(следующая страница) Власть белых. Как расистская система укоренилась в Америке. Документальный фильм Би-би-си
18 декабря 2021
Фильм доступен для просмотра только на территории России, Украины, Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
Америка - земля свободных? Или система, основанная на расизме и неравенстве?
В 1964 году Закон о гражданских правах возвестил всем американцам, что "пришел конец расизму и сегрегации". Но сегодня, более пятидесяти лет спустя, американская система по-прежнему остается заточенной против цветного населения страны - у них меньше возможностей для заработка, зато больше шансов оказаться за решеткой. Этот документальный фильм Би-би-си рассказывает о четырех основных социальных аспектах - жилищных условиях, образовании, правосудии и демократии, которые американское правительство в определенные моменты провозглашало доступными для всех и равноправными, но в тайне только сильнее укореняло власть белых. Это история о том, чего на самом деле стоила эта расистская система цветному населению США.
Русская служба Би-би-си имеет право на распространение этого документального фильма исключительно на территории России, Украины, Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
https://www.bbc.com/russian/media-59703003 Власть белых. Как расистская система укоренилась в Америке | Документальный фильм Би-би-си
17 962 просмотра18 дек. 2021 г.
BBC News - Русская служба
1,41 млн подписчиков
ПОДПИСАТЬСЯ
Америка - земля свободных? Или система, основанная на расизме и неравенстве?
В 1964 году Закон о гражданских правах возвестил всем американцам, что «пришел конец расизму и сегрегации». Но сегодня, более пятидесяти лет спустя, американская система по-прежнему остается заточенной против цветного населения страны - у них меньше возможностей для заработка, зато больше шансов оказаться за решеткой. Этот документальный фильм Би-би-си рассказывает о четырех основных социальных аспектах - жилищных условиях, образовании, правосудии и демократии, которые американское правительство в определенные моменты провозглашало доступными для всех и равноправными, но в тайне только сильнее укореняло власть белых. Это история о том, чего на самом деле стоила эта расистская система цветному населению США.
https://www.youtube.com/watch?v=QlxSWj2m7ik Прошлым летом жестокое убийство Джорджа Флойда привело к массовым протестам и призыву к переменам.
- Джордж Флойд олицетворяет тысячи людей, погибших до него. Его смерть стала последней каплей.
Пятьдесят лет назад закон о гражданских правах дал всем надежду на всеобщее равноправие.
- За 50 лет мы так и не обрели свободу. И каждый раз когда мы делаем шаг вперед нас отбрасывают назад.
Сегодня у небелого жителя США вероятность попасть в тюрьму в пять раз выше, чем у белого.
- Вместо того чтобы искоренить расизм внутри системы, правительство значительно расширило эту систему.
А среднестатистическая черная семья в 8 раз беднее, чем среднестатистическая белая.
- Так дальше продолжаться не может. Нас притесняют, а мы терпим. Пришла пора действовать. Мы требуем обычного человеческого уважения.
Мы расскажем о ключевых моментах, начиная с принятия закона о гражданских правах, когда у американцев появился шанс на равные права на жилье, образование и правосудие и почему этого не случилось.
- Американской мечты больше нет. Для многих темнокожих детей американская мечта обернулась американским кошмаром.
60-е годы в Америке стали временем перемен. В 1964 закон о гражданских правах запретил сегрегацию и дискриминацию. Дни вывесок "только для белых" или "только для черных" и расового притеснения подошли к концу.
- Мне кажется люди искренне думали, что они смогут все изменить. Они полагали - как только отменят законы Джима Кроу, как только мы получим право голоса, как только нам дадут возможность участвовать в процессе, мы сможем улучшить нашу жизнь во многих аспектах.
Больше никакой сегрегации! Никакой дискриминации! Так предполагалось по крайней мере.
В Чикаго 60-х чернокожие жили в трущобах. Часто без горячей воды или электричества. Уровень бедности среди афро-американцев составлял 30%, тогда как среди белых всего 7%.
- Чернокожих жителей Чикаго отселяли в гетто. Они жили отдельно от белокожего населения. И жили они просто в ужасных условиях.
