Челомеевская УР-700 оказалась не такой "везучей", как ее младшие "сестры" УР-100,
УР-200 и УР-500. Их еще можно увидеть, а вот от УР-700 в металле ничего не осталось. Почти.
По этой программе не было изготовлено ни одной ракеты. Но в КБ Челомея были сделаны модели для испытаний. Одна из них в масштабе 1:10 целиком сохранилась.
На этой модели проводились динамические моделирования. (Вообще-то таких моделей было две, но одна была практически разрушена). Резиновые шланги служили для "заправки" модели водой. Сама "ракета" подвешена на вибростенде и занимает в высоту три этажа. Несмотря на "миниатюрность" модель очень хорошо проработана: баки, как и в натуре, состоят из вафельных обечаек, хорошо видны отличия между баками и межбаковыми отсеками, сварные швы соответствуют натурным (ну, скажем, в месте возникновения краевых эффектов при соединения обечайки и днища бака сделана зона усиления). Все эти детали говорят о том, что по модели вполне можно составить впечатление о натурной ракете.
Именно эта ракета состоит из трех ступеней. Первая ступень - 3 пары боковых блоков с одним двигателем на каждом блоке. Вторая ступень - 3 блока, почти аналогичных боковым, размещенные в центре.
Там, где нарисована красная буква "Б" - это один из блоков второй ступени.
Центральные и боковые блоки различаются только по длине.
Здесь видна ферма, соединяющая центральный бак третьей ступени и блоки второй ступени. Блоки же первой ступени "поднимаются" еще выше.
Фактически баки компонентов топлива в боковых и центральных блоках одинаковы. Видно, что отметки максимальной заправки горючего первой и второй ступени (100% Г II и 100% Г I) находятся на одном уровне.
Над баками окислителя и горючего первой ступени установлены баки окислителя (на трех боковых блоках) и горючего (тоже на трех блоках), используемых в двигателях второй ступени. Таким образом, ракета состоит из одинаковых ракетных блоков, которые спроектированы так, что они собранные и испытанные могут перевозиться железнодорожным транспортом с завода-изготовителя на космодром.
При старте одновременно запускались двигатели первой и второй ступеней. При этом окислитель и горючее для двигателей второй ступени начинали поступать из баков, расположенных наверху боковых блоков.
Боковые блоки заканчиваются наклонными конусами. На правом конусе видна отметка максимального уровня окислителя для двигателей центральных блоков (100% О п). ("п" наверное означало "промежуточный")
Здесь хорошо видна разница в конструкции верхних конусов боковых блоков. Конус, в котором расположен бак окислителя, имеет силовую краевую зону около верхнего днища бака.
На цилиндрической части блока, который в центре фотографии, видна отметка максимального уровня горючего для двигателей центральных блоков (100% Г п).
Т.е. этот бак имеет цилиндрическую форму и конус над ним (в отличие от соседнего блока) пустой.
Третья ступень ракеты - это "урезанная" первая ступень ракеты УР-500.
Бак окислителя меньших размеров, вместо 6 боковых баков горючего - только три.
На третью ступень, там где сейчас ферменный подвес, устанавливалась полезная нагрузка.
Модели разных вариантов полезной нагрузки тоже когда-то были в лаборатории, но потом их передали в НПО Машиностроения. И, по слухам, их можно увидеть в его музее.
Судьба самой этой модели невеселая. В связи с тем, что измерительная аппаратура стенда устарела, виброиспытания на ней не проводятся. Поскольку испытания проводились с моделью, заполненной водой, началась ее коррозия. Вообще-то, по регламенту заправлять модельные баки было положено спиртом, а после испытаний его сливать в канализацию. Говорят, что в КБ Челомея таки делали. Правда в качестве канализации служило отверстие в полу, под которое вовремя подставляли емкости. Но потом программу закрыли, а "трясти" ради научного интереса "ракету" со спиртом денег, конечно же, не было.
К чему предыдущий абзац, не имеющий отношения собственно к конструкции УР-700? Сдается мне, что где-то в пыльных углах разных кафедр, лабораторий и складов еще могут лежать уникальные вещи, без которых история космонавтики будет неполной. Но идет время, из промышленности и науки уходят люди, которые могут рассказать про эти изделия, теряется документация, и, освобождая помещения для чего-то нового, "непонятные железки" могут отправить, в буквальном смысле слова, на свалку истории. Может быть стоит поговорить со своими институтскими преподавателями, знакомыми из НИИ и КБ, другими людьми, работавшими в ракетно-космической области, и записать их воспоминания, разыскать исторические изделия, если возможно, отфотографировать их, скопировать документацию, оцифровать фильмы и т.д и т.п.
На такие мысли натолкнули воспоминания одного из профессоров Бауманки о начале своей конструкторской работы:
"Я и ряд моих товарищей попали в коллектив ("почтовый ящик" п/я 577) и оказались на положении "молодых специалистов", обязанных отработать три года в этом звании. ... И мы с энтузиазмом выпускали чертежи на детали и элементы конструкции на Ла-250, на серию зенитных ракет. Особый интерес мы проявляли к конструкции ракетоплана "Буря". Было с чем сравнить. Ведь в музее МВТУ при нашем факультете имелись натурные образцы немецкой трофейной техники: Фау-2, Фау-1, Рейнтохтер, Рейнботе, Вассерфаль, Шметтерлинг, и многое другое."
К сожалению, ничего этого в Бауманке уже нет...