17 мыслей о ведении блогов в Живом Журнале

Mar 28, 2015 14:19



Как обещал, делюсь мыслями по ведению блогов в Живом Журнале. Начну, как принято в американских душеспасительных книжках, с некоторого хвастовства: исключительно для того, чтобы придать больше веса своим мудрым советам.

Сейчас у меня примерно 30 тысяч френдов, при этом каждый мой пост только в самом ЖЖ читает в среднем 40-50 тысяч человек. Также мои посты читают на PolitRussia, Континенталисте, Взгляде, ВКонтакте и много где ещё - там, думаю, набирается ещё несколько десятков тысяч читателей. Если считать в просмотрах, набегает примерно 5-7 миллионов просмотров ежемесячно, как у какой-нибудь популярной передачи Первого канала.

Всего за 8 лет ведения блога я написал около 3 тысяч постов. Их общий объём в четыре раза превышает знаменитое произведение Льва Толстого «Война и мир». Если кому-нибудь придёт в голову издать тексты из моего блога в печатном виде, получится крепкий такой (пусть и довольно разношёрстный) пятнадцатитомник.

Также за эти 8 лет я получил у себя в блоге полтора миллиона комментариев - из которых 115 тысяч написал лично. Конечно, далеко не все полученные комментарии я прочёл, но где-то половину, думаю, всё же хотя бы просмотрел.

Итак, коллеги, вот к каким выводам я пришёл по итогам длительных раздумий над своими и чужими текстами.

1. Пожалуй, начиная с момента открытия блога я слышу, что «ЖЖ гибнет». Дескать, и народу здесь становится меньше, и техническая сторона не очень.

С одной стороны, действительно, мелких технических недостатков в ЖЖ масса. Я могу сходу перечислить с десяток проблем, которые портят блогерам настроение уже годами. Однако в целом ЖЖ вполне пригоден для жизни - критичных недостатков здесь в настоящее время нет.

Что же касается посещаемости - давайте трезво смотреть на ситуацию. Сейчас Живой Журнал является фактически монополистом среди площадок для серьёзных текстов. Сравнимы с ЖЖ по посещаемости только ВКонтакте и Facebook, которые заточены под социальное общение и заменить ЖЖ никак не могут. Других адекватных блогоплощадок в интернете пока что нет. Ни в Рунете, ни за его пределами.

2. Мне наверняка зададут сейчас вопрос «зачем вести блог». Отвечу так: если вы планируете делать карьеру или зарабатывать деньги, заводить для этого блог не стоит. У меня, как вы знаете, есть несколько бизнесов в Санкт-Петербурге, и я могу себе позволить не использовать блог для заработка.

Но когда я разговариваю с другими блогерами и читаю предложения, которые приходят мне в почтовый ящик, я понимаю, что блогерство - это довольно тяжёлый и не особо оплачиваемый хлеб. Если вам нужны деньги, откройте лучше шиномонтаж или автомойку. Головной боли и вложений будет гораздо меньше, а денег - гораздо больше.

3. Сколько времени нужно, чтобы научиться писать хорошие тексты?

Думаю, здесь применимо правило «10 тысяч часов». Музыкантам это правило хорошо известно - чтобы стать виртуозом в какой-либо области нужно потратить на обучение 10 тысяч часов времени. Например, если вы 10 тысяч часов посвятите совершенствованию своих навыков игры на скрипке, вы станете виртуозным скрипачом. Будете 10 тысяч часов учиться играть на барабанах - станете виртуозным барабанщиком.

Обратите внимание - тут нужно именно учиться, а не просто играть. Водитель маршрутки проводит за рулём по 2000 часов в год, однако это ещё не значит, что через 5 лет каждый водитель маршрутки становится виртуозным гонщиком. Водитель маршрутки не учится, а просто работает, механически использует уже знакомые ему навыки. Если скрипач выучит пару простеньких произведений, а потом забросит учёбу и пойдёт играть в переходе по 12 часов в день, вряд ли он станет хорошим скрипачом даже к пенсии. Нужно не просто играть, нужно именно учиться, постоянно совершенствовать свои умения.

Так вот. Если 10 тысяч часов требуются для того, чтобы стать виртуозом, то первой тысячи часов обычно достаточно чтобы овладеть основами мастерства. И я могу осторожно предположить, что тысячи часов обучения будет достаточно, чтобы научиться писать хорошие блогерские тексты. Которые, впрочем, будут вполне на уровне большей части текстов из Топа ЖЖ.