Чтобы выбраться из гетто одна женщина добилась слушанья в Верховном суде. Ее звали Дороти Гатро.
- Впервые я узнала о бабушке и ее борьбе, когда мне было 16. Мне кажется она пыталась добиться права чернокожих людей жить вместе с белыми. Иметь теже привилегии и водить детей в теже школы, что и остальные.
Дороти проживала в тесной, темной квартирке в районе Алтгелгарденс. Там жили только афроамериканцы. Она хотела перевести семью в смешанный район. Но ей лишь предложили переехать в другой бедный черный квартал. В 1966 году Дороти подала иск против жилищного ФОнда. Она утверждала, что они поддерживают
расовую сегрегацию отказываясь строить социальное жилье для чернокожих в белых районах.
- Это нарушало положения американской конституции, которая тербовала обеспечить равные права всем и теоретически не позволяла правительству строить социальное жилье только в черных районах. То есть, отделять афроамериканцев от белых американцев.
Территория Чикаго была поделена на 50 районов. Каждый район имел выборного представителя или олдермена. Именно они одобряли или не одобряли заявки на строительство.
- В штате действовал закон, который позволял городскому совету Чикаго контролировать закупку земельной собственности Управлением государственного жилищного строительства. И в большинстве своем олдерменами были белые мужчины. Среди них лишь пара чернокожих.
Дороти предстояло доказать, что олдермены и члены Управления сговорились не пускать чернокожих в белые районы.
- Мы пришли с вестью о том, что Чикаго может измениться.
Через два года после начала борьбы Дороти в Чикаго приехал доктор Мартин Лютер Кинг. То, что случилось позднее - это цена, которую нужно было заплатить за перемены.
- Лидер движения за гражданские права чернокожих Мартин Лютер Кинг был застрелен в Мемфисе штат Тенесси. Америка глубоко потрясена и опечалена жестоким убийством доктора Мартина Лютера Кинга.
Протесты после гибели Кинга вынудила правительство дать людям обещанные справедливость и равенство. Вскоре был принят последний законопроект, который продвигал Кинг. Закон о справедливом жилищном обеспечении.
- Я не преувеличу, если скажу, что это один из тех моментов моего президентства, которыми я горжусь больше всего. Когда данные обещания становятся законами.
Закон запрещал дискриминацию в вопросах продажи, аренды и финансирования собственности. Это были как раз те проявления расизма, против которых боролась Дороти Гатро. Через год после убийства Мартина Лютера Кинга Дороти смогла собрать все доказательства, чтобы направить свое дело в суд.
- Мы просмотрели тысячи папок и тысячи документов и в итоге нашли соглашение, в котором говорилось, что управление жилищного строительства Чикаго может предоставлять жилье чернокожим только в тех районах, которые одобрили олдермены. Это было бесспорное доказательство. По этому соглашению незаконные действия олдерменов заключались в том, что они отказывались утверждать покупку земельной собственности в белых районах для строительства соцжилья. Потому что они не желали впускать чернокожих граждан в кварталы с белокожим населением. Затем мы решили взять письменные показания олдерменов под присягой. И некоторые из них признались, что не могли утверждать покупку земельных участков в белых районах так как олдермены из других белых районов не соглашались на это. Судья нас поддержал. Он сказал, что соглашение, которое мы обнаружили доказывает намеренный факт сегрегации и нарушает конституцию США.
Победа Дороти и принятие закона должны были гарантировать равенство в жилищных вопросах для чернокожих. Но его выполнение не смогли обеспечить. Были разработаны схемы по переселению черных семей в белые районы. Но масштаб был небольшой. На территории разраставшихся гетто росло социальное напряжение.
Детройт, штат Мичиган. Центр автомобильной индустрии 60-х и родина Мотоонрекордс. Со временем многие позабыли, что здесь разворачивалась одна из важнейших битв за гражданские права - битва за равное образование. Хелен Мур была ее участником. В 1969 году она в Детройте воспитывала троих детей.
Она переехала в смешанный пригород и готовилась отдать детей в начальную школу Бартон.
- Казалось это был рай. Все вокруг только и говорили, что о школе Бартон. Что там учат языкам и соседи были в основном белые. И мы подумали - кажется здесь будет здорово.
