Гугун, Пекин, Китай

May 05, 2007 19:21

Китай - это прежде всего Пекин. А Пекин - это прежде всего императорский дворец Гугун, или Запретный город. Впрочем, полное его название по-китайски звучит как «Цзыцзинчэн» - «Пурпурный запретный город», а название «Гугун», означающее «Дворец прежних правителей», появилось позже. Иногда Гугун переводят не совсем правильно «Старый дворец». Часто Запретный город называют просто Императорским дворцом или Зимним императорским дворцом, так как император обычно жил здесь лишь зимой, переезжая на лето в одну из своих загородных резиденций.



Строительство Запретного города началось в 1406 году и продолжалось почти 15 лет. Приказ о создании новой резиденции отдал император Чжу ди. Место для его постройки выбирали очень тщательно, с помощью астрономов, не полагаясь на случай. Ведь жилище императора должно было находиться точно в центре земного мира, так же, как дворец Небесного императора воздвигнут в центре звездного неба, там, где так ярко сияет Полярная звезда. Дворец Гугун был цитаделью для двух императорских династий - Мин и Цин. Двадцать четыре императора этих династий жили здесь.

Главным входом в Запретный город являются южные ворота Умэнь, или Полуденные ворота.



Но, естественно, наша экскурсия началась с прямо противоположной стороны.
В плане Запретный город представляет собой прямоугольник размером 760 м на 960 м, окруженный рвом "Золотая вода", ширина которого составляет 52 метра, и стеной, высота которой достигает 10 м при ширине основания более 8,5 м. По углам стен расположены сторожевые башни. Короче, очень внушительное такое строение. Запретный город - это целый комплекс различных сооружений, и он разделен на Внутренний дворец и Внешний дворец.



В помещениях Внешнего дворца император выполнял свои государственные функции. Во Внутреннем дворце находились жилые помещения, где жили, играли, поклонялись Богам император, императрицы, наложницы, принцы и принцессы.



В самой северной части Запретного города находится Императорский сад - Юйхуаюань.
На вершине искусственной горки Дуйсюшань находится Юйцзинтин (Беседка с видом на императорский дворец).



Каждый год в праздник двойной девятки Чунъян, который отмечают на девятый день девятого лунного месяца, император со своей императрицей поднимался на эту горку любоваться окружающим пейзажем. Юйцзинтин так и переводится - Павильон Императорского Вида.



Сад невелик - его размеры всего 130 м на 90 м, но очень живописен. Здесь много небольших павильонов и беседок, каменных бассейнов и причудливых камней.



В саду установлены статуи мифического существа Сечжи.



Зверь-сечжи (сечжай) - существо, способное, по китайским поверьям, отличать истину ото лжи, добро ото зла, распознавать правого и виноватого. Сечжи - это небесный баран. Считается, что, если он увидит ссору или драку, то своим рогом дотронется до неправого. Сечжи всегда справедлив, даже если неправым окажется император. Со временем он стал официально принятым символом правосудия в Китае, общей высокой нравственности чиновничества и правящего режима, и ранговым животным сановников-цензоров. На их одежде даже вышивали этих существ.



Изображался сечжи по-разному. Как животное с массивным туловищем, раздвоенными копытами, длинной гривой и собачьей головой; в виде льва с рогом посередине лба и мордой, опущенной вниз; в оленоподобном облике; в виде медведя, но с зеленой шерстью.

В 1393 году императорским указом был определён порядок ношения одежды для всех чинов и гражданские служащие, а также и военные офицеры, обязаны стали иметь вышивку буцзы на лицевой и оборотной стороне своих костюмов. Журавля можно было увидеть только на одежде чиновников высшего ранга, на костюме служащих второго ранга мог появиться только жёлтый фазан, третьего - павлин, четвёртого - дикий гусь, пятого - серебристый фазан, шестого - белая цапля, утка-мандаринка обозначала седьмой ранг, перепёлка - восьмой, и длиннохвостая мухоловка - девятый. Офицерский состав различался уже другой символикой: цилинь (единорог) появлялся на одежде военных первого ранга, лев вышивался на костюмах военных второго ранга, леопард - третьего, тигр указывал на четвёртый, медведь - на пятый, тигрят можно было увидеть на мундирах офицеров шестого и седьмого рангов, носороги - у военных восьмого, и, наконец, морские коньки указывали на обладателя девятого ранга. Спецуполномоченный по надзору и главный цензор должны были иметь на одежде вышивку с изображением сечжи (мифических животных, способных различать истинное и ложное).

