Учебник логики (глава 4)

Sep 02, 2007 21:18

Сегодня меня вёз за 200 рублей на архетипичной белой шестёрке немолодой усатый украинец. Я сунулся было пристегнуться, однако обнаружил, что пассажирский ремень безопасности безнадёжно сломан. Водитель, разумеется, тоже был не пристёгнут.

При этом мой соотечественник вёл машину очень аккуратно, правил не нарушал и аварийных ситуаций не создавал. Единственно, издал злобный сигнал, когда впередистоящий на светофоре немного замешкался.

И подумалось мне следующее. Вот я разные правила нарушаю часто и грубо, а пристёгиваюсь почти всегда. Потому что жить я люблю, и жизнь моя мне дорога. А этот товарищ -- моя прямая противоположность. Правила старательно соблюдает, но вот жизнь свою, похоже, ни в грош не ценит.

Возможно, именно поэтому-то и бомбит он в своём возрасте на ВАЗ 2106?

Ладно. Продолжим наше общение с покойным Челпановым.

Глава 4. Логические категории и отношения между понятиями.

Начинается глава с перечисления десяти Аристотелевых категорий. Насколько я понял Георгия Ивановича, эти категории -- это самые общие, корневые классы всех понятий. Вот список:

1. Субстанция (substantia);
2. Количество .(quantitas);
3. Качество (qualitas);
4. Отношение (relatio);
5. Место (ubi);
6. Время (quando);
7. Положение (situs);
8. Обладание (habitus);
9. Действие (actio);
10. Страдание (passio).

Вы, наверное, полагаете, что сейчас Челпанов пробежится по списку и скажет несколько слов по каждой категории? Я тоже так думал. Однако Георгий Иванович ограничивается простым перечеслением.

Лично я же хочу сказать пару слов за десятую катерогию -- "Страдание". Довольно показательно, что именно слово "страдание" является русским аналогом слова "пассивность". В нашей культуре принято считать, что тот, "кого ебут" -- страдает. И это простое соответствие слов -- "Страдание" и "passio" -- отлично иллюстрирует это мнение.

Впрочем, с моей точки зрения, приравнивание пассивности к страданию не так уж лишено смысла. Пассивные, покорные, ведомые люди редко бывают счастливы. Человек по природе своей активен. В хорошем смысле этого слова.

Ладно. Возможно эти 10 категорий уже успели устареть со времён Аристотеля. Потому что, как сказано в учебнике,

В новейшей философии в качестве наиболее общих классов мыслимого философы различают вещь, свойство, отношение.

То есть, какое бы понятие мы ни взяли, это будет или вещь, или свойство, или отношение.

Вещь -- утверждает Челпанов -- это нечто, что имеет постоянство формы. Например, гроб сегодня имеет ту же самую форму, что и вчера. Нам представляется, что такую форму он будет иметь и впоследствии.

Однако это определение -- "постоянство формы" -- лично мне кажется нелепым. Например, понятия "мелочность" или "толще" также не меняются во времени. Имхо, вернее было бы сказать, что вещь -- это нечто, что имеет форму.

Вещи имеют свойства, совершают действия, и находятся в состоянии. Например, гроб -- чёрный, гроб -- лежит, и гроб -- новый.

Одна вещь может относиться к другой вещи. Например, левое ухо может быть толще правого. Это пространственное отношение. На левом ухе могут вырасти волосы. Это, имхо, будет причинное отношение -- именно ухо послужило причиной волос, в том смысле, в котором слово "причина" употребляют философы. И, наконец, ухо может вырасти раньше, чем зубы. Это будет временное отношение.

Вот, в общем, и всё, что говорит Челпанов про категории. Переползём теперь к отношениям между понятиями.

1. Подчинение понятий

Это когда одно понятие входит в объём другого. Например, понятие "презерватив" подчинено понятию "резиновое изделие". А понятие "вино" подчинено понятию "спиртное".

2. Соподчинение понятий

Это когда сразу несколько понятий входят в объём одного. Например, понятию "наркотик" соподчинены понятия "героин" и "кокаин".

3. Равнозначащие понятия

Это когда речь идёт про одно и то же, но по разным поводам. Например, когда мы говорим "редкостный гондон" и "начальник отдела закупок" -- мы имеем в виду одного и того же человека, то есть, объём понятий одинаковый. Однако содержание понятий разное. В понятие "редкостный гондон" мы вкладываем содержание "жаден" и "болтлив". В понятие "начальник отдела закупок" мы вкладываем содержание "принимает решение о закупке лосятины" и "распоряжается месячным бюджетом в 5 000 долларов".

4. Противные и противоречащие понятия

Начнём с противных понятий. Возьмём группу малолетних преступников, и выстроим их по росту на уроке физкультуры. На разных концах шеренги будут самый низкий и самый высокий гопник. Так вот. "Самый низкий гопник" и "Самый высокий гопник" -- это противные понятия. То есть, противные понятия -- это понятия, которые находятся на разных концах некой шкалы.

Надо заметить, что не все понятия имеют противные им понятия. Челпанов тут приводит в качестве примера понятие "голубой", как не имеющее противного понятия. Вероятно, Георгий Иванович просто не знает, кто такие голубые.

Полагаю, Георгий Иванович имеет в виду, что цвет "голубой" стоит в середине радуги, и соответственно, не является крайним.

Теперь про противоречащие понятия. Разобъём наших хулиганов на две группы -- мальчиков и девочек. Если ребёнок не является мальчиком -- он является девочкой, и наоборот. "Мальчик" и "девочка" будут противоречащими понятиями.

5. Скрещивающиеся понятия

Скрещивающиеся понятия -- это понятия с разным объёмом, но частично совпадающим содержанием.

Например, понятия "алкоголики" и "тунеядцы" -- скрещивающиеся. Не все алкоголики являются тунеядцами и не все тунеядцы являются алкоголиками. Однако есть значительная группа людей, которые являются одновременно и алкоголиками и тунеядцами.

6. Несравнимые понятия

Это понятия, у которых нет общего родового признака. Например, "слон" и "логарифм".

Тонкий момент -- может создаться впечатление, что через задницу мы можем сравнить любые понятия. Например, мы можем сказать, что в слове "слон" четыре буквы, а в слове "логарифм" -- ровно в два раза больше. Однако на самом деле это не так. Почему это не так -- читайте пояснения sredni_vashtar вот здесь.
Previous post Next post
Up