Будут ли электронные книги производиться в России

Dec 20, 2016 11:00



Навестил на днях офис «Покетбука», главного производителя электронных книг в России, название которого стало уже в нашей стране синонимом слов «электронная читалка». Задал ключевой вопрос - почему несмотря на снижение курса рубля фирма всё никак не переносит производство из Китая в Россию. Получил несколько неожиданный для меня ответ.

Сначала краткий ликбез.

В конце 2007 года магазин Amazon выпустил устройство Kindle - электронную книгу, в которую можно было загрузить целую библиотеку. Вскоре после этого на планете начался бум «читалок», электронных книг, которые были по многим параметрам удобнее тяжёлых и дорогостоящих бумажных книг.

«Читалки» выпускали все, кому не лень - только в России количество брендов доходило до 80. Любой следящий за модой авантюрист мог приехать в Китай, закупить партию кривых копий «киндла» и дёшево продать их в России под какой-нибудь одноразовой торговой маркой.

Одно время читалки продавались даже в продовольственных магазинах - там, если помните, тогда ставили огромные корзины с самыми дешёвыми устройствами. Страшно вспомнить, но были даже читалки по две тысяче рублей, с LCD-экранами вместо нормальной электронной бумаги...

Началось всё в 2008 году, когда эту вакханалию и возглавил «Покетбук». Остальные производители читалок были скорее обычными челноками, нежели производителями, «Покетбук» же свои устройства сначала основательно «допиливал», а позднее и разрабатывал сам с нуля, силами собственных инженеров и программистов. Довольно быстро, буквально за пару лет, огромная доля российского рынка была захвачен «Покетбуком». В 2011 году его читалки занимали 40% рынка, сейчас, в конце 2016-го - уже под 70%. Повторюсь, в России слово «покетбук» стало обозначать читалку вообще, как слово «ксерокс» обозначает копировальный аппарат, а слово «джип» обозначает любой внедорожник.

Почему рынок достался не самым дешёвым читалкам?

Потому что электронная книга - это устройство, которое живёт долгие годы, пока кто-нибудь не сломает задницей его экран. Если в смартфонах и планшетах через какое-то время неизбежно начинает сдавать батарея, то для «читалок» на электронной бумаге фактор батареи решающего значения не имеет. Ну, сократится через 4 года ёмкость батареи на 25%. Ну, будете вы заряжать читалку не раз в месяц, как в случае с новым устройством, а раз в три недели. Некритично. Всё равно планшеты и смартфоны в отличие от покетбуков надо заряжать каждый день.

Таким образом, экономить на читалках смысла покупатели не видели, брали относительно дорогие модели, с прицелом на годы вперёд. И это были на российском рынке как раз «покетбуки».

Почему не американские «киндлы»? Потому что бизнес Amazon’а заточен прежде всего под продажу самих книг, а не читалок. В России же покупка электронных книг как-то не прижилась, книги у нас предпочитают скачивать с пиратских сайтов. Нет, я не спорю, «киндлы» тоже неплохи. Однако у них намеренно обрезанный интерфейс, как у «айфонов» - а у «покетбуков», напротив, всё сделано с упором на гибкость и настраиваемость, как у «андроидов». Для России, где все читают книги с пиратских сайтов, это критично: в то время как «покетбуки» с рождения понимают абсолютно все форматы, для «киндлов» книги зачастую приходится предварительно конвертировать в нужный им формат.

Само собой, читалки эволюционируют - современные модели отличаются от моделей конца нулевых годов отнюдь не только цветом пластика. Сами экраны становятся лучше и быстрее, последние модели имеют уже разрешение 300 dpi - как распечатанный на лазерном принтере документ. Появились датчики освещённости, появилась хитрая подсветка, которая падает сверху экрана, позволяя тем самым с комфортом читать в темноте.

Появились даже первые цветные модели - в них было аж 4096 цветов, больше, чем в приснопамятном VGA. Эти модели, правда, не прижились. Качество картинки в них хоть и цветное, но всё же хуже, чем у чёрно-белых аналогов, а стоили они значительно дороже.