За воротами Небесной чистоты Цяньцинмэнь



располагаются помещения, предназначенные для императорской семьи. Здесь на общей мраморной платформе стоят дворец Небесной чистоты Цяньцингун, павильон Соединения и процветания Цзяотайдянь, и дворец Земного спокойствия - Куньнингун.



Павильон Тайхэдянь (небесной чистоты) служит местом, где устраивались официальные дворцовые приемы.



Он является самым большим сооружением Гугуна. Крышу павильона поддерживают 86 деревянных колонн диаметром в один метр, шесть из них, окружающие трон, позолочены и украшены резными изображениями извивающихся драконов.
На площадке перед павильоном установлены большая бронзовая черепаха, поднявшая кверху клыкастую, почти волчью пасть - символ долголетия,



и бронзовый длинноногий журавль, как символ успешного продвижения по лестнице чинов.



1 января, в праздник Зимнего солнцестояния, день рождения императора, а также в день вступления на престол императора, здесь проводились торжественные церемонии. Здесь же оглашались важнейшие правительственные указы. После оглашения указы опускали с башни ворот в клюве деревянного феникса, помещали в паланкин, украшенный изображениями дракона и отправляли в министерство церемоний.



Павильон Тайхэдянь охраняют свирепо ощерившиеся бронзовые львы, олицетворяющие силу власти. Пара львов перед входом - это традиционный китайский атрибут власти и могущества.



Слева всегда должен находиться самец, попирающий правой лапой шар - символ единства империи. Справа - самка, которая левой лапой придерживает львенка, символизирующего благоденствие и преемственность. Китайцы верили, что львицы могут кормить детенышей молоком через лапу.

Использование львиных изваяний не было исключительной прерогативой императорского двора. Сановники различных рангов также могли украшать свои дома львиными парами. Но тем не менее предписаниями строго регламентировалось количество буклей в гриве льва. Так чиновник первой категории имел право ставить перед домом львов с тринадцатью буклями - максимально разрешенным числом. Далее по нисходящей количество буклей уменьшалось на одну вместе с уменьшением ранга чиновника. А чиновникам седьмого ранга львов иметь уже не разрешалось.



Самое интересное, что львов в Китае не водилось даже в древние времена. Первые изваяния львов датируются 25-200 гг. н.э. (династия Восточная Хань) и связаны с появлением буддизма в Китае. Ведь не даром Будду называют «львом среди людей». Лев занимает особое место в Буддизме и считается оберегом от сил зла и защитником правды.



Чаще всего использовались фигурки ши-цза.

Ши-цза в переводе с китайского - лев. Но львы эти весьма странные: большая голова, раскрытая пасть с множеством острых зубов, не по-львиному широкая морда, кудрявая грива, выпуклая грудь и сильные передние лапы. В Китае каменные и бронзовые парные сидящие фигурки таких львов часто помещали перед зданиями храмов, у ворот императорских дворцов, на кладбищах.

На крыше - фигурки зверей, настоящих и мифологических.



Первоначально там были не звери, а гвозди, которыми крепили черепицу. Потом гвозди заменили фигурками. Число фигурок зависит от положения, занимаемого хозяином жилища и может быть от 1 до 9. На императорских дворцах 9 фигурок.



Золотой цвет крыши означает императорскую власть.

Гугун построен из дерева. Так что в Запретном городе неоднократно случались большие пожары, после которых многие здания приходилось отстраивать заново. Поэтому большинство строений внутри Запретного города относится к концу XVII-XIX векам.



