20.07.2019, суббота
Утро началось с того, что в паре метров от машины дорогу перебежал зайчишка. Мы решили не верить примете, которая двести лет назад убедила суеверного Александра Сергеевича Пушкина не ехать в Петербург, а остаться в Михайловском. Тогда заяц уберёг Пушкина от ссылки, а для нас ушастый стал предвестником удачного дня.
На 20 июля у нас были запланированы всего две локации, но зато каких! Начали мы с Порту, этакого португальского Питера и, ИМХО, самого красивого из посещенных в этом путешествии больших городов.
Но перед тем, как насладиться красотами Порту, нам надо было сделать одно важное дело. Уже вчера мы поняли, что Португалия - это не Испания и перемещаться по бесплатным дорогам тут попросту невозможно. Поэтому нам надо было оплатить мзду за проезд по платным дорогам этой пиренейской страны. Это оказалось тем ещё аттракционом, на который мы убили уйму времени и сил, и в конце концов решили забить болт.
Может, наш опыт кому-то пригодиться, поэтому предоставлю слово Андрею, более сведущему в этом деле:
Платные дороги Португалии - это отдельная песня, а системы их оплаты - срыв на фальцет в попытке взять верхнее ЛЯ.
Вкратце так. Есть дороги бесплатные, их много, они в относительно нормальном состоянии, но если вы хотите по-человечески передвигаться по стране, вам очень скоро нестерпимо захочется переместиться в платный сектор дорожного движения. Платные дороги хороши, если бы не навязчивое желание португальской управленческой мысли диверсифицировать систему оплаты проезда.
Итак, помимо простой и понятной всем схемы «отдал денюжку - проехал до следующего пункта сбора стеклотары податей» широко распространена знакомая нам система транспондеров, называемая там «ViaVerde». Если вы не на арендованной машине, вам придется самому найти офис компании, арендовать транспондер (около 30 евро залога и 10 на депозит) и, либо привязать его к своей кредитке, либо поддерживать на должном уровне величину депозита. По окончании трипа вы долго ищете куда бы сдать транспондер, чтобы вернуть залог. А если была привязка к кредитке и вы забыли «отвязаться», следующий арендатор транспондера скажет вам «Muito obrigado», потому как автоматическая «отвязка» от кредитки произойдет только через месяц. Кстати, неизрасходованные остатки депозита не возвращаются.
Если вам лень играться в транспондер, существует другой способ - «TOLLCard». Это карточка на фиксированную сумму 5-10-20-40 евро. Говорят, что её легко можно купить в Португалии на почте или в туристическом офисе и затем привязать к номеру авто. Мы честно пытались, но увы, почти во всех посещённых нами почтовых офисах данный товар отсутствовал. Правда, в одном офисе нам повезло, карточка нашлась. Но почему-то с пояснениями на португальском. На просьбу помочь нам её активировать и привязать к номеру авто, «почтовый офицер» ответил категорическим отказом. Плюнули, удалились, молча, чопорно, по-английски. Попытка купить её через интернет тоже обломалась - сайт компании зависал всякий раз, после ввода российского госномера.
Ну и вишенка на торте. С 2010 года значительная часть автодорог Португалии оплачивается только электронным образом. (Ну не любят они кэш!!!). И если вы безтранспондерный автотурист, вам одна дорога - «Система EASYToll». Суть проста: вы регистрируете своё авто в пункте EASYToll, номер авто привязывается к кредитке и вперед! Идея хорошая, если не знать, что таких пунктов всего 4 на всю Португалию, и расположены они на основных въездах в страну. Мы въезжали через горные дороги, оставляя автобаны в стороне и для нас этот вариант также остался невостребованным.
В результате, по всем платным, но не за наличные, дорогам Португалии мы разъезжали «безвозмездно, то есть даром». Теперь ждём возмездия!
А по уму - напечатай виньетку, продай автотуристу и встречай фиесту сытый и спокойный. Но «каждая сосиска мнит себя колбасой».
К слову, штрафы, которые по идее должны были придти на почту, к концу января месяца так и не пришли.
От кемпинга до Порту было всего около 20 километров и в город мы приехали утром, правда не ранним. Это было хорошо, потому как мы смогли решить проблему с парковкой и народу в утренние часы было всё-таки поменьше.
