Одним из мест в Казахстане, впечатлившим нас больше всего, стал национальный парк Алтын-Эмель. Находится он на юге Казахстана, в долине реки Или, среди отрогов Джунгарского Алатау. Это далеко и от больших городов - Астаны и Алма-Аты, и от основных трасс. Соответственно доезжают до Алтын-Эмеля немногие и здесь есть редкая возможность почувствовать себя вдали от цивилизации и насладиться безлюдьем. Рай для интровертов.
26 июля.
Утром без сожаления прощаемся с душной и шумной Алма-Атой. Ради Алтын-Эмеля мы снова делаем крюк, от Алма-Аты поехав не на юг, в сторону Киргизии, а опять на север. Сначала дорога нас радовала, шло отличное четырёхполосное шоссе в сторону Талдыкоргана. Мы проехали огромное Капшагайское водохранилище, а на нём городок Канаев, этакий казахский Лас-Вегас. Казино, оформленные в национальном казахском стиле, протянулись здесь вдоль шоссе на несколько километров.
Увидев на обочине очередное кладбище, остановились и походили по нему, ведь это своего рода культурный феномен тюрских народов.
Кочевой тюрок всю жизнь скитается и лишь в смерти обретает дом.
Оттого и места погребений такие, больше похожие на жилища.
Очень странное впечатление производят эти кладбища, когда едешь по пустыне Бетпак-Дала. Многие километры не видишь следов человеческого присутствия, и вдруг замечаешь на горизонте какие строения. Думаешь, что это поселение, буранный полустанок, подъедешь ближе, приглядишься - нет, снова кладбище.
В Сарьюзеке мы съехали с великолепного шоссе (кстати, платного, но пунктов оплаты мы нигде не заметили) и поехали на восток. И - опаньки! - снова глобальный ремонт дороги. Всё прокляли, пока тащились по раздолбанной колее около полста километров. Уже ближе к вечеру доехали до села Басши. Здесь нам предстояло купить путёвку в офисе национального парка "Алтын-Эмель". Там же в офисе можно выбрать, где вы хотите переночевать. Затем с этой туристической путёвкой нужно отметиться на кордоне непосредственно на въезде в парк.
В Алтын-Эмеле можно поехать по трём туристическим маршрутам:
1. Поющий бархан
2. Некрополь Бесшатыр
3. Меловые горы Актау
Мы решили добраться до главной достопримечательности парка - песчаной дюны «Поющий бархан» (N 43° 53.629' E 78° 33.552'). Дорога туда - это 40 км жуткой гребёнки. Мы было подумали, что там прошёл какой-нибудь гусеничный трактор и испортил дорогу, но потом нам объяснили, что такие глубокие борозды оставляют постоянно дующие ветра.
Так это или не так, не знаем, но именно тут, боясь не успеть к закату и чуть прибавив скорость, мы в хлам разорвали колесо. Бортировать колесо в пыли и на жаре - то ещё удовольствие, но больше всего пугало, что если что-нибудь случится ещё с одним колесом или сломается машина, то мы так и останемся посреди этой безлюдной степи, помощь придёт нескоро и будет нам дорого стоить.
Но боялись мы зря. Пока меняли колесо, проехали аж целых две машины, что в тех местах можно считать удачей. Обе машины остановились с предложением помощи. В первой ехали парень с девушкой европейского вида, были они симпатичными и милыми, говорили по-английски, совали нам воду, мы их потом между собой называли «французиками». Во второй машине ехал работник парка, сказал, что передаст, что с автомобилем непорядок, и чтобы мы, когда доберёмся до деревни, шли в офис национального парка, там скажут, к кому ехать.
Второе колесо мы не пробили, но к закату на Бархане не успели. Зато сполна смогли полазить по дюне, песок уже не был столь горяч, как днём.
Одновременно с нами к Поющему бархану на машине заказника подъехал москвич с проводником. И - всё, больше никого, только мы, бархан и степь. Ещё правда зайцы и туркменские куланы прыгали.
Дюна - крышесносящая! Издалека кажется, что она небольшая, но подходишь ближе и понимаешь, что она очень высокая, мы так и не дошли до самого верха.