В таких чанах хранилась вода на случай пожара.



Ворота Тяньаньмэнь, передний вход в Запретный город.



Именно отсюда 1 октября 1949 года председатель Мао Цзэ-дун торжественно провозгласил образование Китайской Народной Республики (КНР). Ворота были построены в 1417 году и изначально назывались Чэнтяньмэнь (Ворота преемства воли неба). Именно отсюда, сверху, императоры династий Мин и Цин оглашали подданным свои указы.



По легенде это сооружение чем-то не угодило синеликому и крылатому богу грома Лэй-гуну, и тот, разгневавшись, наслал на Чэнтяньмэнь молнию. Деревянная постройка сгорела, а на пепелище были поставлены новые врата, получившие название Тяньаньмэнь (Ворота Небесного Спокойствия). По данным историков - в конце династии Мин крестьяне поднялись на восстание и взяли Пекин. Но восстание потерпело поражение и перед уходом восставшие разрушили Ворота.

В 1651 году Ворота были перестроены и получили новое имя. Высота ворот 33,7 м, с востока на запад - 9 помещений, с севера на юг - 5. В 1999 году, в 50-летнюю годовщину образования КНР, Ворота были перестроены и приобрели сегодняшний вид.

На воротах Тяньаньмэнь (с двух сторон от портрета Мао цзе дуна) висят два лозунга «10 000 лет процветания КНР» и «Да будет 10 000 лет мир во всем мире».

Число 10 000 имеет особое значение в китайской традиции. Связано это, прежде всего с системой счета, принятой в Древнем Китае. Для 10 000 существует особое название (вань), которое близко по значению к русскому «тьма», т.е. «очень много». В старом Китае число 10 000 употреблялось только по отношению к императору.



Колонны пред воротами называются Хуабяо - столбы с барельефами. Хуабяо имеют многовековую историю. По преданию, они появились 4000 лет назад, при императорах Яо и Шунь. Тогда они были деревянными. На них были написаны замечания народа о власти, по государственным делам. Потом люди ставили их на дороге, на главных путях, как опознавательные знаки. Но с течением времени, правители лишили простой народ такого права, "глас народа" на колоннах заменили изображением дракона, который символизирует власть. Их часто ставили перед императорскими дворцами. Эти Хуабяо имеют 500-летнюю историю и были воздвигнуты во время минской династии.



На самом верху Хуабяо сидит зверек Хоу. По преданию у дракона 9 сыновей. Это один из них. Он любит смотреть вдаль и поэтому верхняя часть Хуабяо украшается этим зверьком. На этих Хуабяо два зверька смотрят вдаль, спиной к императорскому дворцу, они как бы говорят императору: "Возвращайтесь скорее из путешествий, помните о необходимости управлять государством". Внутри дворца тоже есть два Хуабяо. Но на них зверьки заглядывают внутрь дворца. Они как бы напоминают императору, чтобы он не предавался празднеству, чаще выходил из дворца, заботился о своем народе.



Пять мраморных мостов, соединяющих ворота Тяньаньмэнь с одноимённой площадью, перекинутых через канал (речку), из глубины которого струятся фонтаны, символизируют пять основных конфуцианских добродетелей: доброту, учёность, верность, прямоту, уважение традиций. Речка, которая течет перед воротами Тяньаньмэнь, называется речкой золотой воды, или речкой нефритовой ленты. Центральный - самый широкий мост - предназначался исключительно для Сына Неба, остальные - для членов его семьи.



Площадь Тяньаньмэнь в своём нынешнем виде оформилась в 1959 году, когда к 10-й годовщине образования Китайской Народной Республики были воздвигнуты два помпезных квадратных монстра - Музей истории и революции и Большой народный дворец, в котором заседает парламент, бесчисленные колонны этих зданий выстроились, как зубочистки на параде. Командует парадом 38-метровый Карандаш - Памятник народным героям.



Пекин, beijing, КНР, Китай, Путешествия, Гугун, площадь Тяньаньмэнь, china, Сечжи

Previous post Next post
Up