Развязку при въезде в Порту наш навигатор не знал, темой парковки мы опять не озаботились, поэтому пришлось три раза возвращаться на сложную развязку, прежде чем мы смогли поймать нужный съезд. Потом мы сразу заехали в колоритные дворики, заблудились, потыкались по узким улочкам и заехали в тупик. Тут же вышли добрые португальцы и очень понятно объяснили, как проехать к паркингу. На всякий случай даю координаты большой крытой парковки у реки Дору: N 41° 8.224'W 8° 37.156'
Первое, что мы увидели в Порту, как только вышли из парковки - огромное количество рыб в реке. В Дору в этом месте вливался какой-то мутный сток и река кишела рыбой:
Порту с первого взгляда нам, что называется, "зашел". Мы сразу почувствовали его неповторимую ауру и особенную атмосферу. К слову, с Лиссабоном через два дня такого не произошло, он показался нам городом-вампиром. Может, в моментально возникшей симпатии сыграло роль некоторое сходство Порту с Питером - бывшая столица, второй по значимости город страны...
А ещё Порту необычайно живописен. У него сложный рельеф и множество выгодных для обзора мест.
К тому же Порту как-то умудряется переваривать тысячи туристов, что текут по его улицам и набережным. Кажется, что город вот-вот захлебнётся от разномастной людской толпы, но нет, всем находится место под солнцем.
Начали мы с главного - с моста дона Луиша, спроектированного Теофилом Сейригом - учеником того самого Эйфеля.
Мост имеет два уровня: по нижнему едут автомобили и поезда; верхний, высотой 172 метра, отдан пешеходам и трамваям.
На второй ярус подняться было нелегко, но это того стоило - виды отсюда умопомрачительные.
Для совсем ленивых есть канатная дорога, конечная остановка которой располагается недалеко от монастыря Mosteiro da Serra do Pilar.
Наслаждаемся видами на крупнейшую реку Пиренеев - Дору...
...и на распластавшийся по холмам старый Порту.
С моста хорошо виден колоритный квартал Байрру-ду-Се. Когда-то население этого квартала жило портом. В 60-е года прошлого века гавань перенесли с реки на океан и этот район стал постепенно приходить в запустение.
Сейчас там совсем уж разруха и в тёмное время суток сюда соваться не советуют. Мы же побывали там днём, но об этом чуть позже.
Дальше мы потопали к Се - церкви-крепости 12-го века, одной из главных достопримечательностей Порту.
Именно вокруг собора стал первоначально разрастаться город.
Кафедральный собор Се был местом многих важных исторических событий: здесь крестили известного авантюриста и организатора морских экспедиций Генриха Мореплавателя, а в 14 веке в нем женились король Португалии Жуан I и английская принцесса Филиппа Ланкастерская.
Около собора возвышается ажурная колонна, закрученная в спираль - Pelourinho do Porto. Изящная и красивая.
От храма открываются отличные виды на Порту.
Дальше мы спустились вниз и пошли к бульвару Avenida dos Aliados, где в наши дни сосредоточена деловая жизнь города.
От бульвара недалеко до церкви Igreja dos Clerigos.
Это одна из главных доминант города: башня храма, Торре-душ-Клеригуш, высотой 76 метров является самой высокой церковной башней Португалии.
Если спуститься чуть ниже, то окажешься в хитросплетении узких улиц старого города.
Здесь мы передохнули и полакомились сардинками. Эти рыбки являются символом Португалии - три сардинки красуются на изрядной части португальских сувениров.
В Порту мы впервые увидели знаменитые португальские азулежу - расписанные глиняные плитки, обожжённые и глазурованные. В качестве сюжетов художники предпочитали использовать жанровые композиции. Частенько азулежу украшают стены домов. Чисто португальская фишка.
В поисках какой-то церкви мы забрели в таот самый квартал Байрру-ду-Се, о котором я писала чуть выше. Путеводители в один голос утверждают, что это рассадник проституции и наркоты. Так вот: в данном случае путеводители по Порту ни капельки не врут! В первый раз в жизни видела, как среди бела дня, не таясь и не скрываясь, мутные персонажи сбывают наркотики. Решили забить на церковь и поспешили оттуда побыстрей убраться. Наркодилеров мы не фотографировали, на фото соседняя цивильная улица.
А буквально в пяти минутах хода от стрёмного района - забитая туристами и заставленная торговыми рядами, шумная и жаркая набережная Рибейра.