Но за несколько лет до этого по центру города пронеслись массовые протесты и погромы. Более 150 тысяч белокожих граждан покинули центр города за три года.
- Мы переехали как раз в то время, когда ситуация накалилась до предела и белые не хотели жить рядом с черными. Поэтому, когда мы переехали в наш район, у котором жили в основном белы, мы прошли через тоже самое - они начали оттуда постепенно уезжать. В их дома переезжали черные семьи.
Отток белого населения не только повлиял на состав школ, но и на их финансирование.
- Финанисирование бесплатных средних школ в США крепко завязано на налогах на недвижимость. На практике это означает, что если вы живете в богатом квартале с большими домами, бюджетные поступления для ваших школ будут выше. Но, если вы живете в бедном районе со сравнительно низкой доходностью
налогов, ваши дети будут учиться в школах с плохим финансированием.
В Детройте появились два типа школ: с плохим финансированием в беднеющих кварталах города, где учились в основном чернокожие; и с хорошим финансированием в богатых районах, преимущественно для белокожих детей. Хелен совместно с другими родителями решила воспротивиться этой разделяющей системе.
- Ранольд Бредли был учащимся одной из бедных школ и его мать была недовольна качеством обучения в ней.
- Нас тоже не устраивло образование в наших школах. Поэтому мы решили объединиться в борьбе за равноправное образование.
- Ни мы ни они его не получали. А все потому, что мы - чернокожие.
Дело Бредли против Милликена строилось на предыдущих победах в делах о равноправном обучении. В 1957 суд Канзаса постановил, что расовая сегрегация в школах противоречит Конституции США. Ожидалось, что дело Бредли проверит политику штата Мичиган на факт сегрегации в школах.
- В суде адвокаты решили применить так называемую двуединую стратегию. Во-первых, они хотели показать, что сегрегация в вопросе жилищное распределения привела к появлению образовательной сегрегации. Что эти два аспекта взаимосвязаны. И что политика правительства способствовала развитию жилищной сегрегации.
- Очевидно, что продолжительный период времени существовал своеобразный заговор молчания, который привел к появлению школ только для черных и только для белых.
- Многие утверждали, что люди должны сами решать в каком районе им жить. Что это их личный и добровольный выбор. А адвокаты пытались доказать, что все не так. Что многие решения, принимаемые правительством способствовали развитию жилищной сегрегации и это привело к сегрегации школьной. И в какой-то момент они начали созависеть.
Это было одним из сложнейших дел по гражданским правам со времен принятия закона о жилищных правах. Судьей по делу был назначен Стивен Род. В качестве помощника судьи выступил Джон Раньен.
- Судья Род не был из так называемых предсказуемых либералов. В начале слушанья дела он довольно враждебно был настроен к стороне истцов.
Судья Род может и был настроен скептически, но адвокаты Бредли предъявили убедительные доказательства.
- Одним из основных доказательств, которые они предоставили была карта. Они составили и распечатали карту Детройта размером 3х6 метров с цветными обозначениями, которая показывала, что каждый участок недвижимого имущества города был либо черным, либо белым. Таким образом карта доходчиво отображала степень сегрегации в городе.
- На эту карту города были нанесены районы, которые охватывала та или иная школа. И которые в точности соответствовали границам районам с расовым разделением. Судья Род осознал, что в городе практиковали сегрегацию не только в жилищных вопросах. Он понял, что действия органов управления привели к тому что эта сегрегация распространилась и на школы.
Признание судьей Родом расовой сегрегации стала победой для чернокожих семей не только у Детройте, но и во всей стране. Для ликвидации сегрегации Род постановил, чтобы детей из черных районов на автобусах возили в школы в других округах Детройта.
- Это был один из первых случаев такого двухстророннего движения, когда чернокожие дети ходили в белые школы, а белые в школы черных.
- Но многие белые семьи в особенности из северо-западной части Детройта выражали несогласие.
- Мы ищем справедливости. Мы хотим чтобы наши дети учились здесь.
- Этот процесс начался как возможность для равноправного образования, а превратился в социальный эксперимент.
- Мы не против, чтобы чернокожих детей привозили учиться сюда.
- Да.
- Они могут ходить в наши школы. Но мы не хотим чтобы наши дети ездили в центр Детройта. Мы видим в этом единственное эффективное решение проблемы. Помимо насилия. А мы ни в коем случае не хотим кровопролития.
- Если его можно избежать.
- Если вы живете в квартале с хорошей школой. Стоимость вашего дома увеличивается. Но если район включили в план десегрегации, то сумма единственного крупного капиталовложения, которое эти люди могли себе позволить, снижается.
- Многие из них уехали из города чтобы построить лучшую жизнь и дать своим детям качественное образование.
- План десегрегации судьи Рода разрушил все их планы. Он получал мешки писем с оскорблениями и угрозами. Многие покупали наклейки на бамперы машины с надписями "Род - растлитель детей", "Род - слово из трех букв".
- Угрозы его безопасности были настолько серьезными, что его каждый день по пути в зал судебных заседаний сопровождали двое маршалов.
- Я не верила, что из этого что-нибудь выйдет. Я видела, что белые родители не хотели чтобы их дети учились в одной школе с нашими. Я была абсолютно уверена, что мы ничуть не хуже их и поэтому решила сменить тактику. Я не хотела отправлять своих детей на окраину города, где их как только не
обзывали. Мы устали от расизма, с которым приходилось сталкиваться нашим детям. Мы устали бороться за то чтобы белокожее население признало наше право на учебу.
Поднявшееся после дела Бредли волна враждебности всколыхнуло Америку. Президенту пришлось вмешаться и четко выразить свою позицию.
- Я не согласен с такой тактикой перевозки школьников в другие районы для достижения равенства. Я уже неоднократно выступал против этой практики. И многие граждане Америки вне зависимости от цвета кожи разделяют мое мнение.
Неудивительно, что решение судьи Рода обжаловали и дело передали в Верховный суд. Решение, от которого зависела судьба миллионов чернокожих детей было в руках девяти судей.
- Я уверен, что судьи Верховного Суда испытывали такое же давление, что и судья Род.
- Судьми Верховного Суда понимали, что перед ними показательный пример незаконной расовой сегрегации в городе, которая нарушала равноправие граждан. Но они видели неприятие. Они видели всю жестокость. Судья Стюарт сказал, что в то время он боялся лишь одного - если они разрешат афроамериканским детям
ездить в белые школы пригорода и наоборот, то на улицах прольется кровь.
Верховный суд большинством голосов признал, что в Детройте имело место намеренная сегрегация населения. Но не утвердил перевозку детей на автобусах в белые пригороды.
- Ваши комментарии, мистер Джонс.
- Суд постановил, что у чернокожих есть права, но нет средств для их защиты.
Верховный судья решил, что пригородные школы следует исключить из плана десегрегации. Потому что в них намеренной сегрегации по расовому признаку выявлено не было.
- Я всегда считал, что отмена решения судьи Рода членами Верховного Суда была ошибкой. Они просто не сумели справиться с общественным давлением. Мне кажется тогда они решили поступиться своими принципами. Учитывая обстоятельства ситуации. У судьи Стюарта было свое мнение по поводу школ за пределами Детройта. Он считал, что не стоит их вмешивать в это дело. Кроме того, в них не был установлен факт расовой дискриминации. Судья Стюарт считал, что Верховный Суд должне рассматривать конкретное дело, а не решать социальные проблемы в обществе.
- Мне кажется, что люди не до конца понимали значение этого судебного разбирательства. Дело Миликена могло привести к изменениям в системе школьного распределения и обеспечению равноправного образования во всей стране. Исход дела повлиял не только на округ Детройта. Это постановление оказало влияние
не положение дел в системе образования в стране, потому что своим решением судьи отказались от реальной возможности преобразовать школьную систему.
Исход дела Бредли оказался ударом ниже пояса. Годом ранее Верховные суд отказался от еще одной реформы образовательной системы.
