Книжонка как вещь или что со мной сделал один текст

May 20, 2011 23:57

Читаю Кундеру, "Вальс на прощание".
Помимо восхищения текстом, в котором прекрасно соединены четко выстроенный сюжет, живость наблюдений, настоящие, не занудные философские размышления и легкий, изящный язык (спасибо переводчику Шульгиной), я как-то прочувствовал свое ощущение от этой книжки как вещи, если это можно назвать вещью...



Это совершенно паршивая вещь, серия "Классическая и современная проза", издание "Азбуки-классики". Дизайн издательства "АСТ" (хуже почти некуда): бумага серая газетная, поля маленькие (внешнее поле 8-9 мм), набор бледный и плохо читаемый (вроде "Петербург", но не указан). В довершение, книжка уже потрепана (взял у друга), края обложки отгибаются, сзади здоровая магнитная наклейка магазина - короче, совершеннейшая мерзость, образец антидизайна.



И вот я, книжный эстет, который, беря книгу в руки, вертит её, чтобы видеть переплет (или обложку) со всех сторон, который никогда не пролистнёт авантитул и смотрит на оборот титула и выходные данные как на эстетический объект (отчего и страдает, т.к. это как правило самые неэстетичные страницы), который никогда не относится к книге как просто к тексту, но как к вещи, хоть и заключающей в себе интеллектуальную начинку, - и вот я, этот конченный эстет, мучаясь, с увлечением продираюсь сквозь поганое тело этой жалкой потрепанной книжонки к ее прекрасной душе. Эдакий Ремарк, открывший светлую душу в проститутке...

Я всегда отрицал текст как просто текст, всегда говорил, что лучше распечатать текст самому на принтере на нормальной бумаге или прочитать с экрана (желательно iPad'a), чем читать его в низкосортных ширпотребных изданиях, в обезображенном виде. Это заставляло меня и до сих пор заставляет выискивать букинистические издания вместо покупки тех же текстов в виде серийных изданий в обычных книжных магазинах. Это часто мешает мне покупать книги через интернет, хотя это удобнее и дешевле магазинов.
Это безумие, но оно составляет мою жизнь, и я признаю только эстетически совершенную форму возможной формой существования текста. И мне не нравятся почти никакие существующие у нас на данный момент серии текстовых изданий, включая и как бы эстетские серии интеллигентных издательств вроде "Иностранки" или "Амфоры". Не нравятся, потому что я вижу, что на принципиальный макет текстовой части книги затрачено минут 15, что о нем не думали как следует. И потому что верстка всегда сделана криво и меня уже совершенно задолбали переносы с разворота на разворот! И мне почти все равно, кто дизайнер серии - Бондаренко или какой-то дилетант, я всё равно (больше или меньше) страдаю как читатель-эстет, я насилую себя, не получая удовольствия от чтения, от скольжения по строкам с целью постижения смысла.

Я продираюсь сквозь равнодушно сляпанное, уродливое тело книги к ее прекрасной душе. И не только я как читатель-эстет, измучен этим чтением, но страдает также и писатель, чьи мысли, заключенные в знаки, равнодушные издатель-дизайнер-верстальщик впихнули кое-как в первую попавшуюся форму.

Ничто меня так не бесит, как издания русских классиков. Боже, как же опоганены тексты Пушкина, Гоголя, Толстого! Здесь ни при чем деньги, кризисы, налоги, поборы, наценки книготорговцев, здесь дело в отношении издателя к Пушкину, Гоголю или Толстому. Если ты издал Гоголя лишь бы как подешевле, на газетной бумаге, ты плюнул ему в лицо, ты скотина, и всё тут! Возмите античные вазы, камеи, ожерелья и засуньте их в мусорный контейнер. Потом, извлекая их оттуда, вы ощутите ту же смесь омерзения и восторга. Вполне ничего концептуальный проект экспозиции для крутой галереи...

И вот я со всем своим конченным эстетизмом оказываюсь так захвачен текстом Кундеры, что не могу оторваться от мерзкой книжонки, которой и в руки бы не взял... И дело не в том, есть ли другие издания этого романа на русском - я и не пробовал их искать, меня захватил текст, я не могу оторваться и я плюнул на книгу как вещь, лишь бы высосать из нее смысл. Может, я становлюсь тоже скотиной, как и циники-издатели, которые делают деньги на литературе, опоганивая ее? Ведь я тоже теперь разделяю текст и книгу, я хочу прочитать текст и потом избавиться от этой мерзкой книги. Я же не настолько извращен, чтобы упиваться контрастом своих чувств - своим крайним эстетическим отторжением от книги одновременно с крайним восторгом перед текстом...

Не знаю, чем это кончится, я ведь только на середине этой поганой книги и этой прекрасного текста. Может, дочитав, я буду искать потом другие издания этого романа, чтобы оставить себе и детям этот текст в виде приятной вещи. Ха!.. Мы с Зиной Ахматову не могли найти в достойном издании, не то что Кундеру, недавно переведенного на русский!..
А может, сам когда-нибудь оформлю текстовую серию так, чтобы ее было совершенно приятно взять в руки. Но я сейчас живу в России, и не представляю, какое издательство и когда сможет здесь такую серию запустить. Ну, если по гамбургскому счету оценивать результат...
А еще можно (и это скорее) сделать самому малотиражный эксклюзивный проект для таких же утонченных придурков, как я, чтобы можно было читать хорошую литературу, радуясь не только мысленно, но и визуально...
Но я ненавижу всё элитарное, от этого пахнет или снобизмом, или быдлизмом.
Я не могу принять наш омерзительный книжный ширпотреб.
Не могу радоваться полуприличным изданиям, в которых всё равно вижу кучу профессиональных недоделок.
Все равно хочу читать красивые книги.
Не знаю, что делать.

мысли

Previous post Next post
Up