Набережная застроена узкими разноцветными домами. Узкими они построены не просто так, а из-за налогов, которые раньше рассчитывались исходя из ширины фасадов.
Вынырнув из бурлящий толпы, мы поняли, что уже изрядно устали и пора на другой берег, в машинку с кондиционером и в дальнейший путь.
Из Порту мы поехали в Бусаку. Это горный массив в Португалии, на территории которого есть одно совершенно волшебное место.
Давным-давно, еще в шестом веке, монахи приглядели густой и дикий лес на склонах гор. Они начали его осваивать и уже в 1628 году построили там свои кельи. Мореплаватели привозили деревья с разных уголков земли и дарили монахам, а те создавали сказочный парк, со скамейками, гротами и водопадами.
С 1632 года парк находятся под папской защитой, и теперь на 105 гектарах леса можно встретить 700 видов как местных, так и экзотических растений.
Сейчас это большой лес, с тремя входами-выходами. Въезд в парк платный, с машины пять евро, билет действует целый день. Небольшой лайфхак: после восьми часов вечера въезд в парк свободный, но не знаю, сколько можно успеть посмотреть в парке до темноты.
Нам же тут так понравилось, что мы бродили часа четыре и даже совершили неслабый хайкинг, забравшись на ближайшую гору.
В 1834 году монастырь был закрыт, а в 1888 году здесь был построен дворец, который потряс наше воображение. Во всяком случае, до сих пор ничего подобного видеть ещё не приходилось.
Дворец построен в так называемом нео-мануэлинском стиле. Вообще, стиль мануэлино - это такая же фишка Португалии, как и азулежу. Назван он по имени короля Мануэла. В стиле смешаны элементы готики, мавританского стиля, Ренессанса и экзотические мотивы. Связано это с эпохой великих географических открытий 15-16 веков, когда Португалия была впереди планеты всей. Поэтому в каменном кружеве часты морские элементы: канаты, якоря, головы неведомых чудищ и прочая.
Дворец был задуман, как охотничья резиденция короля. Над проектом трудился итальянец Луиджи Манини, тот же, что построил знаменитый Кинта-да-Регалейра в Синтре.
Забегая вперёд, скажу, что Кинта-да-Регалейра мы посетили тремя днями позже и дворец и парк Бусаку впечатлили больше. Хотя тут надо учитывать эффект новизны и то, что в парке было совсем немного народу.
В 1910 году дворцу дают вторую жизнь и бывший королевский повар получает разрешение сделать из дворца отель PALACIO DE BUCACO.
Сейчас этот отель считается самым романтичным в Европе. Он имеет пять законных звёзд. Цена, к слову, вполне адекватна - около ста евро за двухместный номер с завтраком. И не будь у нас запланировано бюджетное путешествие, я бы даже не думала, где ночевать этой ночью. Думаю, этот отель стоит своих денег.
С двух сторон дворец окружен галереей, украшенной азулежу и витыми колоннами, среди которых нет двух одинаковых.
Азулежу на стенах выполнены в сине-голубых тонах. От них действительно не оторвать взгляд!
Рядом с дворцом разбит регулярный парк.
А за парком - уже настоящий лес с разнообразными растениями, которых тут насчитывается 700 видов. Здесь есть земляничное дерево, атласский кедр, секвойи, араукарии из Австралии, орегонская пихта, тасманский эвкалипт...
Лес огромен, он занимает площадь в 105 га. Тут встречаются источники, беседки, таинственные гроты...
Часовни, кресты..
Мы шли и шли по тропинке, которая забиралась все выше и выше. По бокам тропинки росли чудесные кривые кусты, напомнившие нам "пьяный лес" на Куршской косе и на
острове Сааремаа.
Наградой за непростой подъём стал чудесный вид на дворец и португальские зелёные дали. Жаль только, что солнце было контровым.
Отличное место, которое мы всем всячески рекомендуем.
Ночевать поехали на дикую стоянку по заранее припасенным координатам: N 40° 22.645' W 8° 25.149'
В этот раз мы спали под оливковыми деревьями в эквалиптовом лесу, а вокруг летали светлячки. Звучит красиво, но на самом деле эвкалиптовый лес жутко колючий. Шагу нельзя сделать, чтобы не исцарапаться.
За 20 июля проехали 175 км.
Карта маршрута: