Откуда берётся интерес?

Aug 17, 2007 23:58

Кросспост в ru_childbusy

Давайте, коллеги, разберём вполне себе сатанинский вопрос -- а существуют ли в природе психически здоровые люди, которым ничего не интересно?

Этот вопрос возник не на пустом месте. Читая комментарии школозащитников, я не раз и не два натыкался на следующую мысль: "Интерес нужно прививать". Подразумевалось, что интерес -- это некая привычка, типа курения, к которой ребёнка нужно сначала приучить. А если интереса ребёнку не привить, то интересоваться он ничем не будет.

Лично я полагаю, что интерес прививать не нужно, точно также, как не нужно учить подростков онанизму. Они отлично приобретут эту привычку самостоятельно.

И для начала покажу, что любой человек чем-нибудь да интересуется. Доказательство приведу простое -- люди крайне плохо переносят скуку. Помните, у бессмертного Дюма: "От скуки умирают так же хорошо, как и от шпаги; тянется это подольше, но зато выходит вернее".

У каждого человека есть интересная для него тема. Автомобили, рыбалка, футбол. Телевизор, в конце концов. Не интересоваться ничем человек не может, также как не может ничего не есть.

Вопрос, собственно, надо ставить по-другому -- а почему школьник интересуется, допустим, телевизором, а не учебником физики?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала понять, что такое, собственно, интерес. Моё определение следующее:

Интерес -- это тяга, которую испытывает человек к интересной ему информации.

Обратите внимание -- есть большая разница между интересом и радостью. Когда мы говорим "мне интересно заниматься сексом с Машей" на самом деле это значит "Я испытываю радость, занимаясь сексом с Машей". Когда мы говорим "мне интересно кататься на велосипеде" это следует перевести как "Я испытываю и радость и интерес, катаясь на велосипеде".

Та же самая Маша сама по себе может быть нам совершенно неинтересна. Но во время занятий любовью мы испытываем такое удовольствие, что нам просто некогда скучать.

Радость в чистом виде приносит нам также алкоголь. Ведь ничего интересного в поглощении спиртосодержащих жидкостей нет и быть не может. Однако же, как радует нас этот процесс!

Но сейчас я хочу поговорить не про радость, а про интерес. Чтобы информация была для человека интересной, она должна обладать тремя свойствами. Важностью, понятностью и новизной.

Важность информации -- это её актуальность для конкрентого человека. Например, информация о том, что в квартире Чичваркина проведён обыск, совершенно неважна для пенсионерки Марины Петровны. А вот для самого Чичваркина эта информация очень важна, так как касается лично его.

Понятность информации -- это мера её доступности для понимания человеком. Например, фильм на английском языке будет интересен свободно владеющему английским языком переводчику Гоблину, и гораздо менее интересен владеющему только русским депутату Шандыбину. Обратите внимание -- Шандыбин всё равно сможет посмотреть фильм, потому что поцелуи, погони и драки ему будут понятны и без перевода. А вот, допустим, слушать радиопередачу на английском Шандыбину будет уже очень тяжело, так как и понимать из неё он будет гораздо меньше.

Новизна информации -- это её свежесть для конкретного человека. Например, один и тот же анекдот про Чапаева и португальский фаллопротез будет сначала очень интересен человеку, а через пять минут уже совсем неинтересен.

Теперь, исходя из этого, давайте задумаемся, будет ли интересен школьнику учебник по физике.

Как я уже сказал выше, важность информации определяется целями и желаниями школьника. Если человек считает физику важной для себя, то и учебник по физике будет для него важен. Например, важной будет считать физику ребёнок, который собирается стать физиком. Также важной будет считать физику школьник, для которого физика является хобби.

Тут, кстати, идёт самоподдерживающийся процесс. Чем больше интереса вызывает физика у школьника, тем важнее она для него становится. И, наоборот, чем большую скуку испытывает на уроках физики школьник, тем менее важной она ему кажется.

Вполне очевидно, что для многих школьников физика неважна. Работать ни физиками, ни даже просто учёными они не собираются, и в системе их ценностей физика находится где-то в самом низу.

Понятность информации очень сильно зависит от уровня подготовки школьника. Если школьник мало знает и плохо соображает, учебник по физике будет ему непонятен. Кроме того, если авторы учебника страдают косноязычием, учебник будет непонятен даже хорошо подготовленному ученику.

Новизна учебника по физике, как и понятность, определяется уровнем знаний школьника. Если школьник уже знает физику на уровне студента технического ВУЗа, учебник будет для него скучен, несмотря на понятность и актуальность.

Таким образом, чтобы школьник читал учебник по физике с интересом, нужно чтобы одновременно выполнялось сразу несколько условий:

1. Школьник должен считать физику важной.
2. Школьник должен быть достаточно подготовлен, чтобы понять учебник.
3. Школьник должен видеть материал из учебника в первый раз.

Вполне очевидно, что выполнить эти условия на школьном уроке довольно сложно. Уровень школьника, как правило, или выше или ниже уровня проходимого материала. Это приводит к тому, что часть класса скучает, так как ничего не понимает, а другая часть класса скучает, так как давным давно всё поняла. Кроме того, большинство школьников не считают физику важной.

А вот новый фильм те же самые школьники будет смотреть с интересом.

1. Судьба героев фильма для школьника небезразлична.
2. Фильм понятен.
3. Школьник смотрит фильм в первый раз.

Спрашивается, может ли в принципе выиграть учебник физики у фильма с Брюсом Уиллисом сражение за интерес ученика? Имхо, вполне.

Для этого нужно, во-первых, чтобы ученик сам поставил себе цель -- изучать физику. Разумеется, личная цель школьника будет для него гораздо важнее, чем судьба каких-то движущихся человечков на голубом экране.

Однако для того, чтобы школьник умел ставить себе цели, нужно, чтобы он был относительно самостоятельным. Проведу аналогию. Когда мы едем в автомобиле на пассажирском сидении, ни машины вокруг нас, ни гаишники, ни дорожные знаки не являются для нас чем-то актуальным. Мы полагаемся на водителя.

А вот когда мы сами сидим за рулём, дорожная обстановка сразу же становится для нас очень важной. И мы смотрим на неё совсем другими глазами, нежели наш пассажир.

Так вот. Пока мама принимает решения за школьника, чем ему заниматься и как ему жить, школьник не обращает особого внимания ни на физику, ни на другие школьные раздражители. Все предметы для него одинаково малоинтересны. Но если у школьника есть возможность самому выбирать свою дорогу, он сразу же начинает живо интересоваться одними предметами и совершенно игнорировать другие. Потому что свободный школьник строит планы, и примерно прикидывает, что ему пригодится в жизни.

Дальше. Понятность. Регулируется понятность элементарно -- школьник просто должен найти в учебнике первое непонятное место и читать с него. Разумеется, сделать это на уроке невозможно -- там конкретное место для чтения выбирает преподаватель. А вот при самостоятельной работе, или при обучении на кружке -- это несложно. Впрочем, хороший преподаватель вполне может добиться понимания предмета у своих учеников. Конечно, таких преподавателей немного, однако они есть, и было бы нелепо игнорировать их существование.

Вопрос новизны также можно решить, если весь класс движется примерно в одном темпе. Это не утопия, во многих физмат школах умеют этого добиваться.

Но вот показать важность физики для школьника -- гораздо тяжелее. Школьник должен сам, изнутри, решить, что физика для него важна. Но как же сможет принять такое решение школьник, которому ни школа, ни родители не позволяют решать -- что для него важно, а что неважно?
Previous post Next post
Up