Дул ветер, летел песок, из-за гор виднелись последние лучи солнца, это было незабываемо.
Потом вытряхивали песок из всевозможных мест. И телефону тоже досталось.
Вскоре ушли и москвич с казахом, а мы всё никак не могли распрощаться с барханом.
И только когда бархан, наконец, спел нам напоследок, мы пошли к машине.
Пел бархан тоже по-особенному. Сначала мы думали, что пение - это просто когда песок летит и тихонько шелестит. Но - нет, настоящая песня - это такой гул, глухой, утробный, кажется, что он идёт изнутри бархана. Очень впечатляет.
Ночевали мы на кордоне километрах в десяти от бархана, так как останавливаться в национальном парке можно только в специально отведённых местах.
На нашем кордоне росли 500-летние ивы, журчал хилый родничок и жили старик со старухой, а также корова, куры, кошка и собака. Все они рано утром начали кукарекать, мычать, лаять и мяукать и разбудили нас. Но нам всё равно там очень понравилось, особенно порадовали огромные звёзды в тёплой июльской ночи. Да и спалось тут замечательно.
За 26 июля проехали 310 км.
27 июля.
С утра потихонечку преодолели сорок километров до Басши. В офисе национального парка нам дали адрес мужика, который занимается колёсами. Приехали в дом. Мужика, как истинного правоверного мусульманина, с утра пораньше брила жена, пришлось нам немного подождать его в уютном тенистом дворике. Закончив процедуру, мужик посмотрел на разорванное в хлам колесо и вынес приговор, что нужно новое, а такие колёса могут быть только в городе. Ближайшим к нам городом был Жаркент. Мы осторожно поинтересовались насчет качества дороги в Жаркент, поскольку сильно не хотелось порвать и второе колесо, и получили обнадеживающие заверения, что в ту сторону всё будет норм.
Делать нечего, поехали мы в Жаркент. Жаркент - это такой город-рынок в тридцати километрах от китайской границы, своего рода ворота в Китай. Насчёт дороги аборигены не обманули, она была вполне прилична. А машин на этой трассе практически не было.
Природа же в этих краях негостеприимна и привлекательна одновременно: голое, почти безжизненное нагорье, смятая в складки каменистая земля почти без всякой растительности.
Можно заметить выступы разноцветных пород.
Здесь до Китая чуть больше двадцати километров. Скорее всего, природа в приграничной части КНР будет похожа. Вот так мы получили кое-какое представление о Китае:))
Долго ли, коротко ли, доехали мы до Жаркента. Слава богу, что в Жаркенте нашёлся один-единственный ларёк, торгующий резиной, а в нём единственное колесо нужного нам размера. Дырявое, правда, с заплаткой, но мы и такому были рады.
Торговец резиной рассказал, что он специально не берёт помощников, а справляется со всем своим бизнесом сам, хоть и зашивается временами. Квартира у него до потолка завалена резиной, да и ангар тоже. За резиной ездит в Китай, а дырявят её на таможне, специальное такое наказание, если отказываешься выгружать все колёса для проверки.
Сам Жаркент выглядит как-то так:
Это центральная улица Жаркента:
Радостные, что решили очередную проблему, мы затарились продуктами и поехали в следующее место из числа must see в Казахстане - к Чарынскому каньону.
Предыдущие части отчета:
Дорога до Перми:
https://frosya-hod.livejournal.com/165120.html Пермь и Хохловка:
https://frosya-hod.livejournal.com/165649.html Усолье, Соликамск, Чердынь, Ныроб, Искор:
https://frosya-hod.livejournal.com/166058.html Ветлан:
https://frosya-hod.livejournal.com/166502.html Ледяная пещера, Кунгур, Плакун, Мёртвое море Зауралья:
https://frosya-hod.livejournal.com/166723.html Казахстан: Петропавловск, Боровое:
https://frosya-hod.livejournal.com/167190.html Казахстан: Астана:
https://frosya-hod.livejournal.com/167468.html Казахстан: Приозёрск:
https://frosya-hod.livejournal.com/167824.html Казахстан: Алма-Ата, Заилийский Алатау:
https://frosya-hod.livejournal.com/168417.html