4 августа.
Долгое время в своих путешествиях мы объезжали Швейцарию стороной. Не секрет, что страна это дорогая, и, кроме того, душила жаба покупать годовую виньетку за проезд по дорогам этой альпийской страны за 40 швейцарских франков.
В этот раз Швейцария идеально ложилась под колёса и на обратном пути мы проложили маршрут по бесплатным дорогам её гористой восточной части.
Швейцария зацепила. Мы уже катались по Альпам во Франции, Австрии, Баварии, Италии, но именно в Швейцарии увидели эталонный альпийский пейзаж. Горы со снежниками. Холёные швейцарские коровы на изумрудных лугах. Альпийские деревушки, словно сошедшие с рекламных открыток. На труднодоступных перевалах - автобусные остановки с расписанием. И я уверена, что автобусы приходят минута в минуту.
Страна, многие десятки лет не знающая войны и потрясений. Можно понять профессора Плейшнера, у которого в Швейцарии снесло крышу. Что сказать - нам тоже захотелось остаться там жить)
В Швейцарию мы въезжали из переполненного туристами города-курорта Шамони, от которого до Швейцарии чуть больше десяти километров. Границы как таковой тут нет, но сразу почувствовалось, что мы въехали в другую страну - пропал сумасшедший отпускной французский трафик и дороги стали шире. Очень скоро мы перемахнули через очередной альпийский перевал и спустились в довольно большой город
Дальше дорога долго шла по долине.
Ехать было сплошным удовольствием: идеальные дороги (и бесплатные!!), на редкость спокойное движение, вдоль шоссе тянулись бесконечные фруктовые сады с персиками, яблоками, грушами, абрикосами. Правда, городки в долине встречались чистенькие, но без изюминок.
Но Швейцария - горная страна, собственно, за горами мы сюда и ехали. Километров через сто пятьдесят - двести перед нами встали горы и мы в который уже раз за это путешествие полезли вверх в Альпы.
В принципе, швейцарские Альпы с юга на север можно проехать по тоннелю. Но можно кружить серпантинами и забираться выше снежников. Так гораздо интереснее)
Стали встречаться первые швейцарские альпийские деревни, от которых у меня тут же начался очередной снос крыши.
Я вообще не ровно дышу ко всяким деревянным строениям, а в Швейцарии их много и они в идеальном состоянии.
Дома, сарайчики, какие -то пристройки - все они бережно сохранены. Даже трудно на первый взгляд определить, сколько им лет - пятьдесят? сто? двести?
Дома пропитаны смолой и на солнце дивно пахнут. А главное - никакого сайдинга и ондулина!
У нас брёвна от гниения прокладывали берестой, а здесь камень. Интересное решение.
Мы останавливались, наверное, в трёх или четырёх таких маленьких придорожных деревнях, названия которых я даже не записала. Просто ходили и смотрели. Деревни совсем небольшие, обойти их можно буквально за десять-двадцать минут.
Пожалуй, самое подходящее слово для Швейцарии, которое хочется употреблять здесь постоянно - идеальный.
Идеальная чистота и порядок.
Идеальная швейцарская деревня.
Идеальный альпийский пейзаж. На этой фотографии не хватает идеальных холёных коров, но они там есть))
Расписание автобусов на каком-то высоченном перевале, где даже селений нет. Но нет сомнений, что автобусы ходят идеально по расписанию.
В хайкинги мы в швейцарских Альпах не ходили, но останавливались часто. И делали-делали-делали сотни одинаковых фотографий гор. Но остановиться и не фотографировать невозможно. Хочется увести с собой частичку этой красоты.
Главной нашей целью в Швейцарии был Чертов мост и перевал Сен-Готард.
Поворот на перевал, когда едешь с юга на север, совсем неочевиден. Нужно быть очень внимательным, ведь если проскочишь нужный указатель, то вскоре въедешь в тоннель длиной 16,9 километра (третий по протяженности в мире) и выедешь уже с другой стороны Альп. Навигатор тут чудит, и, как мы читали в чужих отчётах, не только у нас. Мы чуть было не промахнулись, но быстро сообразили и развернулись. Ехать следует по большому кольцу, ориентируясь на зелёный указатель на перевал Сен-Готард.
Сен-Готард - это самый важный горный перевал Швейцарских Альп. Высота его составляет 2108 метров; южный склон крутой, северный представляет отлогий скат.
Испокон века этот район был важнейшим транспортным путем через Альпы, но сложная орография области делала его проходимым лишь пять-шесть месяцев в году.
В XIII столетии была проложена первая постоянная дорога. Она сохранилась до сих пор и является популярным туристическим маршрутом. Истинно швейцарское качество!
Этот перевал также самый значительный водораздел Швейцарии. Сен-Готард своими ледниками и озёрами питает изрядное количество рек - Рейн, Рону, Ройс и другие.
Здесь много чистых холодных озёр, наибольшее - Лаго Ритом.
