Две истории февраля 1943 года - с интервалом в несколько дней

Dec 25, 2016 15:29


Это происходило на территории Беларуси в годы Второй мировой войны.

1. Православное Полесье.

15 февраля 1943 года в селе Хоростово Старобинского района (тогда это был рейхскомиссариат Остланд, а перед оккупацией - Пинская область СССР) в 6:00 утра началась торжественная литургия в Покровской церкви: в этот день по новому стилю правславные праздновали Сретение. Служил настоятель храма, отец Иоанн Лойко.


Согласно воспоминаниям жителей, рано утром в село въехали солдаты гитлеровской армии и местные полицаи. В Полесье в это время оккупанты проводили прочесывание лесов, чтобы уничтожить множившиеся партизанские отряды. Они начали выгонять из домов тех жителей, что в богослужении не участвовали, приказали им одеваться и идти в церковь. Там они устроили "сортировку":
- старухам с детьми приказали возвращаться по домам,
- женщин работоспособного возраста забрали с собой (отправили на работу в Германию),
- мужчин заперли в храме.
Позднее полицаи вспоминали на суде, что священник (у которого, кстати, то ли двое, то ли трое сыновей находились в партизанском отряде) пытался их увещевать, но один из немецких солдат просто поднял его и швырнул в алтарь. Каратели забили двери и окна досками, притащили соломы и подожгли.
Священник Иван Семенович Лойко погиб в огне вместе со своими прихожанами.

2. Католическое Придвинье.

На следующий день, 16 февраля 1943 года, оккупанты приехали в село Росица в Придвинье. В окрестных лесах в это время проводилась антипартизанская операция "Зимнее волшебство", и карательные подразделения получили приказ создать вокруг 40-километровую незаселенную зону, чтобы некому было снабжать партизан едой, принимать их раненых и т.д.
Население села Росица начали выгонять из домов, приказывая всем идти в костел.


Там собралось более тысячи человек. Пока это происходило, эсэсовцы стали зажигать дома один за другим.
Людей, видевших все это, начали сортировать:
- часть жителей отправили на работу в Германию,
- женщин с маленькими детьми погнали на железнодорожную станцию Бигосово и повезли в лагерь.
Ксендз Антоний Лящевич вступил с оккупантами в переговоры, прося разрешения отправить хотя бы детей в другие города, где их приютили бы местные католические общины. Ему отказали и велели молчать.
17 февраля отца Антония вообще вызвали из костела. Он сказал прихожанам: "Скорее всего, я уже не вернусь". Действительно, его застрелили тем же вечером и сожгли в одном из домов.
Утром 8 февраля оставшихся жителей Росицы загнали в коровник. Ксендзу Юрию Кашире предложили уйти, но он отказался и сам пошел вместе со всеми в коровник. Двери и окна фермы были забиты досками, после чего строение подожгли.
Никто не уцелел.

3. Что происходило после войны.

В селе Хоростово, сегодня относящемся к Минской области, восстановлена деревянная Покровская церковь. В ней служат панихиду по погибшим в феврале 1943 года.


В селе есть памятник местному партизанскому деятелю Василию Коржу. Есть и памятник погибшим во время войны, но на нем никто по имени не упомянут, в том числе и отец Иоанн.



И вообще нигде не поставили после войны памятник Ивану Лойко. Посмертно он не получил от государства никаких наград. Церковь тоже не поднимала вопрос об объявлении его святым.
А по другому адресу, в Придвинье?
В селе Росица, которое возродилось из пепла и сейчас стоит на самом севере Витебской области, еще в советское время возведен монумент погибшим жителям.


В костеле совершаются поминальные службы. В 1999 году папа римский Иоанн Павел II объявил блаженными (беатификовал) Юрия Каширу и Антония Лящевича. В храме есть их икона на фоне дымящегося коровника.


Теперь ежегодно 16 февраля (и еще второй раз, в августе) в деревне проводится крестный ход в честь росицких мучеников.


Всего католическая церковь при Иоанне Павле II канонизировала 108 мучеников Второй мировой войны.
А православная?

4. Святые есть, но не в Московском патриархате.

Не стоит думать, что православных мучеников этого периода нет. В Сербии, например, почитают в качестве святых узников, погибших во время оккупации в концлагере Ясеновац. Среди них есть священнослужители.


Но почему-то в СССР православный священник из Хоростово не удостоился той же чести, что и его сербские коллеги.
Хотя Русская православная церковь канонизировала множество мучеников и и исповедников, погибших от рук коммунистического режима.
А вот святых РПЦ, погибших от рук фашистов, найти не удается.
Монахиня мать Мария (Скобцова), погибшая в сконцлагере в 1945 году, канонизирована в 2004 году. Но не Московским, а Константинопольским патриархатом. Надо сказать, что были даже осудившие это решение, поскольку они называют мать Марию раскольницей.

5. Интернет-споры.

В интернете высказываются разные предположения по ситуации с Иоанном Лойко - почему не делалось попыток канонизации.
Им высказывают возражения.
Предположение: быть может, это из-за того, что отец Иоанн умер не за веру, его не принуждали к отказу от Христа, он просто сгорел со своими прихожанами.
Возражение: царя Николая II тоже не принуждали к отказу от Христа, но он канонизирован как страстотерпец.
Предположение: отец Иоанн стал священником не в Русской, а в Польской православной церкви, он перед Второй мировой был настоятелем храма в Сеневичах на польской Брестчине. Только в 1942 году архиепископ Александр назначил его настоятелем в село Хоростово.
Возражение: в 1939 году глава Пинской епархии архиепископ Александр Иноземцев перешел в юрисдикцию Русской православной церкви, и хотя в 1941 году во время оккупации опять вернулся в Польскую православную церковь, РПЦ всегда продолжала считать епархию своей.
Официально никто на эту тему не высказывался.
Ситуация не решена.

христианство, война, Вторая мировая, храм

Previous post Next post
Up