Появился «тач» - листать теперь можно уже не кнопками, а прямо проводя пальцами по экрану, причём без ухудшения качества изображения. Экраны, опять-таки, перерисовываются теперь не после каждой страницы, а раз в несколько страниц или ещё реже. Лично для меня, например, это важно.

И всё равно, несмотря на все эти нововведения убедить владельца хорошей читалки поменять её на новую не так-то просто. Моральное устаревание идёт слишком медленно - это не сматрфоны/планшеты, которые иногда теряют свою актуальность уже через год-полтора. Пожалуй, я рад тому, что читалки можно менять редко: главное, что новые книги в них можно закачивать хоть каждый день.

Почему «Покетбук» производит свои читалки в Китае, а не в России? Хоть «покетбуки» и продаются в 40 странах мира, однако Россия всё равно остаётся ключевым, «домашним» рынком. Опять-таки, большая часть персонала и специалистов - выходцы из России, Украины и Белоруссии. Казалось бы, самое время думать о переносе производства куда-нибудь в Подмосковье...

Но нет, не всё так просто. Даже думать о переносе пока что мешают три огромных подводных камня.

Камень первый - тяжёлое наследие прошлых десятилетий, привычка смотреть в рот Западу. Шильдик «сделано в России» на электронном устройстве сейчас скорее снизит продажи, чем повысит их. В случае со сложной техникой, кстати, это особенно грустно - ведь ни на Западе, ни тем более в Азии не умеют делать удобно.

Увы, в сознании массового покупателя «сделано в России» - это крепкие утюги из чугуния, а никак не символ передовых технологий.

Камень второй - объёмы выпуска. Так, например, только первая (из нескольких десятков) модель, PocketBook 301, была выпущена тиражом в 100 тысяч экземпляров. В России банально нет заводов, которые могут выполнять столь большие заказы. Вы возразите на это, что можно было бы начать с мелких заказов, однако на мелких заказах ценник получается настолько конским, что всякий смысл возиться с переносом производства немедленно пропадает.

Так-то опыт сотрудничества с российскими заводами у «Покетбука» есть, в 2010 году небольшой заказ на доработку партии устройств успешно выполнил завод в Александрове. Однако этот заказ полностью загрузил завод на довольно длительное время. Более крупные заказы разместить было бы просто негде.

Камень третий - экраны. Если экраны для планшетов производятся повсюду, то рынок производства электронной бумаги жёстко контролируется единственным монополистом, корпорацией E Ink. Всех, кто пытается создать конкуренцию, этот производитель душит патентами, а потом разоряет или покупает - как произошло, например, с компанией Sipix, которую E Ink поглотила в конце 2012 года. Сейчас восстать против монополиста пытается OED, у которого есть патенты на немного другой тип электронной бумаги, однако E Ink использует все возможности, чтобы перекрыть конкуренту кислород.

Учёные также не обнадёживают - принципиально новых поколений электронной бумаги нет пока что даже в лабораториях. Это значит, что E Ink будет выжимать всё из своих патентов ещё долгие и долгие годы. Убедить этого монополиста открыть фабрику в России вряд ли получится. Следовательно, экран - самая дорогая часть читалки - неизбежно будет и дальше производиться за рубежом.

Кстати, любопытный факт. Электронная бумага оценивается на выходе по сортам. В дорогие читалки, типа тех же «покетбуков», идёт самый высший сорт, «класс А». Другие сорта - с разводами, с желтизной, мутноватые, с «песком» - покупают производители второго уровня - как правило, безымянных устройств, которые потом получают логотипы известных российских компаний. Экраны второго сорта помогают таким брендам держать цену иногда на 30% ниже тех же «покетбуков».

После подъёма курса доллара в 2014 году эта стратегия сыграла с производителями безымянных устройств злую шутку. Тот же «Покетбук» изначально говорил покупателям «у нас качественный товар». Вопрос про цену покупатели особо не задавали, было вполне понятно, что качественный товар не может одновременно быть самым дешёвым на рынке.

Дорогой доллар вынудил поставщиков читалок повысить цены, причём в условиях, когда российский рынок хоть и не схлопнулся (подобно, например, украинскому), но всё же стал куда как менее обильным. «Покетбук» цены повысить смог, большая часть конкурентов не смогла. Значительная часть продавцов «читалок» вообще ушла с рынка и перестала «таскать» ридеры с китайских фабрик, переключившись на другие типы электронных устройств.