- Дело Сан-Антонио против Родригес также имело самые серьезные последствия для детей национальных меньшинств. Суд посчитал, что существенное неравенство в благосостоянии жителей и уровне бюджетных поступлений с налога на имущество, которое возникло в рамках системы, где финансирование школ напрямую зависит от благосостояния жителей района не противоречит Конституции страны. На практике это означало, что афро-американские и латино-американские школьники волею судеб живущие в районах с низким уровнем дохода и учащиеся в школах с плохим финансированием оказались в неравноправной среде. И по мнению Верховного суда США это не было нарушением конституционного права.
Десятилетиями предпринимались попытки реформировать систему образования, но ни одна из них не увенчалась успехом.
- Я вижу дискриминацию, я вижу, что они не хотят нашей свободы. И именно поэтому мы должны продолжать нашу борьбу. Наших детей лишают законных прав. В наших школах нет многих вещей, которые есть в школах для белых. Пока мы не искореним системный расизм, с которым сегодня сталкиваются наши дети и
наш народ, мы никогда не будем свободны. И вот, что я скажу: пока эта борьба не закончится белые тоже не будут свободны. Никто не обретет свободу пока мы все не обретем ее.
Хелен продолжает борьбу за равный доступ к образованию.
Дороти Гарто изобличила расизм в жилищной системе Чикаго. Спустя 20 лет после ее победы многие гетто так никуда и не делись.
- Дай лапу. Люблю. Умница.
В 1990 годах внучка Дороти Антуанетт росла в районе с точно такими же личными проектами против которых боролась Дороти.
- Мы жили в районе Кабрини Грин. В доме было 15 этажей. Бывало так, что мы сидели без электричества. У нас не было горячей воды. Мы жили вшестером в трехкомнатной квартире. Мы обходились без воды 6 или 7 лет. Это было ужасно. Лифт постоянно стоял сломанный, мусор не вывозили, везде моча, крысы, мыши.
Я ходила в местную школу, но почти ничему не научилась. Я умела лишь читать и писать - и все. Учителям было все равно. На уроках все бесились. А если учитель пытался навести порядок его запросто могли избить ученики. Сейчас мне 47 и я не могу найти работу. Хочу ли я пойти учиться? Нет. Боюсь, что
все поймут, что я ничего не знаю. А все потому, что я выросла в Кабрине Грин, бедная и чернокожая.
Дело бабушке Антуанетт стало прецедентом для адвокатов, выступающих против расистской жилищной сегрегации по всей стране. Это была повсеместная проблема.
- Я выросла в городке в восточной части Техаса, в котором процветала расовая сегрегация. Мое 18-тилетие пришлось на эпоху движения за гражданские права. Я видела всю несправедливость и дискриминацию того мира, в котором я воспитывалась и жила. И это во многом повлияло на мое решение стать адвокатом. Было много дел, которые основывались на деле Гатро. Там применялись теже самые нормы и факты чтобы оспорить жилищную сегрегацию и программу жилищного строительства по всей стране. Судебные разбирательства шли повсюду - от БОстона до Омахи, Баффало и Нью-Йорка. География охватывала всю страну. Это еще раз доказывало, что так обстояли дела не только на юге страны, но и во многих других местах. Теже соглашения и ршения, тажа политика органов управления на строительство домов, разное для чернокожего и белокожего населения. Все они нарушали Конституцию и закон.
Все эти дела, следующие за делом Дороти, не должны были возникнуть - ведь закон уже существовал на тот момент. Положение о позитивной дискриминации к жилищному закону 1968 года. В соответствии с ним при распределении местного бюджета на строительство должны учитываться цели по снижению расовой
сегрегации. Это важное положение было призвано помочь поколению Антуанетт. Но что-то пошло не так.
- Положение о позитивной дискриминации должно было заставить федеральное правительство хотя бы частично взять ответственность, исправить свои ошибки и решить проблемы сегрегации.
Задачу по распределению бюджета и обеспечению десегрегации в жилищный вопросах поручили министерству жилищного строительства.