Именно через перевал Сен-Готард русский полководец Александр Суворов совершил свой знаменитый переход через Альпы. 13 сентября 1799 года наши войска с боем взяли перевал, а затем - считающийся неприступным Чёртов мост.
Благодарные швейцарцы помнят о подвиге Суворова и русских солдат, которые перешли через Альпы и победили наполеоновское войско, тем самым вернув швейцарцам независимость.
На самом высоком месте перевала Сен-Готард установлен памятник великому русскому полководцу. Суворова на этом памятнике изваяли каким-то уродцем, но так ли это важно?
А важно то, что это так здорово, когда где-то высоко-высоко в швейцарских Альпах можно стоять и гордиться своими великими предками..
А ещё на Сен-Готарде можно найти вполне русский геокешерский тайничок, заложенный нашим приятелем-геокешером))
На перевале встречаются и такие странные сущности.
Много странных сущностей. Лезут из-под земли, а на фотографиях издалека их можно принять за камни.
Почему-то мы решили, что легендарный Чертов мост должен быть тут же, на перевале. Даже безуспешно пытались его найти. Хорошо, что догадались прочитать описание тайника и тут оказалось, что до моста ещё десять километров надо ехать:) По пути к Чертову мосту постояли в пробке, не ожидали пробок в Швейцарии(
У Чертова моста проводился ремонт, парковка же оказалась слишком маленькая, пришлось покрутиться. Но это того стоило. Место впечатляет и своей историей, и сильнейшей энергетикой.
А кроме того, как бы в это ни было сложно поверить, здесь находится наша русская земля. Да-да, целых пятьсот квадратных метров дорогущей земли в швейцарских Альпах по законному праву принадлежит России!
В память о славной победе русских войск под командованием Александра Суворова в 1898 году эти земли были переданы России в бессрочное владение. Сейчас там небольшой мемориал с каменным крестом..
... подземным туннелем..
..русским рестораном..
..и двумя мостами на месте того, легендарного... От "суворовского" Чертова моста сохранилась лишь часть опоры.
Посещение комплекса бесплатно для всех.
Район Чертова моста - место действительно очень суровое. Скалы почти отвесные. Постоянно дует сильный ветер. Тут всё время думаешь о наших солдатах, как они смогли взять его, этот Чертов мост, что-то невозможное!
Тема перехода Суворова через Альпы очень обширна и требует тщательного изучения, поэтому в этом посте я её подробно раскрывать не буду.
Отмечу только, что потери русской армии, вышедшей из окружения без продовольствия и боеприпасов и разбивших все войска на своём пути, составили около 5 тыс. человек (до 1/4 армии), многие из которых разбились при переходах.
Однако потери французских войск, обладавших подавляющим превосходством в численности, превосходили потери русских войск в 3-4 раза. Было захвачено в плен 2778 французских солдат и офицеров, половину которых Суворов сумел прокормить и вывести из Альп как свидетельство великого подвига.
Потом ещё долго ехали по Альпам..
..по горнолыжным курортам..
..по каким-то чудным городкам.
По планам у нас было проехать Швейцарию за один день, но очень хотелось остаться. И почему мы этого не сделали, хотя возможность была? Теперь кусаю локти.
За этот день от обилия впечатлений мы очень устали и плохо соображали. Когда выезжали из Швейцарии, стали гадать, в какую страну мы сейчас въедем - в Германию или Австрию. Оказалось - в Лихтенштейн))) Такого с нами ещё не было, совсем потерялись во времени и пространстве.
Просто так уезжать из Лихтенштейна не хотелось. Мы несколько раз останавливались у встречающихся по дороге отелей, но то они были закрыты, то был негуманный ценник. Дешевле 110 евро за ночь ничего не нашлось и мы поехали дальше.
Вот теперь думаю - считается ли Лихтенштейн за посещенную страну? Мы сделали тут десяток фоток, раза три прошлись по улицам. Не особо много увидели, но и страна-то "с гулькин нос"))
Когда въехали в Австрию, окончательно стемнело. Отели позакрывались. Почти форс-мажор, но у нас были заветные координаты от
akorp. По ним и поехали искать очередной "дикий кемпинг".
Доехали по Германии, свернули на второстепенное шоссе и вскоре навигатор показал поворот на "дорогу без покрытия". Зашибись! Правда, на деле оказалось, что в лес идёт какая-то мелкая дорожка. Небо затянуло тучами, настроение стремилось к нулю. Мы бросили машину в лесу и с фонариком пошли на разведку. Каменистая дорога шла под горку. В темноте мерещелись подозрительные шорохи и звуки. Как выяснилось утром, звуки и шорохи мне не мерещелись.
Но координаты оказались точными и мы вышли на лесную полянку. Ещё раз большое спасибо, он нас в этот день реально выручил. На полянке было уютно, можно было и заночевать, и развернуться. Где-то рядом шумела река, я попробовала до неё дойти в темноте, но в тёмном незнакомом лесу стало страшно и я вернулась. Сходили за машиной, кое-как поужинали и совершенно обессиленные завалились спать.
За 4 августа проехали 441 км.