Кстати, любопытный факт. Простая качественная «читалка» как стоила около 10 тысяч рублей 8 лет назад, так и стоит. Спасибо развитию технологий, здесь уровень инфляции оказался околонулевым:

http://www.pocketbook-int.com/ru/store/products

Вернёмся к надеждам на производство «покетбуков» в России. Я понимаю, любое устройство начинается с инженеров и программистов, где оно будет собрано - вопрос уже не такой важный. Однако всё же очень хотелось бы видеть в России и огромные заводы по производству электроники. Это, в частности, позволило бы нам в итоге получить куда как более весёлые цены в магазинах: сейчас, конечно, 2014 год вспоминается с некоторой ностальгией.

Есть ли на это надежда?

Конечно, есть. Во-первых, некоторые уже потихоньку перебираются в Россию. Вот, например, мой отчёт о посещении московской площадки по производству видеорегистраторов Datakam:

http://fritzmorgen.livejournal.com/862505.html

Во-вторых, Китай уже не тот. Несколько лет назад «покетбуки» собирались на Тайване. Потом на Тайване стало всё дорого, а сборочный гигант «Фокскон» (он, кстати, собрает наряду с айфонами и айпадами чуть ли не половину всех покетбуков) получил столько заказов, что потерял всякую гибкость и начал принимать заказы только на полгода вперёд. Тогда заказчики перебрались в Шенчьжень. Стало дорого в Шенчьжене, перебрались в Гуанчжоу. Конкретно «Покетбуку» пока что в Гуанчжоу нормально, но кое-кто начинает уже задумываться о Филиппинах...

Бесконечно эта погоня за коротким юанем продолжаться не может, рано или поздно издержки выровняются. И если к этому времени достаточно крупные заводы будут построены в России, производители пойдут к нам - причём как условные «наши», типа «Покетбука», так и те, для которых Россия является такой же экзотикой, как и Китай.

Я уже писал выше, «покетбуки» продаются в 40 разных странах мира. У каждого региона есть свои особенности, иногда очевидные. Так, например, недавно первая партия «покетбуков» ушла в Иран, в ней была реализованная полноценная поддержка языка фарси.

Менее очевидные особенности можно наблюдать в Европе. Во-первых, там недолюбливают «чужих» производителей, из-за чего продажи тех же «киндлов» от Amazon идут менее бодро, чем могли бы. Во-вторых, там любят тач-скрины. Если русским непременно нужны старые добрые кнопки, то европейца хлебом не корми, дай только поводить пальцем по экрану. Это привычка, которую воспитал Apple.

Вообще, русскоязычным пользователям повезло. Для них открыт специальный сайт по сбору идей и пожеланий. Некоторые пожелания пользователей - типа гироскопа - инженеры даже встраивают в новые модели:

http://idea.pocketbook-int.com/

Не то что бы я крепко верил в способность пользователей внятно объяснить, что им нужно, однако всё же хорошая обратная связь ещё никогда не вредила разработчикам. У «Покетбука», кстати, есть модель, которая была полностью спроектирована в соответствии с пожеланиями пользователей - PocketBook 360. Как ни странно, получилось весьма неплохо.

Теперь об интересном, о повадках среднего читателя. «Покетбук», как и остальные крупные производители, последние годы пытается с переменным успехом подключить свои устройства к интернету - чтобы читатели сразу скачивали книги из онлайн-библиотеки, не отрываясь от экрана лайкали понравившихся авторов и, вообще, начинали потихоньку объединяться в единую книголюбскую экосистему.

Для этой цели «Покетбук» создал портал Readrate.com, к которому автоматически подключаются все продаваемые сейчас в России читалки.

Этот портал собирает статистику - что пользователь ставит, что читает, что дочитывает до конца. Сбор статистики, разумеется, можно при первом включении читалки отключить, но большая часть читателей не заморачивается. Таким образом, у «Покетбука» есть точная статистика по примерно полумиллиону россиян.