- Денежные средства выделялись из бюджета для того чтобы поддержать идею равноправия граждан в распределении жилья. Удостовериться, что эти ресурсы не используются для дискриминации людей по расовому признаку. А также решить проблему сегрегации на уровне федерального правительства. И министерство умело тратило выделенные средства. Все у них шло как по маслу в 1960-х, 1970-х, 1980-х и 1990-х годах. Только вот той жилищной сегрегации, которую допустило министерство и должно было искоренить не так просто было противостоять. Ее масштабы были огромны. По большей части потому, что в министерстве знали об этом и долгое время ничего не предпринимали. Нельзя было избежать наркотиков, бандитизма, потому что они были повсюду куда ни посмотри. В нашем доме было два входа и выхода. И оба были перекрыты наркоторговцами и членами банд. Полиция не приезжала на вызовы. Приходилось разбираться самим. Не было выбора. Когда мы жили в Кабрине Грин я постоянно злилась. Я не понимала как наша мама могла допустить чтобы мы там жили. Мне до сих пор горько, но теперь все позади. Но мне больно. Больно говорить об этом. Я не люблю вспоминать все те несчастья. И никогда о них не говорю. Я не рассказываю, что выросла в Кабрине Грин. А тем более, что я внучка Дороти Гатро. Потому что не хочу. Но я горжусь ей. Я бы с радостью о ней рассказывала. Мне кажется люди, которые не росли в муниципальных домах и жилищных проектах не понимают этого. Им все равно. В этом проблема. Забудь, говорят они. Забудь и живи дальше. Но как ты можешь забыть, когда ты в этом рос? Это сидит в тебе. Это часть тебя. Этого так просто не забыть. Ты можешь жить дальше, но не забудешь.
Молодые люди поколения Антуанетт тоже росли и страдали в этих домах. Не смотря на принятие федерального закона, запрещающего гетто, спустя десятилетия они продолжали существовать.
- Проект равноправного жилья так и не был реализован из-за отсутствия политической воли как у выборных, так и назначенных должностных лиц. Расовые жилищные отношения редко показывают политиков с лучшей стороны. Им проще сторонится этих вопросов. Ведь они опасны.
Иногда все же появлялся проблеск надежды.
- Когда Обама пришел к власти его администрация пыталась предпринять важные шаги для решения этого вопроса, как-то его урегулировать. Ввести правила, уговорить правительства. Не могу сказать, что ничего не делалось. Я имею в виду, что за последние 50 лет не было ни одного успешного проекта, направленного на реализацию положения о позитивной дискриминации принятого жилищного закона и на изменение программ жилищного строительства. Ни одного!
В середине 80-х и 90-х районы гетто захлестнула волна преступности. Проблему усугубляли наркотики. В особенности один - крэг-кокаин.
- Наркотики угрожают обществу, разрушают наши ценности и подрывают институты. Они убивают наших детей.
- Мы предприняли меры по решению этой проблемы.
В 1986 году Рональд Рейган объявил наркотикам войну. Закон о борьбе с наркотиками предустматривал особенно серьезные наказания за крэг. Считалось что крэг - криссталический кокаин более опасен для общества, чем порошковый кокаин. Поэтому срок за первый давали в сто раз более суровый, чем за второй.
- Как ребенок выросший в 1980-х и 1990-х в самый разгар войны против наркотиков я видела как эта программа повлияла в частности на мою семью. На практике эти программы были нацелены на небелые сообщества с низким уровнем дохода. Это означало еще больше слежки, больше полиции, более пристальное
наблюдение и более тяжелое наказание на более суровых условиях. Но самая драконовская из этих мер, которую утвердило федеральное правительство, была разница между сроком, который давали за продажу и хранение крэга и обычного кокаина. По новому закону за 5 граммов крэга или 500 граммов порошкового
кокаина давали одинаковый срок - минимум от 5 до 10 лет.
Через 7 лет после принятия этого антинаркотического закона стало очевидно, что чаще всего под его действия подпадают чернокожие мужчины. Согласно данным комиссии по наказаниям, заключенные по статье за хранение и продажу крэга в 90% случаев были чернокожии мужчины. Белые же только в пяти. В 1993 году к власти пришел Клинтон и выдвинул законопроект по борьбе с преступностью. Этот закон получил название "закон трех ошибок". Суды могли приговаривать к пожизненному заключению преступников совершивших одно насильственное и два менее тяжких преступления.
