Вот например есть неплохой (а плохой и разбирать неохота) мультфильм - "Непослушный медвежонок" ("ПИЛОТ", 2006 г. Режиссер: Наталья Березовая). Якутская сказка. Красивый мультфильм: север, природа, олени, приятная музыка, местами смешно и в целом мило.
Сюжет вкратце: наступила весна, проснулся медвежонок. Недовольный поучениями и запретами матери, он решает "не быть медвежонком", а стать кем-то еще. Знакомится с евражкой, уткой, оленем - примеряет на себя роли, совершает действия, характерные для данных представителей фауны тайги, но каждый раз все заканчивается предсказуемым эпик фейлом: летать как утка не может, есть мох как олень - не вкусно. По ходу приключений встречает медведя - проникается, (а еще вкусный мед) и решает стать медведем. Бежит к маме сообщить о намерении, и в ответ слышит: "ты и так медведь, только еще маленький".
Вроде бы ничего страшного тут нет. Однако от гендерных ролей не удается спастись даже мишенькам на севере.
Click to view
1. Мама-медведица постоянно ворчит, высказывает недовольство активностью малыша, ругает за шалости, призывает к порядку. Так и видится такая стереотипная мамаша, которая визгливо кричит "Алешааааа, не стой у холодильника, заболеешь! А ну-ка отойди от лужи, стой по стойке смирно шаг влево шаг вправо расстрел". И это - медведица! Традиционное аллегоричное представление о медведях - как о сильных, мощных, умных зверях. Возможно, нелепых ("Мишка очень любит мед"). Но никак не о ворчливых курицах-наседках, которые недовольно ворчат: "Ну что за ребенок!".
Нормально было бы показать мать-медведицу сильной, умной, играющей со своим мишенькой, с достоинством обучающей его охоте, позволяющей ему и залезть в лужу, и съесть червяка (то есть узнать мир). Но создатели мультфильма предпочитают следовать стереотипным гендерным ролям.
2. Инициация. В силу того, что медведица-мать показана крайне непривлекательно, маленькому мишеньке приходится искать иной образ для подражания. Медведь, встреченный мишенькой - сильный (прогоняет волка одним движением брови), достойный (не суетится, столкнувшись с опасностью), прямо говорящий, что он самый сильный, "любящий вкусную еду" (мед). Вопрос - женщина этот медведь или мужчина? Исходя из контекста, предполагается, что медведь мужчина. И с этим медведем-мужчиной и решает ассоциироваться маленький мишка.
3. Мать показана настолько непривлекательно, что в конце мишенька даже спрашивает "Мама, а ты тоже медведь?". То есть это - не очевидно. Качества взрослого медведя, встреченного мишкой-малышом никак не проявляются у медведицы, что соответствует традиционным представлениям о гендерах.
Как было бы феминистично?
Медведица должна быть показана не т.н. курицей-наседкой, а "современной матерью" - то есть не забывающей о себе достойной женщиной. В контексте качеств медведя: сильной (учить мишеньку охотиться), смелой (защищать от врагов), в целом - покровительствовать младшему сверху, а не кудахтать над малышом снизу. Тогда мишеньке не нужно будет искать какую-то другую ролевую модель.