается экономикой, и ему хочется знать, как рассчитываются проценты, он без труда изучит дроби.
37. Неэффективность школы не является доказательством её ненужности
Правильно. Я и не предлагаю упразднять школы. Я предлагаю сделать их более эффективными, путём введения свободного посещения уроков.
38. А армию что, тоже отменить? А кто воевать будет?
Я испытываю глубокое уважение к ребятам, которые служат в нашей армии. Но надо чётко понимать, что саму службу они видели в гробу - они просто отдают Родине долг.
Что касается школьников - государству нужны образованные и свободные люди, а не ленивые неучи, которых выпускает современная школа.
39. Вы так против подчинения. Но ведь кто не умеет подчиняться, тот не умеет и руководить.
Глупости. Мой компаньон совершенно не умеет подчиняться. Однако неплохо умеет руководить. Загляните в любую книжку по истории - там Вы найдёте немало примеров правителей, которые никому не подчинялись даже в детстве.
40. Нужно таки дать какой-то минимум знаний, пусть и насильно
Согласен. Это должны быть умение читать, писать и считать. Без всего остального несложно обойтись, что мы и видим вокруг.
Обратите внимание - я не говорю, что это хорошо или хотя бы нормально. Разумеется, выпускник Шведской Парты будет хорошо образованным человеком.
Но современная школа выпускает людей, которые умеют только читать и писать. И эти люди как-то устраиваются в жизни.
41. Основные предметы - физику, историю, биологию (список продолжить) - должны учить все
Да глупости. Например, я совершенно не разбираюсь в физике. И что я теперь - недостоин называться человеком? Какого хлора Вы выбираете за меня, что мне учить, а что не учить?
42. Огромная масса населения учится только в школе. После окончания школы они не прочитают ни одной книги
Именно. Потому что школа старательно отбивает всякое желание читать книги.
43. Это не сработает в масштабах страны
Вполне вероятно. Но это выходит за рамки моей компетенции. Меня не очень волнует масштаб страны. Меня волнуют мои дети. Страной пусть занимается Владимир Путин.
44. Ну, допустим, занимаюсь я математикой и обогнал свою группу. А группу на-год-старше ещё не догнал. И что делать?
Это уже мелочи, верно? Посмотрите, например, на шахматные кружки. Там как-то учат вместе и перворазрядников и третьеразрядников.
Деление «по годам» - искусственно. На самом деле, от него легко можно отказаться.
45. Но ведь и необразованные тоже нужны - кому-то надо и в говне ковыряться
Не волнуйтесь. Кроме школы детьми занимаются ещё и родители. Родители сумеют сделать из детей достаточно лентяев, которые и будут разгребать говно.
46. Если ребёнку интересно, никакое преподавание не сможет этот интерес убить
Сможет. Почитайте отзывы о школе в следующем посте.
47. Иногда заставить - лучший способ заинтересовать. Меня заставляли учить химию, а сейчас она мне нравится, и я без неё жить не могу
Знаете, так делают мазохистов. Сначала, когда их бьют ремнём, им больно. А потом они начинают получать от этого удовольствие. Правда, не все. Некоторые дети, которых часто бьют, приобретают разные болезни.
Вам повезло - Вы стали мазохистом. Кому-то не повезло, и этот кто-то приобрёл отвращение к учёбе.
48. А чего Вы здесь-то пишете? Пишите письмо в Минобразования
Как любой порядочный сатанист, я предпочитаю начинать с себя, а не со страны. Когда идеи Шведской Парты станут очевидными, тогда зачешется и Минобразования.
А писать письма и убеждать чиновников, что они дураки и кровопийцы - просто нелепо.
49. Мы сейчас можем обсуждать сложные вещи только потому, что мы все закончили школу
Логическая ошибка. Мы обсуждаем сложные вещи - да. Мы все закончили школу - да. Но одно никак не связано с другим.
Точно так же я могу сказать «мы можем обсуждать сложные вещи только потому, что все мы слушали Пугачёву».
50. Учителя не будут поднимать уровень преподавания, даже если ввести Шведскую Парту
Те, кто не будет поднимать уровень образования - уволятся. Кто будет держать учителя, к которому не ходят дети?
Надо полагать, на переходном этапе будут какие-то проблемы, в том числе и с кадрами. Но пример школы Тубельского показывает, что эти проблемы вполне преодолимы.
51. Вы не сказали ничего нового. И вообще, у Вас - комплексы, Вы ненавидите школу по личным причинам
Что касается «ничего нового» - извините. Я писал не для профессиональных педагогов, а для себя. Лично для меня - это новое.
Что касается «ненавидите по личным причинам» - тут логическая ошибка. Даже если бы я ненавидел школу, из этого бы ещё не следовало, что я неправ.
Например, многие евреи ненавидят Гитлера. Но это не значит, что у них нет причин его ненавидеть.
52. Школа учит мыслить системно
А как это - мыслить системно? Я часто задавал этот вопрос, но внятного ответа на него я не получил. Максимум - мне говорили банальности, например, что надо сначала изучать арифметику, и только потом алгебру. Либо, что «мыслить системно» - это знать, что в библиотеке книги стоят по алфавиту.
Если уж на то пошло, школа вообще не учит мыслить. Школа учит запоминать текст из учебника и повторять за преподавателем его манипуляции.
Конечно, изредка школьников заставляют решать задачи, не говоря, как их решить. Но это - скорее исключение, чем правило.
53. Школа не занимает 100% времени. Если что-то интересно - иди и займись после уроков
Угу. А грузчик, разгрузив вагон цемента, может пойти в тренажёрный зал покачаться.
Бывает, конечно, и так. Но большинство детей так устают в школе от занудных и неинтересных им уроков, что у них просто нет никакого желания учиться.
54. Только насилуя ребёнка можно воспитать из него олимпийского чемпиона
Согласен. Так и есть. Ребёнка надо заставлять заниматься с пяти лет. Если ребёнку это понравится, и он сам втянется в процесс, он станет чемпионом.
Но я не хочу, чтобы мой ребёнок был глиной, из которой я слеплю статую. Пусть лучше будет свободным и счастливым. Олимпийская медаль - это не единственная высота в жизни, к которой нужно стремиться.
PS: Воспоминания отсидевших не поместились. Размещаю их вот здесь:
http://fritzmorgen.livejournal.com/37259.html