- За то время, что я представляла стороны обвинения я видела по истине тяжелые вещи. Как помощник окружного прокурора я была обязана ежедневно внимательно наблюдать и записывать всех, кто представал перед судом в тот день, проверять все преступления, которые он совершил, определять и ставить напротив его имени 1, 2, 3 и 4 с иксом. Это определяло статус обвиняемого. Обстоятельства дела и даже тяжесть обвинения не имели никакого значения. Многие афро- и латино-американцы отправлялись в тюрьму за употребление марихуаны. По новому закону О трех ошибкамх, если это был второй или третий случай привлечения к уголовной ответственности на третий раз обвиняемый мог получить пожизненный срок.
Фейервэй Брайант из города Шрифпорт Луизиана подсел на крэг в середине 70-х.
- В моем районе крэг продавали на каждом углу. Наркоторговцы зарабатывали кучу денег на нем. Просто запредельные суммы. В черном квартале он пользовался огромной популярностью и его было много, очень много. Казалось он не заканчивался. Стоило тебе улететь в первый раз с утра, ты так и будешь употреблять крэг весь оставшийся день до самого вечера. Как правило никто не мог остановиться на первой затяжке. И ты просто делаешь что-то. Да все что угодно. Неважно что. Лишь бы снова затянуться.
Фейра Уэйна тоже судили как злостного нарушителя.
- В 1986 меня судил за кражу товаров. В 1991 за ограбление жилого помещения. И потом еще за попытку ограбления жилого помещения. Я украл садовые ножницы.
Он не признал вину за попытку кражи ножниц, но присяжные вынесли обвинительный приговор. Попытка вооруженного ограбления и два других преступления означали, что ему светит пожизненный срок.
- Через месяц после того как суд присяжных вынес мне обвинительный приговор, окружной прокурор применил в отношении меня так называемый закон Трех ошибок и запросил для меня пожизненный срок. О чем я думал в тот момент? Что смогу добиться отмены приговора. И на протяжении всего срока я ждал когда это случится.
Фейра Уэйна проговорили к пожизненному сроку и отправили в тюрьму "Ангола".
- Чтобы понять как устроена судебная система в штате Луизиана, посмотрите на количество обвинительных приговоров. Кого приговаривают? Скольких людей? Это даст вам полную картину того что вы хотели знать. Ко всем чернокожим парням, которых отправляли в тюрьму "Ангола", применяли закон О трех ошибках.
За весь мой срок я так и не нашел ни одного белого заключенного, который бы получил пожизненное по этому закону.
Чернокожие составляют всего 30% населения Луизианы. Однако среди тех, кто отбывает пожизненный срок их 75%. В некоторых частях штата это число еще выше.
- Я представляю Новый Орлеан. Более 90% заключенных, которых отправляют в тюрьмы нашего штата из Нового Орлеана являются чернокожими. И мне кажется основные причины здесь очевидны. Американская судебная система, а следовательно и любая система южных штатов, и наша в том числе, штата Луизиана по
определению по своей природе, по результатам является расистской. Это не совпадение, ни чья-то халатность, ни какая-то воля случая. Она всегда была направлена на маргинализацию определенной группы людей.
- Я не ставлю под сомнение тот факт что в нашей системе уголовного правосудия, в частности в тюрьмах очень много представителей расового меньшинства. Но я не думаю, что следует перекладывать всю ответственность на саму систему правосудия. Я считаю, что корни нужно искать в самом начале процесса. Это касается того, чего лишены сообщества, которые страдают от уровня преступности и нищеты. А также как мы боремся с этим.
В 1993 году приговор Фейра Уэйна означал пожизненное заключение. Его последняя надежда была на то, что ему удастся обжаловать приговор.
- Когда я попал в тюрьму "Ангола", первое, что я сделал, это пошел в библиотеку и взял книги по юриспруденции. Это все о чем я мог думать. Я хотел оспорить мое дело в суде и выйти на свободу. Даже не смотря на то, что я наркоман и уголовник. Это не значит, что я должен умереть за решеткой. Я не хотел, чтобы все так закончилось. И не мог позволить себе об этом думать.