Выясняется следующее. Средний пользователь закачивает в читалку 10 тысяч книг - вероятно, загружая с торрентов целые библиотеки и закидывая их в электронную книгу всем чохом. Открывает хотя бы по одному разу средний пользователь уже только 40 книг. Дочитывает до конца - 15.

Услышав об этом я резко оживился. Хоть я и написал в своей жизни только одну «бумажную» книгу, однако электронных материалов разного объёма у меня, как вы знаете, хватает. Один только этот блог, если перевести его в печатный вид, потянет на хороший такой двенадцатитомник. Конечно же, мне было бы очень интересно, как меня читают - на каких моментах смеются, на каких злятся или волнуются, где издают зевок и закрывают вкладку...

Но нет. Как выяснилось, нашим писателям статистика «Покетбука» малоинтересна. Купили книгу, и славно. А до какого места книгу дочитали - до самой корочки или только до третьей страницы - писателям уже не так уж важно.

В свободном доступе на «РидРейте», кстати, тоже есть рейтинги книг. Первое место занимает Рей Бредбери, третье - Джордж Оруэлл. Из современных отечественных писателей выше всего находятся братья Стругацкие:

https://readrate.com/rus/ratings/top100

К сожалению, статистика по каждой конкретной книге - сколько начало читать, сколько дочитало до конца, на каких страницах забросили - на сайт не выкладывается.

Напоследок отпущу негодующую реплику в адрес наших Минкульта и Минобразования. Вы, конечно, знаете, офлайновые библиотеки переживают не лучшие времена - им приходится морфировать из классических библиотек в клубы по интересам, чтобы хоть как-то поддержать интерес граждан.

Отдельная беда с классикой. В бумажном виде сложно купить сейчас даже нормальное собрание сочинений Пушкина - менее же «раскрученных» авторов и вовсе зачастую приходится чуть ли не искать на книжных развалах.

Наконец, то, что происходит со школьными и вузовскими учебниками иначе как организованной преступностью назвать сложно. Родителей заставляют покупать весьма дорогостоящие учебники, школьники должны рвать себе позвоночники, ежедневно таская эту тяжесть в ранцах. Спрашивается, почему же нельзя наконец взять и перевести все учебники в электронный вид?

Библиотеки однозначно пора уже переносить в онлайн. Главные наши книги - начиная от Пушкина - давно надо было издать под контролем Минкульта в электронном виде и централизованно предлагать всем желающим в удобных форматах, причём не на подпольных торрент-трекерах, а на официальных, специально отобранных крупных сайтах.

Наконец, переводить учебники в электронный формат нужно было ещё в 2009 году, сразу же после появления первых нормальных электронных книг. Элементарная арифметика - простой «покетбук» стоит 6000 рублей, а учебники на год - около 3000. Выгода очевидна, даже с учётом неизбежной порчи читалок в руках маленьких вандалов.

Однако, нет, министерства не чешутся. Составление новых учебников и издание бумажных книг - это очень хорошо поставленная и крайне ёмкая в плане денег индустрия, которой совсем не хочется уходить в прошлое вслед за пейджерами и печатными машинками.

Сами школы, конечно, проявляют активность, пытаются перевести своими силами перевести основные учебники в электронный вид. Однако это большое начинание, тут усилий одиночных школ категорически недостаточно. Нужен масштаб министерств.

Подведу итог

Электронная индустрия в России развивается довольно бодрыми темпами:

http://ruxpert.ru/IT-продукты_России
http://ruxpert.ru/Российские_микропроцессоры

В недавнем послании Владимир Путин недвусмысленно обозначил приоритеты, IT-отрасль должна стать локомотивом нашей экономики, при этом государство ей в этом всеми силами помогать.

Опять-таки, информационную войну никто не отменял. В новой российской доктрине информационной безопасности ясно сказано - нам необходим цифровой суверенитет, отечественная электроника и отечественное ПО:

http://ruslanostashko.livejournal.com/75427.html

Я надеюсь, что пройдёт ещё лет 10, и основная масса продаваемой в России электроники будет у нас не только разрабатываться, но и производиться. Все возможности для этого у нас уже есть.

Previous post Next post
Up