На свой опыт, к сожалению, тут я сослаться не могу. Когда я открыл свой блог в 2007 году, я уже писал тексты на достаточно хорошем уровне.

4. Разумеется, литературные тексты с размышлениями - это далеко не единственный интересный читателям формат. Если вам действительно есть что сказать, вам простят некоторую шероховатость. Главное, чтобы у вас было то, что принято называть «оригинальным содержанием»: что-то любопытное и уникальное.

Например, сейчас большой популярностью пользуются блоги врачей, в которых они вполне буднично рассказывают о каких-то рядовых историях со своей работы. Как к ним поступил такой-то пациент, как ему сделали такую-то операцию, как пациент шутит и выздоравливает или, наоборот, грустит и готовится к худшему. Всё это разбавляется профессиональными байками и полезными советами - и в итоге получается почти как у Чехова, поучительно и смешно.

Также в разное время я наблюдал в Топе блоги дальнобойщиков, столяров, лётчиков и много кого ещё, от домохозяек до лиц совсем уж экзотических профессий. Полагаю, если бы хорошие бухгалтеры не имели привычку держать язык за зубами, мы с вами вполне могли бы иметь удовольствие наблюдать блог бухгалтера: и даже зачитываться им до дыр.

5. Разумеется, есть и классические блогерские ниши. Путешествия, обозрение всяческой техники, фотография. Тоже вполне себе рабочий путь к популярности: если, конечно, вам нравится такое времяпровождение.

Например, если взять себе за правило отслеживать все интересные события в городе и срываться с фотоаппаратом наперевес по первому сигналу, можно очень быстро заработать себе хорошую известность.

Поступила новость о каком-нибудь происшествии - едем, фотографируем, прямо на месте выкладываем через мобильный интернет в блог. Ведём онлайн-репортаж с места событий. Будьте уверены: если вы будете легки на подъём и плодовиты, вас очень быстро начнут цитировать даже крупные информационные агентства, а ваши кадры начнут показывать по телевизору.

Кстати, многие начинают с самых острых тем: на грани жёсткого троллинга или даже за гранью. Можно написать про чиновника, который украл очки у пришедшей к нему на приём пенсионерки. Можно написать про велосипедиста в маске, который стрелял в собак из рогатки, а потом уезжал от собачников на велосипеде. Тысячи гневных откликов и быстрая популярность будут вам обеспечены.

Однако популярность такого рода не самая долгоиграющая, да и конкуренция в этой области весьма высока. Дефицита троллей наш «Живой Журнал» в настоящий момент не испытывает.

6. Жизнеспособных форматов блогов - огромное количество. Например, я ещё не перечислял публицистику и полемику. Если вы хорошо умеете вести дискуссии, вы можете начать спорить с популярными фигурами, разбирая в своём блоге их статьи. Через какое-то время вас начнут читать.

Есть и другие перспективные форматы. Загляните, например, в Топ блогеров Яндекса, почитайте блоги первой сотни. Обычно чтения верхних десяти постов блогера достаточно, чтобы уяснить формат блога и прикинуть, подойдёт ли он вам.

7. Лень читать первую сотню блогеров? Но, коллеги, я вам как мог намекал - ведение блога требует больших временных затрат. Я уже писал выше, у меня в блоге 3 тысячи постов, на каждый пост я потратил в среднем по два часа времени. Итого шесть тысяч часов работы.

Если бы я вместо этого работал в Петербурге программистом 1С или писал технические задания - а я умею делать и то другое - я бы получал за вычетом налогов и прочих расходов около 1000 рублей в час. Таким образом, за те же шесть тысяч часов я бы мог заработать шесть миллионов рублей, которых хватило бы мне, например, на трёхкомнатную квартиру в моём городе.

Так уж устроена наша жизнь: если ты хочешь добиться чего-нибудь серьёзного, тебе надо вначале хорошо вложиться. Или деньгами или своим временем. Нужно ли делать такие серьёзные вложения именно в ведение блога - большой вопрос.

8. Отдельно скажу пару слов про ботоводов, которые раскручиваются френдомарафонами и прочими хитрыми способами, которые я не хочу перечислять вслух. Раньше я предполагал, что это абсолютно тупиковый путь. Однако практика показала, что технически продвинутые блогеры с хорошими мозгами и хорошими связями вполне могут вырваться наверх и даже на какое-то время закрепиться там.

Вместе с тем, ведение блога - это ведь не предвыборная кампания, где один раз постарался, а потом несколько лет отдыхаешь в уютном кресле. Да, можно поднапрячься и нагнать популярность блогу искусственно. Но как только у вас закончатся ресурсы на раскрутку или как только СУП очередной раз изменит правила, все ваши усилия пойдут прахом.

На мой взгляд, в долгосрочной перспективе куда как надёжнее сосредоточиться на создании качественного содержания.

9. Важное примечание по поводу старожилов и знаменитостей. Обладающие некоторым весом старожилы могут размещать у себя в блоге что угодно - и их всё равно будут читать, так как они за последние 10 лет успели заработать себе имя и аудиторию. Не нужно брать со старожилов пример, если у вас ещё нет известного никнейма: что прокатывает у Юпитера, далеко не всегда выходит у быка.

Знаменитости, типа разных заслуженных артистов или директоров крупных компаний выезжают на другом: они не только опираются на свой авторитет, но и делятся с нами новостями из мира известных людей. Брать с них пример, опять-таки, не стоит. У них свои правила игры.

10. Осталось рассказать про копипастеров: тех, кто собирает по интернету разные смешные картинки с весёлыми историями и выкладывает потом у себя, зачастую без ссылки на оригинал.

На мой взгляд, эпоха копипастеров осталась в прошлом. Сейчас есть специальные сайты, которые концентрируют у себя этот пульс интернета куда как быстрее и качественнее, чем может сделать любой одиночный блогер. В Рунете лучшим таким сайтом является Pikabu, в англоязычном сегменте, пожалуй, 9gag.

11. Многие блогеры делают у себя перепосты чужих записей. Я считаю, это нормально и правильно - но только при условии, что вы понимаете один нюанс. Перепост - хорошее средство помочь в распространении важных для вас мыслей или новостей.

Однако при этом перепосты не повышают популярность блога ни на сантиметр. Никто не будет подписываться на вас только ради того, чтобы читать там перепосты. Поэтому перепащивайте только те статьи, которые вы считаете действительно достойными перепоста.

12. Плавно перехожу к технической части. В реальной жизни есть определённые правила приличия: даже не следящий за модой человек должен быть одет адекватно погоде, у него не должно быть сальных волос и грязи под ногтями, одежда должна быть опрятной, а зубы почищенными.

Не то чтобы из этих правил нет исключений: никто не будет требовать особой чистоты ногтей от автослесаря в середине смены, например. Также мы охотно простим некоторую неряшливость, скажем, знаменитому учёному: списав её на творческую экстравагантность. Однако в целом правила приличия всё же имеет смысл соблюдать.

Для блогов такими правилами приличия являются грамотная русская речь и хорошая разметка. Пожалуйста, не игнорируйте эти «мелочи». Я видел немало интересных блогов, которые тонули в безвестности исключительно из-за недостаточного внимания авторов к русскому языку и к элементарным правилам оформления.

Я знаю: тут надо бы, по-хорошему, выдать более подробные инструкции: какие ошибки при оформлении бывают, как их избегать… но это, пожалуй, уже тема для отдельного поста.

13. Почти во всех статьях про мотивацию говорится, что главное условие успеха - регулярность. Не буду выделяться из общего фона и повторю то же самое. Размещайте ваши посты регулярно: это очень важно.

Можно делать несколько коротких текстов в день. Можно ежедневно размещать текст среднего размера - как это делаю я. Можно раз в неделю выкладывать мощную простыню с графиками и фотографиями, как это делают некоторые известные блогеры. Главное, чтобы читатели еженедельно получали привычную дозу материала.

Более конкретно, материала должно быть не меньше, чем 10 тысяч символов в неделю. Лучше больше. При этом, само собой, если вы размещаете фотографии и прочее нетекстовое содержание, количество собственно текста можно безболезненно уменьшить. И, да, если выкладываете статьи ежедневно, старайтесь делать это в одно и то же время. Это тоже важно.

Мысль про регулярность идёт тринадцатой, однако это не значит, что правилом регулярности можно пренебречь. Это одно из базовых правил: если вы не будете писать достаточно часто и достаточно много, ваш блог практически не будет иметь шансов подняться высоко. Так что если вы пишете невероятно красивые и талантливые статьи, но выкладываете их в блог только раз в месяц, на известность особо не рассчитывайте.