В 2016 закон Луизианы изменился. Заключенные, осужденные по закону О трех ошибках получили право на досрочное освобождение через 15 лет, если их приговор основывался менее чем на трех насильственных преступлениях.
- Я отсидел 24 года. 20 лет в "Анголе" и три с половиной в окружной тюрьме. Всего получается примерно 24 года. Что ж, закон О трех ошибках очень суров. И мне кажется, что его нужно отменить. Ведь когда ты совершаешь преступление и отправляешься за это в тюрьму, предполагается что после отсидки ты вроде
как вернул свой долг обществу. Но, разумеется, не для тех людей, которые приняли этот закон. Мне кажется, что это рабство. Это узаконенное современное рабство. В этом состоит вся суть этого закона. Вот для чего его используют. Превращать людей, в основном чернокожих, в рабов.
- Так. Эта комната, в которой я живу, в которой сплю. Это моя кровать. А это все мои вещи. Ха-ха-ха!
Фейрвэй старается жить дальше как может. В Луизиане почти 80% заключенных отбывающих наказание по закону О трех ошибках, чернокожие. Были попытки изменить это закон, но в 28 штатах он по-прежнему действует. Прошлым летом сторонники движения Black Lives Matter вышли на улицы после убийства Джорджа Флойда.
- И было удивительно наблюдать как зарождалась крупнейшее социальное движение в истории США, направленное не только против полицейского произвола. Миллионы людей вышли на улицы с требованием расовой справедливости. Прежде многие представляли расизм как проявление личной неприязни, но оказалось что корин его в основных институтах власти. В тоже время мы увидели настоящую волну репрессий и белого экстремизма.
- Власть белых! Власть белых!
- В нашей стране процветает расизм, превосходство белой расы, ксенофобия, враждебность и к сожалению я ничуть этому не удивлена. Многие полагают, что это осталось в прошлом. Они уверены, что представители белой расы должны контролировать ресурсы, располагать политиической властью, чтобы эти ресурсы распределять преимущественно на нужды белого населения. Мы повторяем себе, что американская мечта достижима для каждого. Нужно лишь усердно работать, следовать правилам и ты добьешься всего, чего пожелаешь. На самом деле для большинства афро- и латино-американских детей американской мечты больше нет. Для многих из них американская мечта обернулась американским кошмаром.
Те, кто был недоволен неудачными попытками США решить вопросы расового неравенства воспряли духом в надежде, что с подъемом нового движения за права правительство обратит внимание на эти проблемы.
- В новой реальности нам предстоит иметь дело с последствиями политических мер, которые предпринимались за последние 50 лет и отголосками движения за гражданские права.
- Я не хочу протестов и бескомромисных разговоров. Я не хочу чтобы нам просто пошли на уступки, но без какого-либо результата. Сейчас у нас есть возможность в полной мере реализовать заповеди Мартина Лютера Кинга. Обещания, данные США. У нас есть возможность не просто рассуждать о свободе и
равноправии, а обеспечить их для каждого гражданина страны.
- Почему нам пришлось выйти на улицы со слоганом "Жизнь чернокожих имеет значение" (Black Lives Matter, BLM)? Неужели Бог создал нас неравными? Неужели он задумал, что жизни белых людей будут важнее, чем жизни черных? Это самая невежественная вещь, которая когда-либо случалась в истории
США. Группа белых людей, которая считает себя выше и лучше латино-американцев, азиатов, индийцев или афро-америкацев. И теперь, когда мы показали им, что наши жизни тоже имеют значение, что-то в системе может измениться. Но изменится ли? Вполне возможно. Но нам нужно продолжать бороться, потому
что мы знаем, что наш бой еще не окончен.
Редакторы
Ливия Серпа
Марк Таусенд
Исполнительный продюсер
Сара Уолдрон
Продюсер и режиссер
Дез Дениэлс
Озвучено студией Лаки продакшен Санкт-Петербург
по заказу Русской службы Би-Би-Си в 2021 году.
Роли озвучивали
Дмитрий Стрелков
Глеб Гаврилов
и Екатерина Кабашова
(предыдущая страница) Содержание