14. Кстати, об известности. Не забывайте пропускать ваши тексты через «тест бабушки» - даже на начальном этапе, когда у вас всего три френда и когда ваш никнейм ещё никому не известен. Прежде чем нажать на кнопку «отправить в блог» подумайте: а понравился ли бы ваш текст вашей бабушке, если бы вы ей его прочитали?

Нет ли там матерных слов? Грязных намёков на разные пошлости? Искажения фамилий или названий стран? Чего-нибудь такого, за что вам пришлось бы краснеть? Если есть - переформулируйте ваши мысли.

Когда человек достаточно хорошо владеет русским языком, ему несложно корректно выразить любую идею не только при помощи парламентских выражений, но и даже без переходов на личности. Ругательства в письменном тексте не нужны.

Матерные слова выполняют весьма важную функцию в русском языке: они выступают в роли своего рода обезболивающего во время физических испытаний. Если вы прищемили дверью палец и материтесь, вам будет легче переносить боль, чем тому, кто прищемит палец молча. Также матерные слова помогают переносить тяжести, рубить деревья и, вообще, преодолевать трудности.

В интернете, очевидно, этой задачи матерные слова выполнить не могут. Матерные слова в интернете могут только развеселить публику - как в знаменитом тексте про настил подъездного пути. Совершеннолетние могут погуглить, чтобы увидеть, что я имею в виду.

С другой стороны, матерные слова будут отпугивать от вашего блога значительную часть приличной публики. Куда как более значительную, чем может показаться на первый взгляд.

15. Есть замечательная книжка, «Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы». Очень рекомендую не только прочесть эту книжку, но и использовать правила оттуда так серьёзно, как будто вы и правда являетесь ортодоксальным журналистом.

Корректные и нейтральные тексты не только более приятны для чтения: они ещё и гораздо более убедительны. Поэтому даже если какая-то проблема волнует вас очень сильно, постарайтесь всё же изложить ваши мысли максимально спокойно и аккуратно: тогда у вас будет больше шансов достучаться до сердец читателей. Истерики, даже если они идут из самой глубины души, мало кто воспринимает всерьёз.

Мне потребовалось семь лет, чтобы это осознать. Надеюсь, мой опыт позволит вам сэкономить время.

16. Кстати, о качестве постов. С одной стороны, как я уже писал выше, надо стараться сделать каждый пост хорошо. Проверить факты, о которых вы пишете, подшлифовать обороты, которые выглядят шероховато, внимательно проверить текст на предмет ошибок и опечаток.

Таким образом вы будете не только радовать читателей, но и повышать ваш личный уровень мастерства - и лет через 5-10 ваши тексты станут на голову выше, чем сейчас.

С другой стороны, если вы будете до крови рвать жилы над каждым постом, долго в таком режиме вы не выдержите. А выдержать, как я уже опять-таки писал выше, надо долго.

Поэтому выберите себе такой режим, чтобы с одной стороны не перенапрягаться, а с другой стороны - чтобы не скатываться в рутину и халтуру.

17. Живой Журнал не зря называется «живым». Это, прежде всего, сообщество читателей. И уделять комментариям нужно не меньше внимания, чем самим текстам.

Более конкретно, надо относиться к комментариям как к саду: «сорняки» банить, годные растения всячески поддерживать (в частности, ограждать от сорняков).

Конечно, можно пустить комментарии на самотёк. Но тогда вам придётся смириться с тем, что ваши комментарии превратятся в зловонную помойку, полную ругани, спама и оскорблений. И судить о вашем блоге будут, в том числе, и по этой помойке.

Впрочем, модерация комментариев - это отдельная большая тема. В трёх абзацах её не раскрыть.

Подведу итог

Как говорил Вольтер, жить - значит работать. Труд есть жизнь человека. Поэтому не нужно воспринимать ведение блога как некую игру в рулетку, по итогам которой вам выдадут (или не выдадут) большой приз. Если вас интересует приз, выберите лучше какое-нибудь иное, не относящееся к созданию текстов занятие.

Возможность делиться своими мыслями в блоге - это уже достаточная награда для тех, кто использует «Живой Журнал» по назначению.

Previous post Next post
Up